В марте 2018 года глава государства в послании Федеральному собранию поставил задачу привести в порядок региональные и местные дороги. Затем после майского указа президента был разработан национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), и уже с 2019 года в 83 субъектах нашей страны, включая Псковскую область, начались масштабные дорожные работы.
Для Псковской области проект может быть спасительным. На сегодняшний день состояние дорог на территории региона оставляет желать лучшего. Проблемы копились с перестроечных времен.
Что уже удалось сделать, а что еще сделать предстоит? С какими сложностями приходится сталкиваться властям и «дорожникам»? И какие коррективы внес в повестку нацпроекта БКАД пресловутый коронавирус? Об этом Псковской Ленте Новостей подробно рассказал председатель Комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области Борис Елкин.
- Борис Андреевич, к реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в нашем регионе приступили в прошлом году. Давайте начнем наш разговор с контрольных цифр за прошедший период. Что уже удалось сделать?
- Действительно, национальный проект БКАД стартовал в прошлом году. Он включает в себя три региональных проекта: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения». В принципе, все три проекта направлены на одну цель - улучшение качества дорожного покрытия, снижение аварийности и повышение безопасности дорожного движения как итог.
Но если говорить конкретно, то проект «Дорожная сеть» направлен на приведение дорог в нормативное состояние, установку элементов безопасности и элементов обустройства, которые повлияют на снижение аварийности, на безопасность движения пешеходов и автомобилей.
В 2019 году планы по нацпроекту были даже перевыполнены. Планировалось (суммарно вместе с агломерацией и региональными дорогами) отремонтировать 150 километров, а по факту отремонтирован 171 километр. Необходимо было также достичь определенных критериев по безопасности дорожного движения, по снижению аварийности. В прошлом году мы смогли и здесь добиться успехов и даже немного превысить показатели по снижению аварийности и уменьшению смертности на дорогах.
- В этом году удастся сохранить эту положительную динамику?
- К сожалению, в этом году свои коррективы внесли погодные условия. Из-за того, что зима была теплой, скоростной режим на многих дорогах увеличился, а видимость, наоборот, снизилась из-за отсутствия снега. Это, к сожалению, повлекло за собой рост количества ДТП в этом году. Но мы совместно с органами ГИБДД работаем над тем, чтобы эту ситуацию нормализовать.
Один из показателей нацпроекта БКАД – ликвидация мест концентрации ДТП. Те места, которые были выявлены в регионе в 2017-2018 годах, устранены. Однако появились новые места концентрации ДТП, поэтому в 2020-2021 годах мы будем работать на предупреждение ДТП именно в тех локациях, которые были выявлены в 2019 году.
На заседании комиссии по безопасности дорожного движения недавно отмечалось, что определено 13 мест концентрации ДТП: одно из них на региональной дороге - в городе Опочка, остальные – в Великих Луках и Пскове.
Наверное, в связи с ограничительными мерами по коронавирусу количество ДТП уменьшится, но в любом случае хочу порекомендовать водителям выбирать правильный скоростной режим и соблюдать требования знаков и светофоров. А мы в свою очередь будем принимать все меры: и по нанесению дополнительной разметки, и по установке дополнительных знаков и ограждающих устройств в тех местах, где это действительно необходимо.
Мы понимаем, что к этому процессу надо подходить комплексно, и совместно с ГИБДД прорабатываем создание рабочей группы по разбору дорожно-транспортных происшествий, чтобы в дальнейшем принимать взвешенные решения.
Кроме того, у нас продолжатся мероприятия по обучению детей правилам дорожного движения.
- На какой стадии находятся непосредственно дорожные работы по нацпроекту БКАД в этом году?
Что касается этого года, то контрактация объектов находится на завершающей стадии. Законтрактовано на данный момент почти 90% от общего количества объектов. По 93% контрактов уже завершены торги. Может быть, это не самый хороший результата поскольку контракты должны быть заключены в полном объеме до 1 апреля, и мы сами себя за это критикуем, но у нас уже есть понимание, что образовалась экономия по торгам.
Плюс есть понимание трудностей прошлого года, когда на двух объектах реконструкции не успели полностью освоить выделенные средства. Кроме того, у нас была экономия от экономии, которую мы не успевали в конце года реализовать. Эти деньги нам в этом году возвращают, сейчас мы подписываем с Москвой все сопутствующие документы. Экономия, а это порядка 40 млн с лишним рублей федеральных денег, вернется на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В этом году уже проторговано нанесение разметки. Близятся к завершению работы по устройству светофоров и обустройству пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений. То есть эти контракты находятся уже на завершающей стадии.
