Новости партнеров
Oбозрения

Культобзор: О Довлатове, праздничной увертюре и оранжевом квадрате

09.09.2011 16:19|ПсковКомментариев: 0

Первые дни сентября не только в Псковской области, но и во многих городах России прошли «под именем Довлатова»: будь писатель жив, 3 сентября ему исполнилось бы 70 лет. События нынешнего года, впрочем, лишний раз подтвердили, что автор «зоны» и Заповедника» - фигура на сегодняшний день не столько даже литературная, сколько медийная. Даже довлатовские литературные чтения в Санкт-Петербурге, «…несмотря на участие в конференции специалистов с мировым именем», – признаёт главный редактор журнала «Звезда» и друг Довлатова по Ленинграду Андрей Арьев, – сложились не столько как литературоведческая конференция, сколько как конференция «мемориально-ностальгическая».

В Пскове, который в 70-е годы оказался фактом биографии писателя, юбилей Довлатова отметили скромной выставкой в областной научной библиотеке и публикациями того или иного размера (впрочем, нигде мелким шрифтом, – к слову для тех, кто понимает) во всех местных СМИ. Как и следовало ожидать, в Псковской области центр довлатовских – не то, чтобы уж и торжеств, но всё же всякий раз более, чем просто «мероприятий» (опять же, повторим, медийное «событие» - самое точное тут слово) пришёлся на Пушкиногорье. А точнее, на Пушкинский Заповедник, по которому, будучи временным сотрудником Пушкиногорского туристического бюро, писатель провёл около сотни экскурсий, и на дом в деревне Березино, где, опять же, будучи сезонным работником турбюро, он какое-то время жил.

Неизвестный автограф Довлатова

В Пушкинском Заповеднике к Довлатову по сей день относятся по-разному. Впрочем, острота вопроса -  «как человек мог так зло написать о людях, которые ему ничего плохого не сделали?» - давно ушла. Остались анекдоты - о том, что писатель легко загорал и потому получил прозвище Ганнибал, или о том, как Довлатов развлекался, стараясь в экскурсии по Пушкинскому Заповеднику ни разу не произнести слово «Пушкин». В день рождения писателя здесь открыли выставку «Взгляните на меня с любовью!», на которой впервые в истории заповедника (да и в прижизненной-посмертной истории Довлатова – тоже впервые) рассказали о нём, как об экскурсоводе. В экспозиции среди прочего представлены благодарности экскурсантов (их в музейных книгах ровно четыре штуки). Или, например, рецензии из музейного архива: написанные в 70-х на начинающего экскурсовода «тов. Довлатова». Впервые в научный оборот они были введены буквально пару недель назад, на августовских Пушкинских Михайловских чтениях. Сейчас с документами могут познакомиться все, кто придёт на выставку. Рецензии чрезвычайно благожелательны. Понимая, что экскурсовода высшего класса из человека, чьё подлинное призвание – писательство, не сделать, опытные коллеги хвалят Довлатова за хорошую речь, за знание материала. Мягко пеняют на то, что, увлекаясь собственным рассказом, он забывает о собственно музейной экспозиции (это, впрочем, недостаток, свойственный, за редкими исключениями, всем начинающим экскурсоводам).  

Формально, тем, что есть в фондах музея, авторы выставки в «Михайловском» не ограничились, и ряд фотографий, автографов и прочие редкие экспонаты пришли на выставку из частных собраний.  Среди автографов – дарственная надпись на первом (американском) издании «Заповедника» тому же Андрею Арьеву. Рукой Довлатова написано: «В память о лучших местах на земле (а я, между прочим, побывал в 12 странах)».Может, хоть в этом росчерке он был хоть сколько-то искренним? Хотя, наивно, конечно, искать искренность у советского (ну, антисоветского, что, по мнению, самого же Сергея Донатовича совершенно одно и то же) писателя Довлатова. Вот и корреспондент центральной редакции «Комсомольской правды», хвастаясь «мемориальным приобретением», – дескать, бабуля из Пушкинских Гор, та самая «Лизка» из «Заповедника» подарила «КП» хранимый ею 35 лет стакан, который Довлатов самолично украл на турбазе,  – приводит заодно и слова той самой бабули. На вопрос о том,  много ли в своей повести присочинил Довлатов о жизни в деревне, Елизавета Михайловна, по свидетельству корреспондента честно ответила: «Нет, почти ничего не  приврал. Но и правды сказал немного».

Ещё одна из «изюминок» выставки – новые «царапки» Игоря Шаймарданова. Серию под условным названием «Заповедник Бориса Алиханова» разделили на две части, и продолжение музейной экспозиции невольно «следует» в доме в Березино.

Ещё и туристов принимать?..

В Березино, продекларировано, будет музей Довлатова. Не государственный, но частный. К юбилею в доме и вокруг провели некоторые работы, и те, кто отважится войти в дом (ощущение, что он вот-вот рухнет – полное…), увидит в комнате подпирающие потолок столбы, а во дворе появился, например, биотуалет. В день довлатовского юбилея дом символически «открыли»: на церемонию приехали новые владельцы и пришли окрестные жители. А ещё,  во главе с директором, Георгием Василевичем, – музейщики «Михайловского»: в заповеднике при наличии спроса, готовы вести сюда «маршрут». А ещё – глава администрации района Римма Бурченкова, которая только «за» то, чтобы музеев на территории района было как можно больше: хороших и разных…

На фото информационной службы музея-заповедника «Михайловское»: интерьер дома Довлатова. Здание укреплено внешними металлическими элементами и внутренними деревянными конструкциями.

