Выпуск 006. Инспекция Октябрьского проспекта
Ранее мы уже говорили о том, что любой город – это, по сути, живой организм, и его строение и функции практически аналогичны тому, что происходит в телах живых существ.
Дороги – это кровеносная система, а всё что по ним движется (пешеходы и транспорт) – это, собственно, кровь.
Пробки на дорогах – это следствие локального тромбоза, которое может иметь эффект снежного кома, то есть бОльшее количество стоящих автомобилей формирует бОльшую пробку, бОльшая пробка, в свою очередь, вызывает ещё больший коллапс автомобильного движения. К чему всё это приводит, мы видим и знаем.
Причин возникновения пробок всего три – неграмотно построенные/организованные дороги, некорректно работающие светофоры и, собственно, неправильно припаркованные автомобили.
Остановимся коротко на каждом факторе в свете борьбы с пробками.
Важнейшая характеристика любой дороги – это её пропускная способность, и чем она выше, тем меньше вероятность возникновения заторов. Определяется всё это шириной дороги, качеством её покрытия, её геометрией и так далее. Идеал – широкая, ровная и прямая дорога.
Любой светофор – это бог дороги, её, так сказать, путеводная звезда. Качество работы светофоров определяет то, как дорога «дышит», как она живёт. Светофор может быть как помощником, так и вредителем, мы об этом говорили ранее и позже в будущих выпусках будем возвращаться к этому.
Паркинг автомобиля в зоне активного движения (проезжая часть) – это не только вредно, но и опасно. Ибо стоящая на крайней полосе машина – это тромб, который может привести либо к закупорке транспортной магистрали, либо к ненужным и опасным турбуленциям внутри транспортного потока.
Это было небольшое теоретическое вступление. От теории – к практике.
31-го августа, в последний день лета активисты движения «Псков: Город Для Людей?» провели очередной адресный рейд, на этот раз объектом инспекции стал Октябрьский проспект.
Данная магистраль является одной из трёх внутригородских дорог, определяющих основные направления движения в Пскове – кроме рассматриваемого Октябрьского проспекта, мы имеем проспект Рижский и улицу Юбилейную, которая в последние годы вплотную приблизилась к статусу проспекта, если не обрела его.
Но – вернёмся к родному Октябрьскому.
Он – абсолютно прямой. Вытянутый как струна. Это практически полностью прямая четырёхполосная на всём протяжении дорога. Покрытие ровное или почти ровное. Работу светофоров, за некоторыми исключениями, можно признать удовлетворительной. В общем, почти все перечисленные факторы свидетельствуют о том, что Октябрьский проспект удачно справляется с потоком автомобилей. Почти, да не все. Ибо есть проблема, которая давно портит кровь большинству (если не всем) автолюбителям. Речь идёт о запаркованных на крайних полосах автомобилях.
Сказать, что они создают неудобства – значит не сказать ничего. Когда из двух полос свободна только одна или три четверти полосы – это уже серьёзная опасность. Таких очагов на Октябрьском несколько. Перечислим их.
Полоса вдоль «Максимуса». Несмотря на отсутствие «карманов», владельцы оставляют свои автомобили на крайней полосе. Запрещающего остановку знака там нет, но и дорога не приспособлена для стоянки. Выход – либо установить знак «Остановка запрещена», либо расширить улицу в этом месте для паркинга. Я ратую за второй вариант.
Противоположная сторона дороги на этом же участке, рядом с остановкой «Улица Гагарина», направление из Центра. Установлен знак, запрещающий остановку, но его все игнорируют, тем самым препятствуя свободному движению потока к перекрёстку Вокзальная /Октябрьский.
Полоса дороги вдоль дома №31 по Октябрьскому. Стоит насколько наивный, настолько и лицемерный знак «Остановка Запрещена», который настолько же цинично игнорируется всеми, кто там паркуется. Самое смешное в том, что знак модифицирован табличкой времени активности знака, то есть остановка запрещена с четырёх до восьми утра. Что сие значит? Каково обоснование? Этот знак должен «работать» всё время, и особенно в часы пик, когда потом автомобилей максимальный. Стоящие машины иногда создают невозможность правого поворота с Октябрьского на ул. Гагарина, даже под разрешающий зелёный.
Ситуация менее критическая, но заслуживающая внимания на дороге вдоль здания ФСБ (раньше стоял знак «Остановка Запрещена», сейчас почему-то сняли) и на противоположной стороне вдоль дома 29, где действующий знак игнорируется. Однако, никого не штрафуют. И даже не предупреждают. Вот она, пресловутая фигура умолчания!
Куда более серьёзные вещи творятся на участке между перекрёстками Октябрьский/Гражданская и Октябрьский/Металлистов. Там стоит знак, ограничивающий скорость пятьюдесятью километрами в час. Знак абсолютно бесполезный, так как там до такой скорости и не разгонишься, и не поедешь, так как в будние дни в часы пик там образуется стихийная стоянка автотранспорта на ширину не менее одной полосы, а то и более. Как решать вопрос со скоплением там машин? Запретить её? Возможно. Но тогда куда девать эти автомобили? Парковать на сопредельных улицах и во дворах? Опять же, возможно. Но готовы ли улицы к заселению автомобилями? А вот это уже вопрос, который нужно задавать городским властям и активно его обсуждать.
Последний очаг проблемы, обнаруженный нами – это участок у бывшего кафе «Снежинка», ныне точка общепита «Васаби». Там стоит тотально игнорируемый знак, запрещающий остановку, там же находится единственный изгиб Октябрьского проспекта, в который необходимо безопасно войти, не сбив пешехода, и не врезавшись в нелегально запаркованный на крайней полосе транспорт. И это не шутка, ДТП в этом месте происходят с завидной регулярностью. Впору говорить, что авария не произошла, а состоялась.
Как и прежде, движение «Псков: Город Для Людей?» приглашает к конструктивному диалогу городские власти, ответственные за дорожную инфраструктуру и аналитику.
Майк Миханзон