Новости партнеров
Культура

«Единое читаемое и шелестящее ветвями пространство»: в Сети размещён новый выпуск «Михайловской пушкинианы»

05.09.2023 17:27|ПсковКомментариев: 0

Новый, 98-й выпуск научно-популярного издания «Михайловская пушкиниана» доступен для свободного чтения и скачивания на официальном сайте Государственного Пушкинского заповедника. 

Как рассказали корреспонденту Псковской Ленты Новостей в «Михайловском», силами которого эта серия выходит в свет с 1996 года, новое издание назвали «Поля, сад, крестьяне, книги». Здесь под одной обложкой объединены материалы сразу двух конференций, которые состоялись в музее в апреле нынешнего года. Это чтения «Наставникам, хранившим юность нашу…» в рамках проекта «Библиотека в усадьбе» и научно-практическая конференция «Подчиненные и сопутствующие семенным растениям компоненты парковых экосистем: благо или вред».

«Казалось бы, где сад и где библиотека» — однако в пушкинском «сельском» универсуме два эти объекта удачно сочетаются и дополняют друг друга, формируя единое читаемое и шелестящее пространство, служащее и отдохновению, и вдохновению», — не без юмора пишут авторы предисловия к сборнику.

На первой странице обложки новой «пушкинианы» — репродукция рисунка Владимира Алексеева «Окно в домашнем кабинете С. С. Гейченко» (1987) из фондов музея-заповедника

В большинстве публикаций из первого, «библиотечного» раздела сборника заинтересованный читатель найдёт полезную, в том числе внове вводимую в научный оборот информацию об изданиях, сыгравших важную роль не только в образовании, но и воспитании нескольких поколений. «Участники чтений рассказали своим читателям об учебниках и учебных пособиях, о том, как комплектовались библиотеки образовательных заведений в XIX веке, о критериях оценки и о разносторонности учебной литературы этого периода», — конкретизирует заведующая отделом музейной научной библиотеки Пушкинского заповедника Людмила Беляева, подчеркивая, что одним из важнейших моментов российской школы всех ступеней было нравственное воспитание, и книги в нём играли важную роль. Важно и то, что, анализируя учебную литературу, исследователи отмечают её качество, научный подход, которым отмечены книги, позволявшие готовить не просто грамотных, но всесторонне образованных людей.

Несколько публикаций этого раздела посвящены книжной иллюстрации. Это, во-первых, статья кандидата педагогических наук, научного сотрудника библиотеки Российской академии наук (Санкт-Петербург) Ларисы Горской. Этот материал подготовлен к 125-летию первого в истории отечественной библиографии указателя русских иллюстрированных изданий, составителем которого был Василий Верещагин, камергер императорского двора и помощник статс-секретаря Государственного совета, страстный коллекционер редких книг, знаток русской книжной графики, всю жизнь посвятивший изучению художественной культуры России, активный участник библиофильских журналов («Антиквар», «Старые годы», «Русский библиофил»), а также инициатор создания и председатель Кружка любителей русских изящных изданий, просуществовавшего до 1917 года.

«Василий Андреевич собрал в своём указателе сведения о тысяче изданий, опубликованных с 1720 по 1870 год, с иллюстрациями, выполненными четырьмя способами: гравюрой на меди, дереве, стали и литографией, что составляет примерно четвертую часть всех иллюстрированных книг, изданных за указанный период, — отмечает Лариса Горская. — Это редкие, отличающиеся высоким уровнем художественного оформления книги, увидевшие свет преимущественно до 1860-х годов, то есть до тех пор, когда, согласно распространенному среди библиофилов того времени убеждению, наступил заметный упадок книжного искусства, вызванный применением фотомеханических способов воспроизведения рисунка. В первую очередь это художественная литература и исторические сочинения. Подобный отбор отражает общую тенденцию среди коллекционеров того времени — увлечение внешней, декоративной стороной книги. Библиофилы почти полностью игнорировали издания политико-революционного содержания, ограниченно включали в свои коллекции книги по естественным и точным наукам. Из области техники допускались лишь архитектура как область, пограничная с изобразительным искусством, воздухоплавание, пиротехника, артиллерия и фортификация, а также кулинария».

Ещё одна публикация об искусстве книжной графики подготовлена ведущим научным сотрудником музейных фондов Пушкинского заповедника Еленой Ступиной. Она посвящена творчеству выдающегося русского художника Василия Звонцова, коллекция работ которого в музее-заповеднике «Михайловское» сегодня насчитывает более четырёхсот единиц и по праву считается лучшей в стране. «Сразу оговоримся, что оригиналов иллюстраций Василия Михайловича к печатным изданиям сохранилось немного, — говорит Елена Алексеевна. — В нашем собрании это несколько акварелей к набору открыток 1958 года, акварель и несколько рисунков пером к путеводителям 1965 года, довольно много рисунков (акварель, тушь, перо) к альбому «Петровское» и представительный набор работ китайской тушью и чёрной акварелью к поэтическому сборнику М. А. Дудина «Дорогой крови по дороге к Богу» — книге, ставшей последней и для поэта, и для художника. Несколько вариантов рисунков к третьему изданию «У лукоморья» использованы в музейных стенгазетах “По пушкинским местам“». Эта публикация, как, впрочем, и весь сборник, очень богато и интересно иллюстрирована, отметили в музее.

Второй раздел книги также будет весьма и весьма интересен самому широкому кругу читателей — несмотря на то что, по признанию Галины Пиврик, главного хранителя музейных лесов и парков Пушкинского Заповедника, «…тематика «зелёной» конференции в этом году была достаточно специфической». Под определением «подчинённые и сопутствующие семенным растениям компоненты парковых экосистем» скрываются мхи, лишайники, грибы и водоросли, пояснила Галина Николаевна: «Эти представители растительного царства редко оказываются «главными героями» и «несущими конструкциями» в пейзаже, однако их «сопутствующее» присутствие создает для наблюдателя особую атмосферу, а для биолога-исследователя и биолога-практика — обширное поле для деятельности».

Так выглядит третья страница обложки сборника «Поля, сад, крестьяне, книги»

Интересно наблюдение, которым делится Галина Пиврик в предисловии к новой книге: если прежде фокус внимания туристов приходился на подробности из истории рода Ганнибалов и Пушкиных, а также, в основном, на рукотворные объекты — здания, постройки, устройство усадебного быта, то в последнее время люди стали всё чаще обращать внимание на окружающие ландшафты.

В музее добавили, что среди авторов статей и заметок нового сборника — разноотраслевые специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга, Тулы, Смоленска, Пскова, а также из собственно «Михайловского» и из Государственного природного заповедника «Полистовский». Бумажная версия книги объёмом в 20 печатных листов, или в 320 страниц, свёрстана и отпечатана в типографии «Псковское возрождение» тиражом в 150 экземпляров.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Сколько денег потратили на новогодние подарки?
В опросе приняло участие 63 человека
Лента новостей