На прошлой неделе заключен контракт по замене и установке нового барьерного ограждения. В ближайшее время подрядная организация приступит к этим работам.
Конкурсные процедуры по освещению дорог тоже запускаются. В ближайшие пару недель соответствующие торги будут инициированы.
В Пскове уже начались работы на Рижском проспекте и на улице Боровой. В области приступили к ремонту участка дороги Псков - Гдов - Сланцы на дальнем участке, ближе к границе с Ленинградской областью, ведутся ремонтные работы в Стругокрасненском, Невельском и Себежском районах. Пока речь идет не об укладке асфальта, тем более на днях еще выпадал снег, а о расчистке полосы отвода, если мы говорим о региональных трассах. Хотя в Псковском районе уже отфрезеровали и уложили выравнивающий слой до похолодания.
На этой неделе ожидаются положительные температуры, и подрядные организации сообщили, что планируют выходить на асфальтовые работы.
В целом, у нас этом году в планах 124,7 км региональных дорог и 29,3 км местной агломерации. Мы надеемся перевыполнить данные планы за счет экономии.
Из крупных объектов, которые будут сделаны в этот году, могу отметить продолжение работы на участке дороги Дедовичи - Дно - Костыжицы. Дорога была действительно в очень плохом состоянии. В прошлом году сделали дорогу от Дедовичей до Дно, в этом году продолжим работы на участке в 13 км. Планируется провести работы и на дороге Пушкинские Горы - Локня - тоже на отрезке протяженностью 13 км.
Разумеется, это и Псков - Гдов - Сланцы. На днях заключили контракт еще на 22 километра этой дороги в Гдовском районе.
- Повлияли ли на работу «дорожников» ограничительные меры, связанные с угрозой распространения коронавируса?
- Мы продолжаем работать независимо от тех ограничительных мероприятий, которые связаны с коронавирусом. Есть разъяснение Минтруда по данному вопросу о том, что дорожная деятельность является жизнеобеспечивающей, поэтому и ремонт, и содержание дорог никто приостанавливать не будет. Работы будут продолжаться в полном объеме.
Есть разъяснение и от Министерства транспорта, ведомство также рекомендовало не останавливать работы. Это касается и федеральных, и региональных, и муниципальных дорог.
Однако подрядным организациям необходимо принять все меры по предотвращению заражения сотрудников, потому что они работают в тесном контакте. Сейчас подрядчики стараются минимизировать количество сотрудников, больше работать техникой. Например, оператор погрузчика фактически изолирован у себя в кабине и не имеет контакта с людьми.
- Есть еще один серьезный вызов для экономики. Возможно, не менее глобальный, чем коронавирус, - это ослабевшая нацвалюта. Тут есть какие-то опасения у дорожного хозяйства?
- Все материалы, которые используются в дорожном строительстве, - в основном отечественного производства. Заказных позиций из-за границы, которые зависели бы от валют, мало. Конечно же, ситуация со стоимостью нефти может повлиять на стоимость битума. Но пока еще рано об этом судить. Часть подрядных организаций уже заказали материалы до ослабления рубля, то есть у них все есть в наличии. Месяца на три они обеспечены материалом, поэтому и опасений нет.
Но есть и другой момент: техника, на которой работают наши подрядчики (в том числе и ГБУ «Псковавтодор»), импортная. И комплектующие у этой техники тоже импортные. Мы уже сейчас видим, что комплектующие растут в цене. Это негативный момент, который может сказаться на частоте обновления парка. Но на качестве работ, я уверен, это никак не отразится.
- Могут ли возникнуть проблемы с финансированием? Со сроками исполнения контрактов?
- В рамках национального проекта у нас в этом году на дорожную сеть направлено 2,3 млрд рублей. Из них почти 380 млн рублей - это федеральные деньги, а остальное - это региональный бюджет. Все средства в наличии, поэтому все готово к выполнению работ - подрядчики почти все разрешения получили и уже приступают к ним. Тут рисков нет.
Если говорить о реперных точках, то в Пскове часть дорог планируется завершить в июле, часть - в конце августа - начале сентября. Такие сроки специально установлены из расчета, чтобы к началу нового учебного года, когда люди выйдут из отпусков, а дети пойдут в школу, горожане уже смогут ездить полноценно по новым, отремонтированным дорогам.
Конечно, мы не знаем на 100%, как будет развиваться ситуация с коронавирусом, но надеемся, что все будет хорошо, и к тому времени нас минуют все недуги.
То же самое касается региональных дорог. В принципе, по всем уже разыгранным контрактам срок окончания - это в основном сентябрь. Там, конечно, объем зачастую больше, чем в городах, поэтому срок завершения, возможно, придется продлить до октября, чтобы у подрядчика была возможность сделать все заложенные объемы.
