Нет в России проблемы ксенофобии! Нет! И национального вопроса тоже нет. Есть непостижимая позиция власти, в том числе правоохранителей, и близорукость бандитов, использующих национальный вопрос в своих целях.
Сам же тезис терпимости – хорошо проработанная социальная технология. Проработанная и теми, кто контролирует деятельность разных квазисоциологических институтов. Причем, несмотря на всю искусственность утверждения о ксенофобстве русских и России в целом, данная модель продвигается в массы весьма напористо, жестко и бесцеремонно.
Могу привести массу примеров нормального сосуществования русских, армян, дагестанцев, чеченцев. Примеров как из прошлого, так и из настоящего, как в родной и относительно спокойной Псковской области, так и во вроде бы проблемном Краснодарском крае. Могу, но не буду, так как тем, кто понимает, это не нужно, а сторонникам демонизации России ничего не докажешь.
С другой стороны, примеров, когда «национальная напряженность» возникала в результате определенной позиции чиновников и сотрудников правоохранительных структур (и, соответственно органов госбезопасности) тоже предостаточно и большая их часть общеизвестна. Многие помнят также большое переселение из бывших советских республик на закате СССР. Моя бабушка вынуждена была в 1953 году уехать из Вентспилса из-за латышей, хотя туда она с семьей попала не по своей воле - немцы угнали…
Не думаю, что серьезная волна мигрантов, тоже провоцирующая недовольство аборигенов, нужна и бизнесу: большинство приезжих не шибко грамотны и малоквалифицированны. Да и к деньгам привыкают не хуже местных. Вот на одной из пилорам Палкинского района отечественных пьяниц сменили среднеазиатские трезвенники. В итоге замедлился темп работы, выросли цены, а срочные заказы стали проблемой. Или сквер возле Вечного огня в Пскове уже неделю пытаются убрать десяток гастарбайтеров. Конца пока не видно, хотя весь инвентарь новый. Прежде пара-тройка работников «Зеленхоза» старыми граблями делали это за несколько дней. Я знаю совсем немногих ребят, которые работают в России по-настоящему. Они приезжают в одну и ту же контору в пик строительного сезона месяца на три-четыре, пашут без выходных и уезжают домой. У них есть Дом, поэтому они достойны уважения. Остальная масса приезжих просто заняла чьи-то рабочие места. И без всякой пользы. Кто и зачем тогда везет их в Россию еще и еще?
Так что межнациональные отношения – проблема никак не общественного сознания. Хотя возможно, в России на самом деле действует некая пятая колонна, активная во всех слоях – и в государственной власти, и среди экспертов, и среди радетелей за народ. Очень возможно. Но дело не только в этом. Сейчас делается всё, чтобы столкнуть людей лбами, и столкнуть как можно сильнее. Методы банальны, но действенны: максимально стимулируются пороки, но еще сильнее уводится внимание от добродетелей. В итоге люди видят лишь темную сторону друг друга. Почитайте русскую классику – из нее легко понять, что русские прекрасно знали о достоинствах, например, кавказцев, у Лермонтова они даже воспеты. Про недостатки тоже помнили, не забывая и про свои. Вообще, раньше люди намного лучше разбирались в собственных изъянах, поэтому, наверное, и недостатки окружающих виделись им как-то иначе.
Еще неприятно стремление многих «экспертов» доказать, что нет никакой разницы между национальностями. У меня на работе кроме русских есть как минимум пять национальностей, и разница ой, как существует. Но в этом-то и прелесть! Наблюдать за другими людьми, тем более за людьми другой культуры, как минимум интересно. А людей, которые используют других в своих целях, которые уважают лишь себя, которые других презирают, видеть совсем не хочется. Подлецы не интересны и очень утомляют даже свои доморощенные.
Кстати, именно подлецы напирают расставлять точки над «i» в национальном вопросе, хотя и знают, что это не имеет смысла. Ведь ответы лежат совсем в другой стороне – именно в пространстве понятий Добро и зло, Истина и ложь, Честь и бесчестье… Ясно как день, что в эпоху всеобщего комфорта, всемирных сплетен, академической и трудовой мобильности все эти смыслы, которые на самом деле есть один Смысл, превратились в не очень нужный и малопонятный реквизит. Но тогда потеряли свое значение и национальность, нация, народ.
Любопытная деталь: полазив по разнообразным шовинистическим сайтам (слово «национализм» здесь неприемлемо), поймал себя на мысли, что, судя по стилистике, все там словно одним человеком написано. А потом вспомнил, где я все это видел: бесы в «Бесах» Достоевского, планируя будущее, говорили примерно так же.
Так что пока мы разбираемся с национальным вопросом, мир становится совсем другим. Интересно только: наша власть в курсе или все еще привилегии распределяет?
Константин Шморага