Новости партнеров
Oбозрения

Cultivator от Саши Донецкого: Проблемы Гардарики, впечатления от Италии и думы об Арт-Центре

02.08.2011 08:12|ПсковКомментариев: 7

В последнее время постоянно приходится уяснять для себя значение слова «культура» в его отношении к управлениям или комитетам различных уровней власти. Возникает вопрос, а почему чиновничий департамент связан именно с широчайшим и безразмерным понятием «культура», а не, к примеру, «досуг», что было бы более точно, или даже «искусство».

«Управление культуры» - верное ли это определение для подразделения органа государственной власти или муниципалитета? Особенно - муниципалитета. Потому что слово «культура» вводит всех в заблуждение, путает понятия, тогда как «чиновники от культуры» на самом деле занимаются вовсе не «культурой» как таковой, а организацией исключительно «досуга» и, быть может, иногда продвигают те или иные искусства и их адептов. Извините, но распространенное у нас понятие «культмассовый» никак не тождественно понятию «культуры».

Все эти размышления навеяны высказываниями посетителей Интернет-форумов по поводу организации Дней города, когда выставки цветов, открытие фонтана или детский праздник вдруг объявляются культурными событиями.

Впрочем, события, о которых речь пойдет ниже, «досугом» не назовешь. Это именно факты культуры (как научная конференция, посвященная малым историческим городам), или искусства, вырастающего до масштабов культурного значения.

Престиж – всё, согласования - ничто

В Пскове с 4-го по 5-ое августа пройдет 3-я Всероссийская конференция под названием «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений». Организована конференция Минкультом и областной администрацией совместно с Российской ассоциацией реставраторов. Этому событию был посвящен брифинг в администрации Псковской области, участие в котором приняли председатель Комитета по культуре области Александр Голышев и председатель Российской ассоциации реставраторов Артем Новиков.

Тема статуса малых исторических городов автоматически цепляет ворох проблем, которые встают перед строителями и властями в связи с современной застройкой.

- Статус исторического поселения – это больше обязательство, чем какие-то преференции. – Констатировал Александр Голышев, комментируя тот факт, что Псков пока – по чиновничьему недоразумению - не входит в список исторических поселений. – Но мы, конечно, будем готовить свои документы, и устраним все несоответствия с требованиями. Ну, это престижно, понимаете? Имея такой опыт за спиной, отказываться от будущего нельзя. Речь об ответственности власти за сохранение культурного наследия страны. Там есть свои минусы. Практически любое строительство в исторической части города требует поездки в Москву с документами. Все нужно согласовывать с Москвой.

- Да, здесь есть сложности. – Присоединился к обсуждению проблемы Артем Новиков. – Я по опыту Петербурга могу сказать. Объем документов огромный. Нужно согласовывать абсолютно любое строительство, которое находится в границах исторического поселения. То есть в Санкт-Петербурге, в районе Колпино, приходится согласовывать современное строительство. Согласитесь, это – перебор. Поэтому сейчас правительство России и ввело мораторий на это согласование до конца 2012-го года. Нужно, чтобы не было лишних обременений, то есть возить в Москву и согласовывать каждую бумажку должно быть не обязательно.

Александр Голышев даже назвал существующие обременения «немыслимыми»:

- Да никто не поедет за согласованиями в Москву! – Заявил Александр Голышев. - Денег не хватит просто. Плюс к тому документация должна быть такого уровня, что над ней работать должен целый институт. То есть вместо того, чтобы биться за звание исторического поселения, многие могут заявить: «Ребята, ради бога! Не надо мне ни статуса, ни звания». Ведь действительно: в Колпино нет ничего исторического, а приходится все согласовывать.

В конференции, которая пройдет в Палатах ресторанного комплекса «Двор Подзноева», примут участие 150 человек. Это – представители министерств и ведомств, администраций регионов России, органов охраны памятников, управлений и комитетов по культуре и туризму, пользователи объектов культурного наследия, руководители музеев-заповедников, реставрационных и проектных организаций, туристических фирм и общественных организаций.

Италия Валентины Аноповой

В выставочном зале Дома Массона открылась выставка в рамках проведения года Италии в России «Итальянские дороги Валентины Аноповой». На вернисаже представлено более 40 работ известной художницы-монументалистки из Санкт-Петербурга, созданных во время ее итальянских путешествий в течение нескольких лет.

