Эхо выборов почти растворилось в весеннем воздухе, маньяков в Пскове, слава Богу, не появилось - и псковских газетчиков на прошлой неделе вновь выручали классические «социалка» и культура. Единственный скандал, разбавивший эту «всевременную» проблематику, - сессия Псковской гордумы, на которой из-за отстранения от работы начальника управления образования города Геннадия Барышникова между «главами», Иваном Цецерским и Петром Слепченко, состоялся напряженный диалог - мало кто решился освещать…
О равнодушии
Последнее время газеты вообще, и псковские - в частности, как-то разучились готовить материалы о непростых человеческих судьбах и бедах. Бывают, конечно, исключения - но в мейнстриме об этом либо вообще ничего, либо материал по стандартной, и потому бездушно-казенной форме: «Крыша протекает, детишки хотят есть - чиновники-сволочи кормят отписками». Тут вопрос не к содержанию - что ж поделать, если все эти одинаковые беды и горести вокруг, куда ни глянь. И столько их!.. Другое дело, что многие корреспонденты интуитивно чувствуют: не будет у их публикаций последствий, как раньше, в забытых советских рубриках «Газета выступила - что сделано?». Все эти социальные проблемы - системные, а оттого конкретные крики отчаяния суть не более, чем очередные «галочки» на общей карте бедствий. Вот и пишут вроде бы эмоциональные, но какие-то однообразно безразличные статьи и репортажи: это тот случай, когда количество становится обратно пропорциональным качеству. А ведь еще Толстой подчеркивал, что каждая несчастливая семья несчастлива по-своему - это ведь и вообще о людях…
Однако на информационной безрыбице труженики пера и клавиатуры нет-нет да вспоминают еще не забытые навыки. Вот и на минувшей неделе сразу в трех псковских газетах чуть ли не центральными материалами стали очерки и статьи про людей обездоленных.
В «Курьере» (помимо традиционной жалобной книги, составленной из писем читателей) опубликован материал, затрагивающий проблемы воспитанников детдомов: сколько вопиющих историй опубликовано и о махинациях с их жильем, и с полагающимися деньгами. В данном случая ситуация следующая: за воспитанницей Яммского детского дома Верой Ивановой закреплена квартира, принадлежавшая ее нерадивым родителям. Сейчас Вере 21 год, и еще несколько лет она будет учиться в Пыталовском ПТУ на повара - там у нее есть место в общежитии. Но, когда учеба закончится, придется переезжать в собственное «жилье» - в кавычках, потому что есть большие вопросы вообще о ремонтопригодности квартиры, которая записана за сиротой.
Корреспондент Гизела Державина приводит слова сироты о ее квартире на улице Садовой в Новом Изборске: «Там было холодно! - рыдает Вера. - Я так хочу, чтобы там было тепло, и чтобы в духовке - пирожки, я ведь на повара училась, и занавески, и обои с цветочками - ну, как у всех…»
Отчаявшаяся девочка обращалась на прямую линию к губернатору и думала, что теперь ей помогут. Однако одно дело обещать, и совсем другое в нынешней системе законодательства и соцслужбы - сделать. Везде лишь разводят руками. В администрации района газету заверили, что квартиру проверит комиссия, и, если признают пригодной для проживания, то надо отнести заявление в территориальное управление соцзащиты, а если нет - Веру поставят на очередь нуждающихся в жилье и предоставят жилье из маневренного фонда.
«Судя по всему, всё начинается сначала. Держись, девочка, может, о твоей беде снова прочитает губернатор…» - заключает газета.
В «Псковской правде-Вече» Егор Жердев написал на целый разворот рассказ о вымирании деревни под Великими Луками - знаменитого Полибино, где находится музей легендарной женщины-математика Софьи Ковалевской. Озаглавлен очерк «Депопуляция живых», подзаголовок - «Как чиновники помогают деревне умирать».
