Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонёр». Еженедельная передача, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по понедельникам в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове». Автор и ведущий – Константин Калиниченко.
Смотришь порой на происходящее и думаешь:
у Фемиды что, глаза завязаны?
Элиас Канетти «Ослепление»
4 декабря 2018 года была поставлена точка в так называемом «Деле Pussy Riot». Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал решение российского суда 2012 года в отношении участниц группы неправомерным. Теперь, в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека, приговор должен быть отменен, а несправедливо осужденным участницам панк-группы будет выплачена компенсация.
ЕСПЧ признал, что власти России нарушили в отношении Марии Алехиной, Надежды Толоконниковой и Екатерины Самуцевич запрет на пытки (ст. 3 Конвенции) и их права на личную неприкосновенность, на справедливое судебное разбирательство и, что самое важное, свободу самовыражения (статьи 5, 6, 10).
Судьи единогласно признали, что уголовное преследование, а также объявление видеоматериалов группы экстремистскими и их запрет нарушают права заявительниц.
В отличие от Хамовнического суда в Страсбурге не нашли признаков экстремизма в действиях участников знаменитого «панк-молебна». Возможно, они нарушили общепринятые правила поведения в месте религиозного богослужения, но никому и ничему не причинили вреда, т. е. не было никаких оснований для уголовного преследования и приговора.
Российские суды не смогли найти убедительные доводы для оправдания столь жестких мер, говорится в решении ЕСПЧ. Соответственно, российским властям не удалось доказать, что у них были уважительные причины для ареста и предварительного заключения участниц группы. Суд также расценил как нарушение права на свободу слова «признание экстремистскими» видеоматериалов с записью «панк-молебна»: он отметил, что де-факто российский суд не оценивал материалы представленной ему лингвистической экспертизы, а просто одобрил выводы экспертов, хотя вопрос требовал оценки, выходящей далеко за рамки языковых проблем. ЕСПЧ охарактеризовал такую ситуацию как «неприемлемую»…
Компенсации, надо сказать, относительно невелики: пострадавшим выплатят от 5 до 16 тысяч евро, в зависимости от обстоятельств дела. С учетом судебных издержек, общая сумма, которую предстоит выплатить российскому бюджету в рамках проигранного дела, составляет около 55 тысяч евро. Это примерно в 10 раз меньше, чем требовали адвокаты, обосновывая исковые требования перед ЕСПЧ. Много это или мало - вопрос философский. Министерство юстиции уже подтвердило, что указанная сумма будет выплачена.
Дело тут, в первую очередь, конечно не в деньгах. Хотя и это имеет значение, о чем мы поговорим несколько позже. Важно то, что страсбургский ЕСПЧ вынес то решение, которое предрекали все здравомыслящие юристы еще 4 года назад. Для общего понимания сути вещей кратко напомню историю вопроса.
21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя участницами группы Pussy Riot была проведена акция, обозначенная группой как «панк-молебен». По материалам выступления был смонтирован и выложен на YouTube видеоролик, который так там и лежит незаблокированный, что бы там не думал по этому поводу Роскомнадзор. Здесь надо отметить, что это был как минимум третий по счету панк-молебен, проведенный группой в различных московских храмах. Но резонанс случился только после акции в формально главном храме страны.
3 марта 2012 года участницы группы были арестованы по обвинениям в хулиганстве (ст.213 УК РФ).
30 июля 2012 года в Хамовническом районном суде города Москвы началось рассмотрение дела по существу.
17 августа 2012 года судьей Хамовнического районного суда города Москвы Мариной Сыровой был оглашен приговор трем обвиняемым участницам группы. Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич были приговорены к двум годам колонии общего режима.
Приговор, что вполне естественно, был обжалован в Мосгорсуде в установленном порядке. Кассационные жалобы рассмотрены 10 октября 2012 года. Приговор Хамовнического суда оставлен без изменения для Толоконниковой и Алехиной, а для Самуцевич реальный срок заменен на условный. Она была освобождена в зале суда. Приговор вступил в законную силу.
Сам факт судебного процесса над людьми, чья вина заключалась только лишь в исполнении музыкальной композиции в храме, имел запредельный резонанс. По данным исследования, проведенного мониторинговым агентством NewsEffector, вынесение обвинительного приговора стало беспрецедентным по отклику на российские события. О деле Pussy Riot написали 86 % мировых СМИ.