- Год Италии в России – это, конечно, достаточно условное название. – Сказала искусствовед Ольга Васильева, открывая выставку. – Потому что ни год, ни месяц, ни день определяют те особые отношения довольно значительной части культурного пространства России, которые в прямом смысле просто зависимы от этой страны. И от ее истории, и, разумеется, от искусства, и от происходящего там. Достаточно сказать, что древнюю историю Рима мы подчас знаем лучше, чем свою собственную.

Перед собравшимися в зале немногочисленными зрителями также выступил известный псковский искусствовед Владимир Галицкий, который в весьма пространной форме рассказал о русско-итальянских культурных связях, причем не только в изобразительном искусстве, но и в литературе.

На вернисаже все желающие могли ознакомиться и с каталогом Валентины Аноповой с 16-го Международного фестиваля искусств «Мастер-класс» (СПб, 2008) - «По странам и континентам. От Индии до Америки. Живопись. Графика. Монументальное искусство», дающем более полное представление о творчестве художницы.

Быть ли в Пскове Арт-Центру?

Председатель общественного движения «ПсковАрт», объединяющего псковских художников, журналистов, поэтов и писателей прогрессивно-альтернативного направления, Ирина Жбанова и известный художник-нонконформист Анатолий Жбанов удостоились недавно аудиенции с главой города Пскова Иваном Цецерским.

Встреча была посвящена главным образом дальнейшей судьбе Дома купца Сафьянщикова, памятника архитектуры областного значения, что находится на Советской набережной, д. 9 в непосредственной близости от Варлаамовской башни.

В Доме Сафьянщикова вот уже 20 лет как располагаются мастерские псковских художников, которые несколько лет назад и создали общественную организацию «ПсковАрт», активно занимающуюся пропагандой актуального искусства не только в Пскове, но и за его пределами, в частности в Санкт-Петербурге, где у участников движения регулярно проходят выставки. Хорошие творческие отношения установились у «ПсковАрта» и с художниками, представляющими в северной столице знаменитый ныне Арт-Центр на Пушкинской, 10.

Именно пример столичных культуртрегеров, создавших в 90-ые годы Музей нонконформистского искусства, вокруг которого возник целый веер разнообразных художественных проектов, и вдохновляет псковских энтузиастов на создание в Пскове собственного Арт-Центра на базе Дома купца Сафьянщикова.

Обо всем этом представители «ПсковАрта» и рассказали Ивану Цецерскому, не забыв и перечислить основные – пользуясь чиновничьим языком – «хотелки».

Глава города, в свою очередь, показал неплохую осведомленность относительно тех тайных игрищ, которые велись вокруг дома на протяжении последних трех лет.

Сейчас можно констатировать, что трехлетняя борьба художников за дом с некими заинтересованными в этом объекте недвижимости таинственными силами завершилась тем, что мастерские окончательно перешли Пскову.

В планах у художников получить в аренду так называемые «заваринские помещения» (пустующие комнаты дома, в которых раньше была мастерская художника Заварина), а также мастерскую Михаила Тихонова, которую он, по сведениям председателя «ПсковАрта», занимает по «липовому» договору.

Из «хотелок» главная – стать бюджетниками, числясь при городе, подобно тому, как это сделано в Великом Новгороде, где Городской Выставочный Центр давно находится на бюджете.

Ну, и, разумеется, материальная помощь в ремонте, ведь если создать в доме Арт-Центр, то там нашлось бы место и для новой галереи, и для, к примеру, изостудии, в которой все желающие могли бы обучаться рисунку и живописи, и для площадок по организации различных культурных событий – вплоть до концертов.

Идея галереи тем более актуальна, что одна – на Бастионной – уже закрыта хозяином, а другая – выставочный зал на Ленина, 1 – дышит на ладан.

Понятно, что короткий разговор не решает проблем, а только намечает их, однако встреча с главой Пскова, города, в котором по общему признанию, власти художников не очень-то и жалуют, - это уже некоторый шаг вперед.

Последуют ли по обычаю два шага назад? – вопрос, как показывает местная практика, далеко не праздный.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 212 человек
Лента новостей