Автор начинает повествование с рассуждений об этом термине - депопуляция. Мол, хорошо подходит к разным ситуациям. Только, когда речь о депопуляции тигров на Дальнем Востоке - на помощь бросается и всемогущий Путин, и даже заокеанский Ди Каприо. А когда речь о депопуляции в наших деревнях - «систематическая проблема, считай, бытовая», и «решают ее чиновники. Решают в соответствии со своими представлениями о мире, о соотечественниках, следуя бездушным инструкциям, постановлениям и планам».
Тут, конечно, опять сработал шаблон: словно какие-нибудь муниципальные или, того меньше, волостные чиновники исключительно из вредности и цинизма не решают проблему и умерщвляют своим бездействием села и веси. В тонкости бюджетного законодательства, которые напомнят истину про гниющую рыбу (сиречь - про бюджеты «верхних» уровней), как обычно, никто не вдается.
Однако дальше в материале подробно описана история угасания когда-то крепкого поселка, в котором были две школы, сад, огромный клуб… И справедливое замечание журналиста о забытых обещаниях.
«Еще больше возмущает жителей деревни позиция главы Великолукского района Игоря Калашникова, который на сходе жителей публично обещал, что не закроют детский сад, а теперь, похоже, про обещание забыл. «Он это накануне выборов пообещал, я был на встрече с ним и хорошо помню его слова: «Клуб не закроем», - вспоминает местный житель Александр Герасимов, который утром отвозит своего ребенка в детский сад за 5 км. А вечером его оттуда забирает. Тем, кто работает в здании клуба-библиотеки, уже посоветовали искать новую работу. Оттого и становится обидно полибинцам, голосовавшим на последних выборах в основном за партию Путина, еще и за то, что ремонт здания был включен в Народную программу «Единой России» перед выборами в Госдуму. Выборы прошли, программа забыта», - грустно констатирует Егор Жердев.
«Псковская провинция», славящаяся любовью ко всяким псевдомистическим краеведческим рассказам из районов, вынесла на обложку анонс материала из Красиковщины с громким подзаголовком «Какую тайну охраняют болото и волки?». Справедливости ради отмечу, что это интересный материал о том, как энтузиазм сплотил граждан, которые хотят начать восстановление местного храма с того, чтобы поднять затопленный после революции в одном из болот колокол, который, говорят, подарил приходу еще царь Алексей Михайлович. Но гораздо интереснее и актуальнее другой материал - о проблеме бомжей, которую общество предпочитает как бы не замечать.
Это та проблема, с которой нет-нет да сталкивается всякий горожанин. Да и как быть застрахованным от такой судьбы? В статье «Лишние люди: в рай, или на помойку?» Ульяна Михайлова приводит, к слову, такой пример: бабушка легла в больницу и записала квартиру на внука, рассчитывая на порядочность кровинушки. А тот возьми да и продай квартиру - и куда теперь деваться бабушке?
Но вообще материал интересен не этими конкретными примерами, а тем, что незаметно сообщает как-то незамеченное СМИ событие: в Псковской городской больнице, для которых бомжи - одна из главных проблем, введена штатная должность соцработника. И работает на ней не кто иной, как экс-руководитель псковского городского управления культуры Феда Тесленко.
Причем сама Феда Дементьевна рассказала корреспонденту обо всех аспектах своей непростой и неблагодарной новой работы, а также о том, как им можно помогать - было бы их, бомжей, желание. Газета анонсирует продолжение темы в следующем номере.
Закончим на сегодня разговор о равнодушии заметкой не в тему, но - «в масть». В «Псковской губернии» в еженедельной рубрике «Политический словарь» Алексей Семенов решил (так совпало!) обратиться к теме цинизма. Речь, конечно, в этой «словарной статье» идет больше о политике, но к теме повсеместного равнодушия к проблемам и болезням общества (а главное - их первопричинам) очень хорошо подверстывается заключительная часть заметки из «Губернии»: «В одном из «Рассказов циника» Аркадия Аверченко в ювелирный магазин приходит внезапно обогатившийся человек и интересуется: «Бриллианты - самые дорогие? Они как - поштучно? - «Нет, по весу». - «Вот вы мне полфунтика заверните»… Спустя век пол-России таким образом «завернули», сделав это со всем возможным бесстыдством. Да, эти люди - такие. И что?»