Правда уже на следующий день после торжеств прозвучали жалобы на то, что дом «народного писателя» для народа оказался закрытым, и, дескать, при прежней владелице сюда попасть было куда как проще. Остаётся надеяться, что это проблемы переходного периода, хотя, понятно, что содержание дома именно как постоянно действующего музея, особенно при том потоке посетителей, которых невольно обеспечивает довлатовскому дому Пушкинский Заповедник, – дело для частника чрезвычайно хлопотное…

Хотя, добавим, что самые именитые музеи по большей части выросли из частных собраний и галерей. Так что время всё рассудит, как говаривал не довлатовский персонаж.    

Праздничная увертюра

Не событием недели, но вполне мощной увертюрой к событиям  предстоящих дней стала пресс-конференция, которую в пресс-центре областной администрации дали руководитель комитета по культуре Псковской области Александр Голышев и директор филармонии Галина Иванова.  Речь на конференции шла о фестивале «Крещендо»: билеты на концерты уже продаются в филармонических кассах, Святослав Бэлза ради конферанса в Пскове прерывает свой отпуск, и в афише вновь – созвездие молодых, но уже «звёздных» имён, а ещё имена самого Дениса Мацуева и Юрия Башмета – правда, в роли дирижёра.

В программе – Чайковский и Бизе, много популярных пьес. Но и то, что исполняется нечасто. Откроют фестиваль «Праздничной увертюрой»  Дмитрия Шостаковича  и его же Первым фортепианным концертом – в октябре этого года исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося советского композитора.

Джазового концерта в этом году в афише нет, и вместо прекрасно-экзотической Шенды Рул слушателям предлагают чисто российскую «диковину»: выступление рогового оркестра. Традиция  оркестров роговой музыки  уходит во времена матушки Елизаветы, а первый крепостной роговой оркестр был составлен чешским капельмейстером Яном Марешем в имении гофмаршала Семена Кирилловича Нарышкина аж 260 лет назад. Российский роговой оркестр - это 74 уникальных инструментов, многие длиной в метр и более, и при них – виртуозные исполнители, управляющиеся порой с пятью трубами разом. Из каждого рога можно выдуть только один-единственный звук, и поэтому требования к ансамблю в подобных оркестрах – самые высокие… 

Впрочем, более журналистов на конференции заинтересовали не духовые инструменты  Сергея Поляничко во множестве, а один-единственный рояль.

– Мацуев привезёт? – задали вопрос Александру Ивановичу.

– Мацуев едет без рояля, но рояль будет. «Рояль в кустах», – отшутился председатель комитета и добавил, что к этому вопросу относится, как к военной операции. Ничего конкретного осторожный Александр Иванович не добавил, но нетрудно было увязать эти его слова с заявлением, сделанным на августовском «Культсовете». Тогда Голышев сказал, что более половины денег на новый рояль уже собрано, в том числе и с помощью видных псковских меценатов.

Вне времени и пространства

Ещё одно знаковое в своём роде событие в художественной жизни Пскова, к сожалению, практически не получило отражения в прессе. Речь – о проекте художника Эдуарда Шарипова и городской Центральной библиотеки на Конной. На этой неделе в интерьерах библиотеки открыли первую выставку этого проекта – «Геометрия картины», которую, как и было задумано, автор выставленных работ сопроводил публичной лекцией, где высказал свои – возможно не всегда совпадающие с общепринятыми – взгляды на живопись. Живопись Эдуард считает явлением всеобъемлющим и своего рода предтечей искусства, религии, философии (и отсюда уже следует: «Я позиционирую себя не как художник, занимающийся искусством, а как живописец, занимающийся живописью»).

Среди тезисов Эдуарда Шарипова – тезис о Пскове, городе, в котором или вовсе «нет времени» или, в отдельных его точках, – «время сдвинуто в пространстве» (этим, например, художник объясняет, почему на «четырёх углах» происходит так много художественный акций, а заодно и дорожно-транспортных происшествий). Псковская нота будет доминирующей и в следующей лекции-выставке, где речь пойдёт о «Геометрии образа», обещает Эдуард Шарипов.

На фото Глеба Костина: За спиной Эдуарда Шарипова его работа «Мёртвый сезон в Питере». Оранжевый квадрат - небо…

Можно принимать или не принимать теории художника и по-разному же оценивать его работы (сам Шарипов убеждён, что «адресат» его искусства – псковская интеллектуальная и художественная элита). Но сама попытка выйти за рамки привычного, естественная, казалось бы, для человека искусства и так редко предпринимаемая художниками на деле (одним не хватает таланта, другие слишком чётко осознают, насколько это чревато…), заслуживает уважения.  

Алина Егорова специально для Псковской Ленты Новостей. 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 107 человек
Лента новостей