Церковь / Новости патриархии

Великая Страстная: день скорби и надежды

17.04.2020 15:20|ПсковКомментариев: 0

Самый скорбный день для православного человека - Великая Пятница, которую также называют Страстной. В этот день воспоминаются Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа.

Что самое главное для христианина в эти дни? Как провести их, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение? Каков глубочайший смысл происходящего? Этим вопросам уже больше двух тысяч лет. На них пытались ответить богословы, философы, психологи, художники, писатели, режиссеры. Продолжается поиск ответов и в наши дни…


«День великой скорби и глубоких дум»: архимандрит Иоанн (Крестьянкин) о Страстной пятнице

«Длящаяся в мире жизнь Христова привела нас сегодня на Голгофу к опустевшему Кресту Божественного Страдальца, к Его гробу. А 20 столетий назад в это время вокруг Его безжизненного тела уже оставались только самые близкие, оплакивающие свою любовь и несбывшиеся надежды. Последний возглас Умирающего на Кресте «Свершишася» слышали друзья и недруги. И никто еще не понимал того дела, за которое Он умирал. Теперь же, как в капле росы отражается и играет солнце радостью жизни, так в каждой Церкви по всей земле отражаются события тех трагических и спасительных дней: вознесен Крест Господень и плащаница Христова, вещают о величайшем в истории мира свершившемся на Голгофе подвиге. На земле Спасителем и Искупителем явилось Царство Божие и зовется Оно Церковью Христовой. И сегодня уже не вместила бы Голгофа всех, принесших к прободенным стопам Спасителя свою любовь. Это Господь исполняет Свое обещание: « когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». (Ин.12,32). Мы то сейчас, стоя у плащаницы, уже ждем Его Воскресения. Может поэтому и не можем мы прочувствовать благодатную горечь страстей Христовых, не удержать сорокодневной радости грядущей Пасхи.

Но сегодня Великая Пятница – день великой скорби и глубоких дум. «Да молчит всяка плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет». В великую Пятницу все человечество от Адама до последнего земнородного должны стоять пред плащаницей поникнув головами своими. Это их грехом смерть вошла в мир, их преступления сотворили Голгофскую казнь. Страшно сознавать себя преступником, невыносимо видеть в себе виновника смерти — убийцу. И вот это – факт! Все мы без исключения причастны к этой смерти. Нашего ради спасения смертью почил Христос Сын человеческий. Крестной смертью Сына Божия попрана смерть и милость Божия даруется людям. Смерть вещает о беспримерном деле, яже сотвори Бог – Святая Троица. Гроб, заключив в себе источник жизни, стал живоносным и несет безмолвную проповедь, и человечество призвано услышать ее, чтобы жить. Слово о любви Творца к Своему творению звучит в этой проповеди, любви к грешному и неблагодарному человеку. Вслушаемся же, дорогие , что вещает нам безмолвный Спаситель: «Для тебя, для твоего спасения Я умер. И нет больше той любви, что положила душу свою за други своя. Мысль о тебе, грешник, желание спасти тебя дало Мне силы перенести невыносимое. Ты слышал, как по-человечеству Своему, Я тужил и скорбел в саду Гефсиманском в преддверии страданий. Сердце без слов взывало к Небесному Отцу: «да мимо идет Меня чаша сия. Но воспоминание о тебе, твоей вечной гибели, сострадание и милосердие к погибающему творению Божию победили страх пред временными нечеловеческими муками. И воля Моя слилась с волей Отца Моего и любовь Его с любовью Моею к тебе, и этой силой Я осилил невыносимое. «Грехи всего мира отяготели на Мне». Твою ношу, которая для тебя непосильна Я взял на Себя».