- Вы упомянули контракты по освещению дорог. Это актуальный для нашего региона вопрос, безусловно. А что конкретно планируется сделать?
- Будет три полноценных объекта освещения: в Опочке, в Пушкинских Горах и на дороге «Груздово - Прилуки».
Кроме этого, для обеспечения безопасности дорожного движения продолжатся работы по освещению пешеходных переходов и автобусных остановок. Понятно, что это в полной мере не освещает весь населенный пункт, но, по крайней мере, решается вопрос с освещением в местах, где особо опасно, где высок риск ДТП и возможен наезд на пешеходов.
Эта работа началась еще в прошлом году. И здесь есть свои тонкости техприсоединения. Бывает так, что строительно-монтажные работы закончены, но свет еще не горит. Люди жалуются, а мы их успокаиваем: идет процесс подключения, работы продолжаются.
- А что включает в себя подпроект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»?
- Сюда входит и установка дополнительных камер фото-, видеофиксации, и рамки весогабаритного контроля, и разнообразные интеллектуальные транспортные системы. Это в том числе и интеллектуальное освещение. К слову, эти мероприятия финансируются не из федерального, а только из регионального бюджета.
В этом году в рамках общесистемных мер запланированы работы по устройству автоматических рамок весогабаритного контроля. У нас уже сформирован перечень дорог, где эти рамки будут установлены: это Гдовская дорога на выезде из Ленобласти и в поселке Ляды в Плюсском районе (также в сторону выезда из Ленобласти). Почему были выбраны именно эти точки? Потому что через эти дороги проходит очень большой транзит тяжеловесной техники, в частности в Ленинградскую область везут лес. Поэтому для обеспечения сохранности дорог было принято решение ограничить вес именно на этом направлении.
В целом у нас поставлена задача до 2024 года установить девять рамок весогабаритного контроля. И, конечно же, приоритетность программы заключается в том, чтобы ограничить проезд тяжеловесной техники, в том числе на крупных транзитных дорогах. Таких, как Порхов - Успенье, к примеру. Точки дислокации еще прорабатываются, но наша основная задача - это, конечно же, не допустить, чтобы разбивали наши региональные дороги.
- Рамки системы «Платон» тут не помощники?
- Нет, рамки «Платон» - это взимание платы. А здесь это именно динамические весы. Они взвешивают грузовики на ходу.
Это во многих регионах уже используется, в том числе, на федеральных дорогах. В Псковской области у нас пока автоматических рамок нет ни на федеральных, ни на региональных трассах. У нас есть только стационарные посты с присутствием людей - в Кунье и Любятово. В случае с рамками человеческий фактор полностью исключен. Все делает автоматика, и сразу же данные попадают в соответствующие органы.
- Северный обход. Я так понимаю, что без моста это и не обход вовсе. Есть ли какие-то подвижки по этому объекту?
- Да. Объекты Северного обхода недавно прошли экспертизу, к сожалению, возникли замечания. Сейчас будет повторный вход в экспертизу в ближайшее время. Проектные решения там немного меняются - именно по мосту. Без этого мы пока не можем приступить к работам.
В этом году силами ГБУ «Псковавтодора» будет отремонтировано 9,5 км Северного обхода. С момента строительства дороги прошло уже 13 лет, движение достаточно интенсивное, поэтому требуется уже проводить ремонт полотна, есть дефекты покрытия. Понятно, что там не будет ремонта капитального, но замена покрытия, укрепление обочины, обновление разметки провести необходимо.
- Почему Великие Луки не попали в нацпроект?
- В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» в Псковской области создана только одна городская агломерация - с Псковом, поскольку Минтранс утвердил четкие параметры по созданию агломерации. Это может быть либо город с населением в 200 тыс. населения, либо административный центр. Великие Луки не подходят по этим критериям.
- Но это не значит, что дорожные работы в Великих Луках не ведутся?
- Конечно, нет. В прошлом году мы к Великим Лукам сделали два подъезда. Начаты работы по строительству подземных пешеходных переходов, хотя к ним много вопросов возникает в части их целесообразности. Но это центр города. Надземные переходные переходы там не сделать. Наземные - тоже проблематично, потому что перекресток проспекта Ленина и улицы Дьяконова очень загруженный. После строительства путепровода поток автомобилей увеличился, сейчас там очень плотное движение. Поэтому планируется обустроить полноценное круговое движение с устройством подземных пешеходных переходов.
