Новости партнеров
Общество

Андрей Турчак: Из любых трудностей надо выходить мобилизованным и очищенным

26.10.2014 16:40|ПсковКомментариев: 43

24 октября губернатор Псковской области Андрей Турчак встретился в студии ГТРК «Псков» с главными редакторами ведущих средств массовой информации региона. В диалоге с главой региона приняли участие директор ГТРК «Псков» Наталья Юрченко, руководитель медиахолдинга «Гражданская пресса» Максим Костиков, главный редактор газеты «Курьеръ - Псков - Великие Луки» Олег Константинов и шеф-редактор медиахолдинга Псковской области Максим Андреев. Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.

Вопрос: Здравствуйте, рады вас видеть в нашей студии. Итак, Андрей Анатольевич, сегодня на политсовете Единой России вы сделали очень серьезные заявления. Можно поподробнее?

Андрей Турчак: На самом деле это не заявления были, а выверенные решения. Совсем недавно номинировали Александра Петровича Гизбрехта, депутата Псковского областного Собрания, на очень ответственную должность директора нашего государственного предприятия «Псковпассажиравтотранс». Он отработал до этого определенный период советником гендиректора предприятия, вник в ситуацию и понял для себя, что ему трудно будет совмещать эти две позиции. Поэтому он принял решение освободить место депутата и сосредоточиться на работе на нашем предприятии. В этой связи освобождается мандат депутата Псковского областного Собрания. И сегодня на заседании политсовета коллеги обсуждали возможное распределение этого места. Мною после консультации с Котовым Александром Алексеевичем, президиумом политсовета регионального отделения была предложена кандидатура Виктора Владимировича Остренко для замещения этой вакантной должности. И с учетом того, что Бибикова Елена Васильевна у нас представляет теперь Псковскую область в верхней палате Федерального Собрания, вакантным оказалось и место вице-спикера областного Собрания, поэтому коллеги сегодня после обсуждения пришли к мнению, что и эту позицию в качестве депутата ПОС Виктора Остренко сможет занять. Мы забегаем вперед, потому что есть определенные процедуры, которые будут соблюдены на следующей сессии областного Собрания, которую мы планируем в следующий четверг. Тем не менее, сегодня этот вопрос был рассмотрен, и данное предложение было поддержано. Кроме того, выступил руководитель фракции «Единая Россия» в Псковском областном собрании Каленский Валентин Григорьевич, который предложил Виктору Владимировичу (это был экспромт, решение непосредственно фракции) позицию первого заместителя руководителя фракции. Все эти должности концентрируются в одном человеке, чтобы была эффективная работа в части реализации Народной программы. Я предлагал кандидатуру Виктора Остренко с той точки зрения, что весь избирательный цикл он занимался сбором наказов, предложений, обобщением Народной программы. И, как мне видится, в рамках Общественного штаба и работы в областном Собрании это будет наиболее эффективно с точки зрения реализации наказов и предложений, которые вошли в Народную программу. Думаю, он будет связующим звеном между администрацией области, администраций наших муниципальных образований и между представителями народной власти. Виктор Остренко будет отвечать еще и за взаимодействие депутатов разных уровней - фракции «Единая Россия» с депутатами областного Собрания, с депутатами районных Собраний и депутатов поселенческого уровня. И Виктор Владимирович будет готовить партийные отделения «Единой России» к массовой избирательной муниципальной кампании, которая предстоит 13 сентября 2015 года, а также к выборам в Псковское областное Собрание и Госдуму, которые предстоят в сентябре 2016 года.

Вопрос: У вас такое существенное обновление команды - и в депутатском корпусе, и в администрации! С чем это связано, и не опасаетесь ли вы? Или это такой хитрый ход для реализации бюджета? Я имею в виду, что к вам в команду вливаются том числе и представители из других партий.