Слова и дела любви слышим и видим мы от гроба Спасителя. Неизменна Божия Любовь и Солнце Ее светит на добрые и злые, и спасение уготовано всем пожелающим спасения. Она не престает и ныне, но всегда надеется, все переносит в ожидании нашего обращения. Но все ли мы отвечаем любовью на эту беспредельную Любовь? Не живет ли в наше время среди одних людей желание оплевать, затоптать и даже убить ее, а среди других просто забыть о ней? Господь рассеял мрак тьмы, господствующей до Его пришествия в мире, осветил путь в Царство Небесное, но и доселе враг Божий имеет свою часть в неверах, язычниках, и не знающих покаяния грешниках. Как во время служения Христа его соплеменники заменили Божии Истины ложью и превратились в лицемерных обрядоверов, так и ныне не повторяются ли и нами их заблуждения. На словах, «Господи, Господи»! а по жизни: «имей мя отречена». Не являет ли с очевидностью горький опыт жизни человечества продолжающееся его пленение богоборцу – врагу рода человеческого. Господь даровал нам радость жизни вечной, а мы предпочитаем призрачные утехи временного бытия. Христос Спаситель своим подвигом самопожертвования «лишил силы, имеющего державу смерти, то есть диавола», и смысл Его жертвы – восстановление погибающего на земле Царства Божия, похищенного врагом у прародителей наших. Но в нашей власти избирать путь мнимой свободы, по существу повиновения врагу Божию, или путь жизни следования за Христом. Благодать Божия неиссякаема в Церкви Божией.

Будем же, дорогие, жить Церковью и в Церкви, и будем помнить, что христианская жизнь есть жизнь Святого Духа. В стяжании благодати Святого Духа заключается смысл и нашей земной жизни. И сегодня, и ежегодно, в тишине Великого Пятка звучит к человечеству глас Божий: «Спасайтесь, спасайтесь, людие Мои»! Творец воссоздает Свое творение в новую благодатную жизнь, признаем же Бога своим Отцом, восчувствуем потребность в спасении и помиловании, и Господь — Источник благодати помилует и спасет нас».


«Зависти ради предан был»: митрополит Псковский и Порховский Тихон (Страстная пятница. Слово у Святой Плащаницы, апрель 2018 год)

«Любовь к Нему созидала мучеников, святых, преподобных, бесчисленные сонмы святых, спасающихся. Ненависть к нему совершенно беспрецедентна во всей человеческой истории. казалось, вся ненависть мира сосредотачивается на Нем...  Эта ненависть имеет свой страшный корень Дьявола, эта ненависть имеет и чувство, которое было и остается, к сожалению, в человечестве, и это чувство неистребимо до последних минут существования человеческой истории.

Зависть - это чувство, которое укоренилось в человечестве, этот образ и подобие Дьявола, который отпечатался в падшей человеческой душе, это чувство, которое знакомо каждому из потомков Адама. И вот к чему приводит оно - к Богоубийству. Это было не только тогда, 2000 лет назад, это продолжается и в неверующем человечестве, потому что только страшной завистью к Богу можно объяснить ту ненависть, которая питает безбожное, ненавидящее Господа Иисуса Христа к Сыну Божию... Это зависть к тем благам, которые исходят от Бога, к той Любви и совершенству, которые есть в Боге. Это чувство, к сожалению, знакомо и нам, христианам, и по отношению к ближним, и, как это ни страшно сказать, по отношению к Богу...

Жизнь человеческая наполнена массой ненужных и ложных событий. Мы очень часто не замечаем этого и живем в них уже привычно. А самые главные и существенные события, как правило, либо неизвестные, либо не замечаются нами. В суете жизни по милости Божией по молитвам Пресвятой Богородицы, по благодати, данной в церкви, мы приходим в храм, и время, проведенное здесь, у гроба Спасителя, намного важнее множества суетных дел, которые так часто занимают огромное время человека. Важно, чтобы этих минут было больше. Чтобы это соприкосновение с правдой Божией, с тем, что утверждает нас в истинной, а не в ложной жизни, сопровождало всю жизнь христианина. И чтобы каждый из нас хотя бы отчасти мог бы передать эту правду и силу жизни нашим ближним и дальним».


«Кровавый суд над Истиной»: отрывок из романа «Господа Головлевы» (М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Иудушка и Аннинька сидели вдвоем в столовой. Не далее как час тому назад кончилась всенощная, сопровождаемая чтением двенадцати Евангелий, и в комнате еще слышался сильный запах ладана. Часы пробили десять, домашние разошлись по углам, и в доме водворилось глубокое, сосредоточенное молчание. Аннинька, взявши голову в обе руки, облокотилась на стол и задумалась; Порфирий Владимирыч сидел напротив, молчаливый и печальный.

