АвтоМир / Автоблоги

«Псков: Город Для Людей?»: Беглый анализ Рижского проспекта

12.05.2012 15:58|ПсковКомментариев: 46

Отгремели выборы думские и президентские, кончилась потемкинская показуха, и наступила весна. Опять не стало дорог, опять водители чертыхаются за разбитые подвески, гнутые рычаги  и вмятые поддоны. От горизонта до горизонта над Псковом вместо грома гремят раскаты отборного русского мата. Неубранный песок, летящий в лобовуху и фары гравий, халтурные заплатки, убитые «в ноль» дворы. Но это было всегда, и мы к этому привыкли. Естественно, об этом не раз еще будем говорить. А сегодня обратим наш взор на Рижский проспект.

Что о нём можно сказать? Это одна из самых длинных магистралей города - 4,7 километра. Как и положено проспекту, он практически прямой и четырёх (шести)полосный – по две и по три полосы в каждую сторону. Пересекается с  11-ю улицами, большинство таких перекрёстков оборудовано светофорами. Кроме того, имеются множественные выезды из дворов и прилегающих территорий. Качество дорожного покрытия - от удовлетворительного до отличного, если не считать Ольгинский мост. Рижский - это самая густонаселённая улица Пскова с самой развитой инфраструктурой. Предприятия и организации, магазины и магазинчики, несколько супермаркетов и гипермаркет «Лента», рестораны, кафе, империя досуга «Лидер»… Всё это - Рижский проспект. Имея на себе столько всего и в таком количестве, проспект начинает задыхаться.

Поводов для удивления нет - благодаря неусыпной заботе «Единой России» о подконтрольной ей биомассе,  день ото дня растёт благосостояние народа, а вместе с ним, помимо всего прочего, и  транспортный парк. Одновременно всех дорога принять не может, ибо она не резиновая. Понимая это, люди всё чаще ходят пешком (если идти относительно недалеко) или пересаживаются на велосипеды. Впрочем, массовой данная тенденция пока не стала. Но ведь ещё не вечер, верно? Сегодня же нам автомобили и велосипеды не нужны. Мы вооружимся простенькой фотокамерой и прогуляемся по Рижскому. Начнем прогулку из центра города.

Первое, что бросается в глаза, – это невнятная логика тех, кто  делал расширение Рижского на коротком участке между мостом и выездом от «Малыша». До выезда – нормальные три полосы, после него – две с половиной. Выезжать неудобно – закусываешь поребрик дисками колёс. Если выныриваешь от «Малыша»  без заезда на тротуар, то рискуешь задеть уже стоящие на полосе автомобили либо те машины, которые проезжают мимо. Короче, дорога от выезда до светофора нуждается в расширении. Плюсы очевидны.

 Небольшое лирическое отступление.

Данный дорожный «карман» является весьма заманчивым (и удобным!) поводом для поворота с моста направо под «кирпич». Сама геометрия дороги словно приглашает нарушить правила – комфортный, обтекаемый заезд, запрещающий знак не всеми и не всегда замечается. Однако, есть и те, кому на светофоре стоять лень, поэтому им проще ехать в обход через дворы или мимо «Волны». Раньше такой манёвр стоил незадачливым водителям прав или нескольких тысяч на уплату «экспресс-штрафа». Сейчас одностороннее движение от Рижского до «Волны» по набережной реки Великой упразднено, поэтому охотников заехать под «кирпич» прибавилось – штрафы минимальны.

Идём через Ольгинский мост.  Про раздолбанность моста вообще и его дорожного покрытия в частности говорить не будем: временный ремонт неэффективен, а на замену моста денег нет. Поговорим о другом.

В чью-то светлую голову однажды пришла идея упразднить пешеходные переходы по обе стороны моста. Что ж, идея здравая и актуальная и её надо как-то реализовывать. Реализовали: установили эдакие заборчики, призванные запретить особо ретивым пешеходам переход дороги в этих местах. Но толку почти что ноль. Спрашивается, почему? А потому что это недоделка. Халтура. Пешеходы игнорируют эти так называемые турникеты, обходят их. Тем более со стороны кинотеатра «Октябрь» установили только одно заграждение. Да и у театра кукол два заборчика погоды делают не намного больше.

За переход дороги в неположенном месте почти никого не наказывают. Конечно, ГИБДД иногда для очистки совести отлавливает  таких граждан, но что с них возьмёшь? У них ни документов, ни денег (мятый полтинник с мелочью в кармане не считаем). Любого такого пешехода пожурят и, давши пендель, отпустят, и он снова будет перебегать дорогу, где попало. Понятно, что рано или поздно его собьют, и он поумнеет (если выживет). Но ему на смену придут другие непуганые остолопы-нарушители. Сами заборчики являются скорее символическими ограждениями, нежели реальными преградами.  Соответственно, делать их надо длиннее. Жизнь пешехода и свобода водителя не стоят лишних установленных заборных секций. Надеюсь, это всем ясно.