По Великим Лукам есть еще ряд объектов, с которыми необходимо работать, но они достаточно капиталоемкие. Поэтому сейчас мы изыскиваем возможность привлечения дополнительных федеральных средств для реализации этих планов.
- Кажется, уважаемое министерство очень просили пересмотреть эти параметры...
- Да, но мы же понимаем, что тут вся страна на кону, и таких городов, как Великие Луки, по 100 000 населения, очень много. Это повлечет необходимость дополнительного финансирования. К сожалению, это не всегда возможно.
- Расскажите, пожалуйста, о тех подрядных организациях, которые работают в нашем регионе по нацпроекту БКАД. Откуда они, сколько их?
- География у подрядных организаций разнообразная. На севере области работает часть подрядных организаций из Санкт-Петербурга, часть - местные компании. Есть компании и из других регионов. На юге области в основном работают наши, хотя тоже есть и организации из Санкт-Петербурга.
- Кто работает лучше?
- Наша задача, чтобы все работали одинаково хорошо. И не выявлять, так скажем, любимчиков или нелюбимчиков… Основные подрядные организации у нас из местных: «Спецдор-60», «ДорСтройСервис», «АДП» («Автомобильные дороги Пскова»). Из Санкт-Петербурга - «Буер», «АБЗ-Дорстрой», «ДАФ».
Плюс большую часть работы ГБУ «Псковавтодор» выполняет собственными силами. В этом году это три участка дорог: Северный обход, «Большая Дуга - Стороп» и «Пушкинские Горы - Локня».
- Приходилось ли наказывать подрядчиков по итогам прошлого года?
- Конечно, приходилось наказывать и за просрочку, и за качество, но в итоге все выполняли потом свои обязательства.
Я думаю, сейчас, когда погода устоится, если с коронавирусом не будет проблем, мы снова организуем гарантийные выезды, и полагаю, какие-то замечания все равно снова будут выявлены. Не бывает без замечаний. Но это мелкие замечания, которые легко устраняются, критичных нет.
- Значит, в реестр недобросовестных подрядчиков никого не отправили?
- Не было в этом необходимости. Занесение в такой реестр возможно только после того, как подрядная организация откажется от взятых обязательств. Претензионная работа в прошлом году, конечно, проводилась. В рамках реализации нацпроекта в том числе. Подрядчикам выставляли предписания, и они устраняли все недочеты еще до ввода объекта в эксплуатацию. Бывали случаи, что даже и перекладывался асфальт из-за низкого качества асфальтобетонной смеси.
- Какие объекты в Псковской области сейчас самые проблемные, требуют безотлагательного ремонта, можно сказать, немедленного хирургического вмешательства, но пока еще ждут своей очереди?
- Таких дорог много. Мы понимаем, что зима у нас была достаточно теплая и влажная, а поскольку у нас больше 50% дорог - это грунтовые дороги, то очень многие пришли в негодность. И мы понимаем, что грунтовые дороги - это слабая точка. Если в зимнее время все замерзает и держится нормально, то в весеннюю или осеннюю распутицу, там возникают проблемы. В этом году всю зиму были эти трудности, мы с ними боролись. Действительно очень много жалоб, застревали автомобили. Ужаснейшее состояние дорог было, особенно там, где ездит крупная техника. Мы вводили и вводим временные ограничения на отдельных дорогах. А в планах у нас разработка проектов по постепенному переводу грунтовых дорог в асфальтовые.
В городе Пскове наболевший вопрос - это улицы Кузбасской Дивизии, Западная, Байкова. Пока по ним подтверждения по дополнительным средствам нет, хотя мы федеральный центр запрашивали. Но в случае экономии, которая у них появится, мы надеемся на федеральную помощь.
Даже если не получится сделать их с помощью федерального центра, может быть, попробуем начать эту работу в следующем году в рамках областных субсидий, потому что там суммарно на три улицы необходимо 500 млн рублей с учетом полной реконструкции, создания четырех полос, с остановками, освещением и всем-всем-всем. Улицы Владимирская, Никольская рядом тоже очень нуждаются в ремонте и в общественном транспорте.
Хорошие новости - у нас с 2021 года стартует национальный проект по мостам и путепроводам, в рамках которого мы будем приводить в нормативное состояние искусственные сооружения. У нас уже есть частично разработанная проектная документация, активно готовится дополнительная для реализации данного проекта. В регионе 503 моста, и мы понимаем, что многие из них надо приводить в порядок.
Очень надеемся на дополнительную помощь. В прошлом году у нас было дополнительное финансирование, но не в рамках нацпроекта, а в рамках иных трансфертов. И в этом году мы тоже надеемся на дополнительную помощь из федерального центра.
Беседовал Алексей Овчинников