Культурный спор
Когда нет скандалов в политике или в шоу-бизнесе (у нас, в общем-то, отсутствующем как класс), их можно найти и в других сферах - было бы желание или оказия! У «Курьера» такая оказия случилась: в редакцию обратилась «группа неравнодушных псковичей-строителей, которым удалось попасть в театр» и которые забили тревогу, посмотрев на то, как приезжие гастарбайтеры ремонтируют за огромные деньги здание пушкинского «народного дома». Статья называется «Театр начинается с… крыши: Не рухнет ли храм искусства как карточный домик?»
«Вот смотрите - металлические фермы, каркас всей конструкции. Их центровка смещена, что в дальнейшем может привести к смятию и обрушению, - показывают наши дотошные провожатые. - И, кроме того, ржавчина не счищена, она будет медленно, но верно точить каркас. Было подмечено ещё несколько нарушений, которые к катастрофе вряд ли приведут, но нормам не соответствуют. До обращения в газету псковичи пытались увещевать рабочих столичной фирмы. Но строители, выполняющие первый этап работ, якобы отмахнулись: мол, для деревни и так сойдёт...» - рассказывает автор материала Юлия Шарипова.
В «Аргументах и фактах» - тоже о театре. Но тут - со-о-всем иной коленкор… В материале «Нам бы еще годик…» Сергей Некрасов передает содержание беседы журналистов с председателем госкомитета региона по культуре Александром Голышевым. Встреча проводилась по случаю международного Дня театра.
Г-н Голышев напомнил, что до ремонта театр имела право прикрыть (из-за ужасного состояния) любая инспекция. Рассказал он и что общая стоимость ремонтных работ оценивается в 1 млрд 123 млн рублей. И даже посетовал на то, что губернатор не разрешает экономить: «Мы даже вносили предложение пересмотреть документацию и сократить эту сумму на 80 млн рублей, но губернатор не принял его. И в его доводах есть резон: раз в 100 лет делает капитальный ремонт театра, поэтому лучше все сделать по первому разряду».
Той же самой пресс-конференции посвятили полосу «Главная тема» в псковской вкладке «Комсомолки»-«толстушки». Там в общем и целом все то же самое (только во фразе Александра Ивановича о ремонтных промежутках стоят уже не 100, а все 200 лет). Только выделяется (за счет оформления врезом) новость о том, что псковскому театру под открытым небом «Карусель» вроде как уже одобрили заявку на грант от Всемирного банка на полмиллиона долларов, что позволит приобрести «настоящий партер, настоящий звук и свет». Единственное, что остается неясным для всех, кто бывал на спектаклях «Карусели», когда сидишь в паре метров от актеров на той же горке возле Гремячей башни или на пляже возле Мирожского монастыря, - какой там может быть партер?
Не театром единым… В том же «АиФе» местная вкладка начинается с редакторской статьи о предстоящей очередной реконструкции Ледового побоища, а затем Сергей Некрасов подает интервью с известным псковским архитектором Юрием Ширяевым.
Основной массив этого интервью посвящен росту ДТП и удлинению пробок - точнее предложениям архитектора, как одолеть эту напасть: вопреки многим тот убежден, что Псков - город пешеходный, и нужно не расширять, а сужать улицы, развивать общественный транспорт. Эти фантасмагорические идеи хорошо вписываются в еще одну «красную ниточку» информационной повестки прошлой недели - ДТП, дорогам и прочему посвящена не одна статья в обозреваемых газетах. Но - ничего, кроме констатации фактов (за исключением, пожалуй, вот этой статьи), остальные материалы не принесли, и мы не будем на них останавливаться.