На Анниньку эта служба всегда производила глубоко потрясающее впечатление. Еще будучи ребенком, она горько плакала, когда батюшка произносил: «И сплетше венец из терния, возложиша на главу Его, и трость в десницу Его», — и всхлипывающим дискантиком подпевала дьячку: «Слава долготерпению Твоему, Господи! слава Тебе!» А после всенощной, вся взволнованная, прибегала в девичью и там, среди сгустившихся сумерек (Арина Петровна не давала в девичью свечей, когда не было работы), рассказывала рабыням «Страсти Господни».

Лились тихие рабьи слезы, слышались глубокие рабьи воздыхания. Рабыни чуяли сердцами своего Господина и  Искупителя, верили, что Он воскреснет, воистину воскреснет. И Аннинька тоже чуяла и верила. За глубокой ночью истязаний, подлых издевок и покиваний, для всех этих нищих духом виднелось царство лучей и свободы. Сама старая барыня, Арина Петровна, обыкновенно грозная, делалась в эти дни тихою, не брюзжала, не попрекала Анниньку сиротством, а гладила ее по головке и уговаривала не волноваться. Но Аннинька даже в постели долго не могла успокоиться, вздрагивала, металась, по нескольку раз в течение ночи вскакивала и разговаривала сама с собой.

Потом наступили годы учения, а затем и годы странствования. Первые были бессодержательны, вторые — мучительно пошлы. Но и тут, среди безобразий актерского кочевья, Аннинька ревниво выделяла «святые дни» и отыскивала в душе отголоски прошлого, которые помогали ей по-детски умиляться и вздыхать.

Теперь же, когда жизнь выяснилась вся, до последней подробности, когда прошлое проклялось само собою, а в будущем не предвиделось ни раскаяния, ни прощения, когда иссяк источник умиления, а вместе с ним иссякли и слезы, — впечатление, произведенное только что выслушанным сказанием о скорбном пути, было поистине подавляющим. И тогда, в детстве, над нею тяготела глубокая ночь, но за тьмою все-таки предчувствовались лучи. Теперь — ничего не предчувствовалось, ничего не предвиделось: ночь, вечная, бессменная ночь — и ничего больше. Аннинька не вздыхала, не волновалась и, кажется, даже ни о чем не думала, а только впала в глубокое оцепенение.

С своей стороны, и Порфирий Владимирыч, с не меньшею аккуратностью, с молодых ногтей чтил «святые дни», но чтил исключительно с обрядной стороны, как истый идолопоклонник. Каждогодно, накануне великой пятницы, он приглашал батюшку, выслушивал евангельское сказание, вздыхал, воздевал руки, стукался лбом в землю, отмечал на свече восковыми катышками число прочитанных евангелий и все-таки ровно ничего не понимал. И только теперь, когда Аннинька разбудила в нем сознание «умертвий», он понял впервые, что в этом сказании идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей кровавый суд над Истиной…»


Страстная Пятница на иконах: Ирина Языкова

Центральная тема Страстной Пятницы – тема смерти, которая переживается через цепь событий: Распятие Господа Иисуса Христа, смерть на кресте, снятие с креста, оплакивание, положение во гроб.

Изображения Распятия появились не ранее V века, но законченную иконографическую форму этот образ получил в Византийском искусстве, и в нем нашли отражения и евангельские свидетельства, и поэтические образы богослужебных песнопений, и различные богословские толкования святых отцов.

Из песнопений Великой пятницы видно, что Распятие переживается Церковью как событие вселенского масштаба: умирает не просто человек, но Бог, который сотворил небо и землю, Тот, Кто всесилен освободить нас от греха Адама.

При этом, последние слова песнопения показывают, что в Распятии уже предугадывается Воскресенье, что также отражается в иконографии.

Распятие в традиционной православной иконографии изображается особым образом: Христос на иконах обычно представлен не в агонии смерти, а торжествующим – Он раскинул руки по сторонам креста, словно распахивая объятия любви.

Его обнаженное тело, прикрыто только набедренной повязкой – это образ человеческой уязвимости и полной отданности в руки людей. Но в ранней традиции бывали изображения Христа на кресте в хитоне. Такой образ мы видим на синайской иконе VIII в.