Удивит кого-то или нет, но Страсбургский суд принял, на мой взгляд, решение, в юридическом смысле лежащее на поверхности. То, что нашло отражение в итоговом варианте приговора, для юристов не стало открытием. Тут, знаете ли, не нужно быть Генри Резником, чтобы понимать очевидные вещи.
Во-первых, участниц группы судили по статье за хулиганство. Какой-нибудь другой статьи, чтобы наказать девушек, в уголовном кодексе ответственные товарищи найти не смогли. Однако статья о хулиганстве имеет (как и практически любая статья УК РФ) жестко ограниченную диспозицию, то есть четко определяет деяния, к которым применимо понятие хулиганство. Так или иначе, но имевший место панк-молебен в храме никоим образом не мог быть квалифицирован по статье ст.213 УК РФ, и именно здесь была заложена последующая отмена приговора Страсбургским судом.
Во-вторых, мало кто сомневался, что решение изначально носило политический характер. Все эти годы российская правоохранительная система пыталась придумать и обосновать так называемое «оскорбление чувств верующих» в качестве мотива для уголовного преследования. Из этого ничего толком не получилось. Тем, кто сохранил еще способность мыслить логически, было сразу понятно, что уголовное преследование за оскорбление чьих-либо чувств - это нонсенс и оксюморон. В любой, даже Большой советской, энциклопедии сказано, что чувства - это сложные эмоциональные процессы, отражающие субъективные оценочные суждения конкретного человека.
Не может быть в принципе никаких «чувств верующих», равно как и «чувств атеистов» и любых других социальных групп. То, что одного человека оскорбляет, вполне подходит другому человеку. Так исторически сложилось. Именно поэтому человечество отказалось от системы уголовного наказания за деяния, связанные с нарушениями нравственных норм. Правда, для этого пришлось пройти долгий путь развития, через религиозные войны и показательные процессы вроде «Салемских ведьм».
Жаль только, что российская судебная система, видимо, еще не в курсе этого. Поэтому в последние годы обвинительные процессы за оскорбление чувств, за лайки и репосты в социальных сетях, к сожалению, стали нормой отечественного правового пространства. И пресловутая «двушечка» уже не кажется давно забытым отголоском сталинского правосудия.
Очень точно по всей истории высказался главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. Цитирую:
Трудно не согласиться с тем, что имидж страны в глазах цивилизованного мира изрядно подорван подобными историями. Впрочем, записные патриоты этому скорее даже рады. Дескать, нечего нас учить - мы сами кого хочешь научим, и вообще мы выиграли войну и можем повторить. Эта философия сродни поведению гопника, который презирает рафинированного интеллигента и гордится пивным животом и несвежим запахом из собственного рта.
Но тут есть маленький, но довольно дорогостоящий нюанс. Думаю, вы обратили внимание, что эти 55 000 евро будут выплачены не из кармана судьи Хамовнического суда Марины Сыровой, а из государственного бюджета. Стало быть, из наших с вами карманов.
А никто не задумывался, в какую сумму нам, гражданам России и налогоплательщикам, обходится некомпетентность и предвзятость отечественной правоохранительной системы? Я вам скажу, это очень хорошая сумма.
Согласно официальным данным Комитета министров Совета Европы, Россия стала лидером по сумме компенсаций, присужденных ЕСПЧ в 2017 году. Гражданам удалось отсудить €14,6 млн. Всего в 2017 году ЕСПЧ присудил около €60 млн., то есть на Россию пришлась четверть от общего количества выплат. И тренд, как легко догадаться, в последние годы только нарастает. В ближайшие годы Россия будет платить еще больше.
Это примерно 7 годовых бюджетов Псковской области. Да, большая часть этой суммы - компенсации по «Делу ЮКОСа», если кому-то от этого станет легче.
Вот и думайте, дорогие россияне. Не исключено, что именно в этот момент какой-нибудь суд выносит очередной политически мотивированный и абсолютно незаконный приговор. За который потом придется расплачиваться всем нам. Если вы считает это мелким и несущественным побочным эффектом на пути «вставания с колен», тогда все ОК. Если нет - тогда, наверно, надо что-то менять…
Надеюсь, хотя бы в этом вопросе разум возобладает над «оскорбленными чувствами». Па этом сегодня прощаюсь. Бог даст, до следующей недели.
Константин Калиниченко