Андрей Турчак: Да, те решения были озвучены на последнем заседании администрации, - это не дань моде. Это не открытые вакансии для представителей оппозиции. Это действительно подтверждение того, что от политических партий, которые представлены в областном Собрании, реализуют свою политику в Псковской области, есть действительно конструктивные и дельные предложения, которые должны быть поддержаны нами. Мы постоянном режиме работаем над кадровой скамейкой. И, как я уже сказал, это не последние изменения, которые могут произойти в администрации области. В частности, сегодня был задан вопрос, что будет с освободившейся вакансией вице-губернатора. По процедуре в рамках одного месяца Виктор Владимирович освободит эту должность. Мною принято решение о сокращении всех вакансий вице-губернаторов. На данный момент у нас две вакансии, и еще одна, третья, появится после того, как Виктор Остренко освободит должность. Все три вакансии будут закрыты. То есть команда сформирована, и, как я уже говорил, направления работы у каждого зама определены. Есть условный блок доходов - этим блоком занимается Перников Сергей Григорьевич. Есть блок услуг - им занимается Александр Викторович Кузнецов. Есть блок социальный и по общему руководству - его курирует первый заместитель губернатора Емельянова Вера Васильевна. Есть блок финансовый - его курирует Баринова Татьяна Алексеевна. Очень важный административный блок находится в сфере ведения Жаворонкова Максима Константиновича. Таким образом,у меня остается пять замов, и полномочия между замами с уходом Виктора Остренко будут, конечно, перераспределены: блок культуры уйдет в сферу ведения Емельяновой Веры Васильевны, физической культуры и спорта - в сферу ведения Максима Жаворонкова. Таким образом, будет завершена реформа между моими заместителями. Естественно, это вызовет сокращение расходов на содержание госаппарата, но это не являлось самоцелью.

Вопрос: Газета «Известия» недавно писала, что призыв оппозиции в ряды администраций станет некой матрицей для регионов, так как предстоит сложное прохождение бюджета 2015 года, и в администрациям необходимо сделать упор на системную оппозицию. Вы согласны с этим утверждением? И как вы прогнозируете прохождение бюджета в этом году с учетом того, что теперь в вашей команды есть представители оппозиции.

Андрей Турчак: Еще раз хочу сказать, что это не связанные вещи. Решение принималось не спонтанно. Диалог по поводу вхождения представителей и «Справедливой России», и ЛДПР, и КПРФ велся достаточно давно и не был привязан к каким-то избирательным циклам. Так сложились карты, что на сегодняшний день эти решения были приняты, и кандидаты уже влились в команду и находятся в строю. Это ни в коей мере не связно с прохождением бюджета. Мы прогнозируем, что бюджет будет проходить достаточно сложно с той точки зрения, что мы до сих пор не имеем окончательных параметров по федеральному бюджету. И, как я сказал вчера, мы будем принимать бюджет фактически под Новый год - в конце декабря. Но цель нашей сегодняшней встречи, дорогие друзья, несколько иная. Мы сейчас перешли с вами в режим вопросом и ответов. А я хотел с учетом того, что каждый из вас представляет широкую аудиторию зрителей, слушателей и читателей, посвятить сегодняшнее общение тому, чтобы вы сами как руководители, главные редактора прониклись и поняли, в какой ситуации находимся мы, в какой ситуации находится наша страна, и, поскольку вы являетесь рупором, чтобы вы при дальнейшем проведении своей редакционной политики делали какие-то поправки на ту информацию, которую я сегодня постараюсь до вас довести.