Небольшое лирическое отступление.

Вседозволенность и безнаказанность в стране  порождает то же самое и на дорогах: пешеходы повсеместно переходят «там, где угодно». Яркий и типичный пример – автобусная остановка «ул. Юбилейная» близ перекрёстка с Рижским проспектом. Сотни людей в день бегают через дорогу, норовя попасть под колёса стремительных автомобилей, мотоциклов и автобусов. Бегают там практически все – от пионэров до пенсионэров, даже мамы с детьми. Душеспасительные беседы с ДПС ГИБДД ощутимых плодов не дают. Значит, на помощь придут турникеты. Понятно, что по всей длине их не поставишь, придётся оставлять просветы в местах посадки/высадки пассажиров. Данная мера существенно повысит безопасность на этом и других подобных участках. Пример – участок Рижского между ул. Горького и Петровской. До установки заграждений многие пользовались возможностью перебежать дорогу от остановки напрямую, не по «зебре». Наличие турникета свело к минимуму число нарушителей. Очевидно, это спасло чьи-то жизни.

Четыре угла. Признаюсь честно: этот перекрёсток – моя боль и моя надежда. И дело даже не в авариях. Проблема в том, что перекресток морально устарел. Необходим апгрейд. Частично он был сделан несколько лет назад. Это было грамотное, продуманное и успешное решение – со стороны моста полотно расширили на одну полосу и установили длинное «антипешеходное» заграждение. Это привело к более удобному и эффективному проезду транспорта от моста на Завеличье и направо в сторону радиозавода. Но время неумолимо бежит вперёд, и сама жизнь диктует необходимость аналогичных действий на участке от «Гидроимпульса» до собственно перекрёстка. Те, кто уступает пешеходам или стоит в очереди для движения направо в сторону «Бинго» не будут задерживать тех, кто едет прямо в сторону площади Ленина. Свободное придорожное пространство позволяет безо всяких проблем расширить дорожное полотно. Это разгрузит перекрёсток.

А теперь мы у «Вольного купца»  - того, что напротив «Дикси». Сразу обращаешь внимание на стояночный «карман» для таксистов. Какой проектировщик этот карман делал? Где этот гений?

Вопреки ожиданиям городских властей, количество таксистов (как и автомобилей) год от года увеличивается. Это удивительно и невероятно, но это факт. Я ничего не знаю про СНиПы, ГОСТы и прочие стандарты, но эти карманы должны быть глубже и длиннее. Их нужно рассчитывать с учётом ширины автомобиля плюс минимум полтора выноса открытой двери. Для чего? Для безопасности. А ещё для эффективной пропускной способности дороги. Ибо, рискуя притереть томящегося в неглубоком кармане в ожидании клиента таксиста или опасаясь «срезать» внезапно открывшуюся дверь вместе с человеком, проезжающие мимо автомобили вынуждены притормаживать. Или перестраиваться в другой ряд. Что практически всегда нарушает стройность и безопасность дорожного потока.

Кстати, подобные перестроения и турбуленции есть везде, где таксисты оккупировали под свои стоянки крайние полосы дорог, тем самым сузив полезную ширину дорожного полотна. Например, напротив «Коровника» (он же «Магеллан») между выездом с дворовой территории и автобусной остановкой. Видя впереди стоящего таксиста, народ уже от самого перекрёстка Рижский-Юбилейная начинают щемиться от края ближе к центру дороги, чтобы не задерживаться на светофоре, пропуская поток автомобилей в объезд таксистов по свободным двум из трёх полос. Замечу, что по этой причине крайней полосой пользуются весьма редко – это только автобусники, использующие её в качестве полосы разгона для перестроения (опять-таки!) на вторую полосу да автомобилисты, поворачивающие во дворы. И иногородние, незнакомые с местной спецификой. Практически та же ситуация на остановке у фабрики «Славянка».

Причина поведения таксистов очевидна: и напротив «Коровника», и у «Славянки» им есть, где приткнуться – в обоих местах есть территории-отстойники, способные принять несколько такси одновременно. Но таксисты не спешат там стоять в ожидании пассажиров. Стремление «быть ближе к клиенту» и желание быть замеченным диктуют таксистам именно такой выбор места стоянки. Главное – заработать, а на неудобства для остальных можно махнуть рукой.

Небольшое лирическое отступление.

Заметным фактором, затрудняющим движение по Рижскому в сторону Центра, является транспорт, запаркованный прямо на проезжей части у империи досуга «Лидер». Объясняется это просто.