Зато начинается интервью с Ширяевым с подтверждения заявленной черты: мол, он очень часто выступает против общепринятого мнения. Вот и проект реставрации Покровской башни Юрий Ширяев называл «тектоническим безумием»… Журналист и архитектор немного порассуждали о том, что реставрировать пустые внутри коробки бессмысленно - город «захламлен историческими муляжами». «Наши башни горят не потому, что их плохо пропитали антипиренами, а потому, что они пусты. Мы их возводим, а они горят», - подчеркивает Юрий Ширяев. (Если уж говорить о пожарах в башнях, то, справедливости ради, стоит отметить, что обе сгоревшие в 2010 году псковские башни были «обитаемы». Но вот спорить с тем, что нигде больше в мире такая мощная башня, как Покровка, не стоит пустая «без дела» - сложно).
Опять же о Покровке, но уже в ином ключе - в «Псковской губернии». Практически весь номер на прошлой неделе был посвящен Всеволоду Петровичу Смирнову - одному из тех, чьими руками Псков буквально восстал из пепла и развалин после войны (по меткому выражению газеты - «титанов псковской культуры»). Именно Всеволод Смирнов, как известно, был автором первого восстановленного шатра на «Покровке»… Ему в газете посвящено практически все, кроме уже упоминавшегося политсловаря, дайджества новостей «короткой строкой», разворота о прошедшей Неделе северных стран «Весенний марафон» (единственная статья на тему, позволившая узнать, что это было не пустым, дежурным, «пыльно-библиотечным» мероприятием, а действительно интересным и многогранным культурным событием - автор статьи Алексей Семенов) и отчета Дениса Камалягина (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) «Разведенные чернила: Самосознание депутатов областного Собрания растет медленнее дефицита регионального бюджета».
И прочее…
Еще можно выделить в газетных статьях прошлой недели несколько интересных материалов. Прежде всего это касается скандала на сессии Псковской гордумы по поводу Геннадия Барышникова, отстраненного председателя управления образования. Из псковских СМИ подробно описала случившееся только «Псковская правда-Вече». Остальные что ли не успели из-за неудобного времени сессии - пятница позапрошлой недели вплоть до самого вечера?
Впрочем нет - отчет с сессии есть, конечно, еще в «Псковских новостях». Но там бедная редакция, учредителями которой являются как раз оба субъекта «спора, переходящего в конфликт», благоразумно вообще умолчала о вопросе про Барышникова - словно и не было его…
В этом обзоре надо отметить и несколько форматных изменений. Так, изменился подход при составлении плана материалов для «толстушки»-«Комсомолки»: если раньше она, в отличие от ежедневных выпусков, комплектовалась «полезными» материалами («где купить, куда сходить…»), то теперь стала более новостной и проблемной.
Заметно улучшение на прошлой неделе качества составления ежедневных выпусков «Псковской правды» - там тоже появилось, что почитать: не все «авторские» материалы или интересные новости отдаются теперь исключительно «Вече».
А закончить обзор хочется упоминанием конкретного материала «Чайный вундеркинд» из «Псковской провинции». Это тот случай, когда отход от новостного мейнстрима, где и так тесновато, позволил газете найти неожиданные и необычные, интересные, свежие сюжеты. В материале рассказано про ученика Писковской средней школы, который получил диплом лауреата и специальный приз «Философский камень» на всероссийском соревновании юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор» за исследовательскую работу об опыте изготовления из кипрея знаменитого когда-то копорского (русского) чая. Давным-давно, говорят, такой чай был чуть ли не одним из главных экспортных товаров, наряду с мехом и пенькой - а теперь рецепты поутратились. А вот Матвей Жуков, переехавший с родителями из города в частный дом в поселок Загорицы, что возле Пискович, взял да и отыскал рецепт приготовления кипрея (иван-чая) для заваривания, занялся купажом (добавлением других душистых травок для особого аромата). Говорят, исследованиями Матвея заинтересовались в Изборске, где хотели бы угощать посетителей копорским чаем… В общем, прекрасная история из когда-то популярной, а ныне забытой в «Псковской правде» рубрики «Мир увлеченных».
Виктор Светланов