Действительно мы три недели назад получили контрольные цифры министерства финансов. И эти цифры, мягко выражаясь, нас не порадовали. Мы получили 26-процентное снижение расходов по государственным программам, обязательно 10-процентное снижение по государственному заданию и обязательное 5-процентное сокращение расходов на административно-управленческий аппарат - не только на уровне области, но и на уровне наших муниципалитетов. Ситуация внешняя, которая оказывает существенное на это влияние, думаю, вы все не просто читаете газеты, но и погружены внутрь ситуации. Цены на нефть за последние полтора месяца обвалились на 20 долларов за баррель. Он пульсирует в границах 84 - 86 долларов. Вы понимаете, что федеральный бюджет верстался, исходя из 96. Его социальная составляющая версталась из расчета 80. Рост курса валют не позволяет компенсировать выпадающие доходы. Поэтому ситуация действительно тяжелая. Все это накладывается и на санкции, и на другого рода ограничения в части привлечения финансирования. Затяжная ситуация может продлиться, по оценкам разных специалистов, год, а может и два. Поэтому мы, как люди ответственные, решили готовиться к самому худшему. Мы должны быть готовы ко всему. Может быть, конечно, часть мер, которые были реализованы, надо было делать раньше, но, как говорится, долго запрягаем - быстро едем. Значит, настал момент, чтобы мобилизоваться, привести себя в форму.

Вопрос: Нет худа без добра.

Андрей Турчак: Я тоже так думаю. Мы с главами обсуждали, что на самом деле, многие процессы, которые сейчас происходят, и те действия, которые мы будем реализовывать, они давно назрели. Сами главы районов и волостные главы понимают это. Вот такую вам цифру приведу: у нас 750 волостных чиновников-администраторов, и главы волостей, и депутаты сельских поселений - они администрируют по году 120 - 150 млн рублей. Понимаете, что это ничтожная цифра для такого большого количества руководителей. Система расселения у нас с вами не поменялась, она отличается от наших соседей. Плотность населения низкая, поэтому сейчас даже, когда мы смотрим по укрупнению волостей, исходя из исторических особенностей, рассматривая транспортные особенности, доступность, мы должны исходить еще и из количества населения. Когда у нас на одно сельское поселение 360 человек – мы просто не унесем такую команду управленцев. У нас минимальные расходы на содержание одного сельского поселения – 800 тыс рублей в год, есть и по 1 млн 200 тыс.

Вопрос: Получается, вы были готовы к проведению этих системных реформ в независимости от того, какие параметры бюджета будут?

Андрей Турчак: Через административную реформу – да, безусловно. В части административной реформы мы к этому готовились, и знаете, что в большом количестве наших районов подобные укрупнения проходили и раньше. Процесс происходит по-разному. Вопрос в большей степени зависит от общения с людьми. Чтобы это не была реформа, которая по сухому готовится: посчитали - здесь должна быть тысяча населения, здесь должно быть полторы, дорога есть и всё. Вопрос обсуждения. Мы хотим, чтобы эта реформа была проведена в такие сроки, чтобы 13 сентября 2015 года в Единый день голосования уже во вновь образованных волостях провести выборы. Мы пока не говорим про районы. Я сделал инъекцию. И я, естественно, прошу, чтобы и вы эту инъекцию сделали, чтобы эта тема начала обсуждаться. И на тех защитах бюджета, которые мы проводим сейчас – по 3-по 4 в день с главами районов - мы этого вопроса тоже касаемся.

Мы обсуждаем с главами окончание финансового года, как мы проживаем ноябрь, декабрь. Зарплата – безусловный приоритет, приоритет также расчет с поставщиками, прохождение зимы. Следующий вопрос - это реорганизация сети социальной – это и здравоохранение, и образование, и сфера соцзащиты, и, обязательно, Народная программа в сухом остатке. Это наложение мероприятий на бюджетные возможности области, районов и поселений. И, безусловно, это вопрос администрирования. Админреформы волостного уровня.

Вопрос: Это перспектива 16 - 17 года?

Андрей Турчак: Это очень тяжелый с точки зрения юридической и длительный процесс. С точки зрения тех возможностей, которые федеральное законодательство предоставляет, в принципе, если мы не меняем границы, то мы могли бы и здесь успеть к единому дню голосования. Но здесь так нельзя. Даже в общении с главами видим. У нас сегодня на защите были Пушкиногорский и Новоржевский районы. Представьте себе реакцию Пушкиногроского, а потом Новоржевского района хотя бы на потенциальное предложение объединиться. Всегда в исторических границах дореволюционных в Псковской губернии существовал Новоржевский уезд. Пушкиногорского уезда никогда не было - частично относился к Опочецкому, частично к Новржевскому, но «Пушкин – наше все». И как при объединении потерять район? Даже вопрос бренда. И первый вопрос, который возникает, где будет столица? Как мы будем называться? И так далее. Это у глав вопросы, а граждан будет вопросов больше.

