В Центральной городской библиотеке Пскова (на Конной) открылась выставка этнографической фотографии «Русские и сето: одна земля – общая история». Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили в библиотеке.
Фото здесь и далее: Центральная городская библиотека Пскова (на Конной)
Библиотекари подготовили выставку совместно с государственным заповедником «Изборск» и Печорской районной общественной организацией «Этнокультурное общество народа сето».
Открывать выставку приехали сотрудник музея-усадьбы народа сето в деревне Сигово Эне Лыйв, преподаватель Печорской лингвистической гимназии и руководитель детского этнографического ансамбля Tsirgukõsõ («Птенцы») Елена Вариксоо, а также создательница первого в России музея сето - авторского частного музея «Памяти народа сето» Татьяна Огарёва.
Елена Вариксоо рассказала, что некоторые из представленных на этой выставке этнографических фотографий были сделаны в советское время Борисом Скобельцыным, который запечатлел на них жителей и ее родной деревни тоже.
Елена Вариксоо начала с того, что спросила посетителей библиотеки, чем, по их мнению, уникален народ сето. Версий оказалось очень много. И языком (у сето нет своей письменности, а их язык, как выяснилось, больше похож на финский, чем на эстонский), и диковинными серебряными украшениями (чего стоит одна только нагрудная чаша – «сыльг»), из-за которых про сетоских женщин говорят, что их сначала слышно, потом видно, поскольку каждая женщина народа сето носила на себе 5-7 килограммов серебра.
Заодно псковичи узнали, что у народа сето не принято желать приятного аппетита. Вместо этого сето говорят: «Чтобы хлеба хватило». А если в дом пришел гость, сето могут его спросить: «Ты пешком или на лошади?» Это для того, чтобы выяснить: он сильно торопится или не очень. Если «пешком», то сначала гостя усадят за стол и как следует накормят.
Татьяна Огарева добавила к этому, что про коз сето шутили, что это «сталинские коровки», поскольку у них принято было держать в хозяйстве по несколько коров одновременно, а коза считалась «коровой бедного человека». Она также объяснила, почему народ сето считали «полуверцами» и зачем они обнимались с березами.
В представленной на выставке книге «Экспедиция Музея человека в Эстонию. Борис Вильде и Леонид Зуров в Сетомаа (1937-1938)», которую сотрудники библиотеки на Конной привезли из Санкт-Петербургского этнографического музея, также рассказывается о том, что сето поклонялись камням, источникам и деревьям.
Участники мероприятия узнали, что православие сето приняли благодаря легендарному игумену Псково-Печерского монастыря Корнилию, который так и остался в сетоских преданиях заступником сетоского народа и своего рода дивным богатырем.
Елена Вариксоо также рассказала, как создавался ансамбль Tsirgukõsõ и как он выиграл грант Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия».
Она уточнила, что ее «Птенцы» выступают в подлинных старинных костюмах, например, 1865 года, и старинных серебряных украшениях, но при этом в ансамбль принимают всех желающих, в том числе не сето и не русских. Псковичи также узнали, что «Птенцы» Елены Вариксоо занимаются разнообразными традиционными рукоделиями, разучивают деревенские вальсы и что у них в Печорской лингвистической гимназии есть свой маленький «музейчик» традиционного сетоского быта.
Эне Лыйв в свою очередь вместе со своими внучками продемонстрировала читателям библиотеки на Конной, чем сетоский костюм девочки отличается от костюмы невесты, замужней женщины и бабушки. После чего погадала участникам мероприятия на сетоских варежках с традиционным орнаментом.
Мероприятие завершилось исполнением сетоской песни в традиционной многоголосной технике «леэло», которая с 2009 года внесена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Сетоские гости также угостили псковичей традиционными сетоскими кренделями.
Выставка «Русские и сето: одна земля – общая история» будет работать в читальном зале библиотеки на Конной до 15 апреля. Она является частью программы Центральной городской библиотеки «Прялка, пряник и птица Сирин», посвященной Году культурного наследия народов России.