Это очень непривычный для нас образ, но, несомненно, очень выразительный. Такой образ повторил наш современник – архимандрит Зинон в нижнем храме Феодоровского собора в Санкт-Петербурге.

И в древних, и в современных изображения Распятия можно встретить образ Христа как с закрытыми, так и с открытыми глазами. И тот, и другой вариант вполне каноничны, просто, когда Христос изображается с открытыми глазами, подчеркивается Божественная природа Спасителя, а с закрытыми – акцент делается на Его человечестве.

Под крестом традиционно изображается пещера с черепом – это голова Адама, поскольку, согласно Преданию, Адам был похоронен на Голгофе. Апостол Павел называет Христа Вторым Адамом(1 Кор. 15, 45-49), что нередко становилось предметом размышлений св. отцов над евангельскими событиями, в которых они усматривали особый Божественный Промысел: Адам своим непослушанием вверг человечество в царство смерти, Христос же, будучи послушен Отцу, победил смерть и вывел человечество из-под власти смерти.

Полный текст можно почитать по ссылке>>> 


Страсти Христовы и Голливуд

С момента рождения кинематографа было снято более ста игровых фильмов, так или иначе посвященных Христу. Первая картина появилась еще на заре немого черно-белого кино - в 1898 году  Луи Люмьера и Жоржа Ато сняли ленту «Жизнь и страдания Иисуса Христа».

Самым нашумевшим фильмом на сюжет Великой Пятницы вышел на экраны в 2004 году. Картина Мэла Гибсона «Страсти Христовы» (16+) номинировалась на три Оскара, получила другие 17 кинематографических призов и побила все рекорды по продажам кинокопий. Этот большой кинематографический проект ставит множество духовных, онтологических и теологических вопросов: возможно ли изображение Христа на экране? Где грань между точностью библейского текста и художественным вымыслом?

В фильме рассказывается история распятия Иисуса Христа. Сценарий фильма был написан Мэлом Гибсоном и Бенедиктом Фицджералдом на основе четырех канонических евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

Во время съемок в составе кинематографической группы работали несколько религиозных советников. Все они — священники Католической Церкви

Вот что сказал священник Томас Уильямс, профессор нравственной теологии университета, который работал непосредственно с актером Джимом Кэвизелом, исполняющим роль Христа, в ответ на вопрос о смысле картины для молодого поколения: «У них столько информации, столько много «шума», весь день они слушают музыку. У них нет тишины. Мэл Гибсон говорит: «У меня есть только два часа, чтобы сделать этим молодым людям послание. Я должен их встряхнуть и что-то сделать, чтобы заставить их остановиться и подумать». Чтобы потом они уже не могли вернуться к своей музыке, как ни в чем не бывало. Но что важно — фильм дает надежду всем. И любовь — в основе фильма заложена любовь, которая все спасает».

В погоне за достоверностью Гибсон заставил своих героев говорить на латинском, древнееврейском и арамейском языках, как и их евангельские прототипы. Но, ступив на путь натурализма, Гибсон получил массу упреков со стороны исследователей — историков, священников и религиоведов. Впрочем, «Страсти Христовы» все равно очень понравились Иоанну Павлу II. Посмотрев картину, папа римский изрек: «Да, именно так все и было».

Сейчас Мэл Гибсон работает на продолжением фильма «Страсти Христовы». Рабочее название – «Воскресение». О сюжете известно немного. Точно можно сказать лишь, что он будет посвящен трем дням, которые отделяют распятие Иисуса от его воскресения.

Актер Джим Кэвизел, который вновь сыграет роль Иисуса, рассказал в интервью, что новый фильм обязательно шокирует аудиторию. По словам актера, это будет самый большой фильм в истории.

***

В храмах Псковской епархии Пасхальные службы пройдут без прихожан в связи с требованием санитарных властей. Но, по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона священники посетят всех желающих причаститься в эти дни на дому. При этом все нормы безопасности будут соблюдены, подчеркивают в Епархии.

Многие храмы епархии, включая Троицкий собор и Михайловский собор Псково-Печерского монастыря, будут транслировать Пасхальное богослужение онлайн.

Теги: #РПЦ
Лента новостей