Как вы знаете, «Лидер» - это один из крупнейших в СЗФО развлекательных центров. Количество его посетителей измеряется тысячами в неделю. Гости «Лидера» не стесняются быть модными. Вся прилегающая территория уже давно напоминает выставку новейших достижений мирового автопрома – Infiniti, Audi, Lexus. Впрочем, ценители старины тоже не прочь красиво потусить – опытный глаз без труда найдёт и видавшую виды «классику», и винтажные восьмёрки с девятками, и демократичные «десятки» с «Приорами» впридачу. Да и студентам при Путине (в кои-то веки!) есть на что разгуляться –  вот «Логан», вот «Лачетти», вот «Матиз»…

Впрочем, дело даже не в том, кто на каких машинах приезжает. И дело даже не в возможности эффектно выпорхнуть из машины прямо у входа в клуб, что считается особым шиком среди завсегдатаев и что навязчиво диктуется псковским менталитетом. Отчасти, дело в страхе оставить железного коня в соседних дворах вне зоны видимости или действия брелка сигнализации. Но это отчасти, а истинная проблема – это отсутствие адекватной парковки. То, что имеется в наличии – это импровизированная, стихийная стоянка. А цивилизованный её вариант, судя по всему, не задумывался и не проектировался. И вряд ли будет, так как строить её просто негде. Соответственно, нужно искать решение.

Дорожная магистраль – это артерия, кровеносный сосуд. Чем меньше препятствий на пути у крови, тем здоровее организм в целом. К теме города это относится в полной мере. Среди десятков городских улиц можно по пальцам рук перечислить те из них,  на которых следует КАТЕГОРИЧЕСКИ запретить остановку транспорта ВНЕ карманов либо иных специальных территорий. Октябрьский, Рижский, Коммунальная, Юбилейная, Поземского, Фабрициуса – на этих улицах любой сможет заметить автотранспорт, стоящий под запрещающими знаками, либо запаркованный вполне законно, но тем не менее, создающий проблемы проезда и/или обзора. Коль скоро говорим о Рижском, сходу могу в качестве примеров назвать несколько таких проблемных мест. Нечётная сторона Рижского между Киселёва и Народной, также следующий участок от Народной до первого поворота во дворы. Далее легальная стоянка вдоль стены «Коровника» с указанием времени запрета, но всяк паркуется, когда захочет. Лучше её отменить, так как она опасна при выходе и посадке. Кроме того, она вечно неубрана, так как две-три стоящие машины создают помехи для уборки её спецтехникой. В итоге дышим пылью.

По чётной стороне в основном таксисты, о них мы уже говорили. Как решать с ними эту проблему – отдельный вопрос. Можно обустроить и обозначить зоны ожидания, установить баннеры/вывески/стрелки или что-нибудь в этом роде. Если их услуги востребованы, то их обязательно найдут. Пройти лишние 20 метров до машины – не проблема.

В данной статье мы попытались обозначить основные (хотя, возможно, и не все) проблемы Рижского проспекта. Если вам есть что сказать или добавить, пишите нам в наше сообщество «ВКонтакте».

P.S. Пока готовился материал…

…в ночь с 5 на 6 мая произошло чудовищное ДТП, приведшее к гибели 17-летней Карины Алексеевой и травмированию её спутника. Трагедия произошла на Рижском проспекте, недалеко от РЦ «Лидер». Обсуждать случившееся не имеет смысла – во-первых, всё уже сказано-пересказано на форумах, а во-вторых, погибшую девушку не воскресишь. Однако как бы цинично это не звучало, но это не первое и не последнее ДТП на Рижском. Добавим, что данный участок (между Петровской и Киселёва) всегда являлся очагом повышенной напряжённости и аварийности. Поэтому требуем от сотрудников ДПС обращать повышенное внимание к безопасности дорожного движения в этом районе с усиленным контролем в вечернее-ночное время по выходным и праздничным дням.

Майк Миханзон

ПЛН в телеграм
опрос
Где вы паркуете свой автомобиль?
В опросе приняло участие 273 человека
Сюжет: Интернет-движение «Псков: Город Для Людей?» «Псков: Город Для Людей?»: Два слова о шумовых полосах «Псков: Город Для Людей?»: Ремонт или Понт? Нажми на кнопку Тверская область: регион для людей? Псков: Город Для Людей? Страсти по перекрестку Рижский/Юбилейная «Псков: Город Для Людей?»: Беглый анализ Рижского проспекта «Псков: Город Для Людей?»: Шао-Линь Отдыхает Gun-Dawn Generation или Люди-Презервативы «Псков: Город Для Людей?»: Инспекция Октябрьского проспекта Комитет по дорожному хозяйству предлагает создать комиссию совместно с органами ГИБДД и Майком Миханзоном Режим работы светофора у «Шведской горки» в Пскове менять не будут «Город Для Людей?»: Нелогичный светофор у Шведской Горки Интернет-сообщества выходят в off-line «Город Для Людей?»: Холестериновые светофоры «Город Для Людей?»: «Верста смерти» на 14-м километре Гдовки «Город Для Людей?»: Дорожные знаки на Набережной реки Великой «Вконтакте» создано новое интернет-движение «Псков: Город Для Людей?» Страница группы В Контакте Начальник ГИБДД Пскова взял на контроль предложение об изменении режима работы светофора у «Шведской горки»
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.