Вопрос: По поводу граждан. Каким образом будет учитываться волеизъявления граждан?

Андрей Турчак: Законом предусмотрены публичные слушания, но мы вправе устанавливать дополнительные какие-то рубежи. В данном случае дополнительным рубежом обязательно будет референдум.

Вопрос: Ну, вы же понимаете, что у нас публичные слушания – в 90% это профанация?

Андрей Турчак: Я с вами не согласен. Публичные слушания - это процедура, на публичных слушаниях есть возможность высказаться, но публичные слушания носят рекомендательный характер.

Вопрос: Вы говорили о сокращении расходов по госпрограммам на 26% и т.д. Достаточно страшные цифры. Как реагируют главы, депутаты и т.д.? Что можно порезать еще?

Андрей Турчак: Мы все находимся в одной ситуации, поэтому реакция Глав ни чем не отличается от представителей наших отраслевых комитетов.

Вопрос: Андрей Анатольевич, вот как так получается? Жили-жили не тужили, а потом - бах - и сокращение на 26%. Как-то это прогнозировалось весной?

Андрей Турчак: Весной да,весной мы понимали, что 2015 год будет тяжелым, но что динамика развития ситуации будет таковой - никто не ожидал. А вы, кстати видите какие-то изменения у себя?

Вопрос: Нет. Наоборот, Сергей Иванов нам вчера рассказал, что экономика в нашей стране усилилась.

Андрей Турчак: Да, она окрепла. Поэтому мы адекватно сможем ответить на вызовы, которые нам даны. В среду мы были в Минфине, после того, как нам контрольные цифры сбросили, полторы недели мы готовились и приехали на защиту.

Вопрос: Могут цифры еще уменьшиться?

Андрей Турчак: Все зависит от того, как будет ситуация развиваться.

Вопрос: Сейчас, когда стало понятно, что кризис будет, какие-то прогнозы уже верстаются с развитием кризиса?

Андрей Турчак: Мы верстаем один прогноз - по самому негативному сценарию. Мы приняли решение никаких средних. Тот комплекс мероприятий, о которых мы говорим, он позволил уже найти 1 млрд 900 тыс. Мы нашли у себя внутри. Те резервы, включая секвестры госпрограмм. Все программы режутся на 26%. Мы не можем себе позволить резать те программы, по которым обязательства были приняты в более ранний период, по которым уже идут работы. Это и газификация, проектирование новых объектов, часть объектов соцсферы, сферы здравоохранения, тот же онкологический центр, перинатальный центр. Естественно, это защищенные статьи бюджета, которые ни при каком раскладе не будут вырезаться. Есть зазоры, есть какие-то новые проекты, которые планировалось реализовывать в рамках той бюджетной трехлетки, которые просто отложены теперь на более поздний период. Причем мы сейчас с вами говорим о бюджете 2015-2017 гг, теперь спланируем горизонт до 2024 года.

Вопрос: Найденный 1,9 млрд рублей. Это не повод для «разбора полетов» в администрации?

Андрей Турчак: Нет, не повод. Это - болезненные шаги, болезненные не столько для населения, сколько для администраторов той или иной отрасли. Давайте уже говорить конкретнее.

Вопрос: Можно узнать, какие статьи расходов будут зарезаны, а какие будут неприкасаемы? И где то дно, ниже которого уже нельзя опускаться?

Андрей Турчак: Об этом дне вы знаете не хуже меня. Сфера соцзащиты. У нас с точки зрения администрирования – это одна из лучших отраслей. Там, где Мнацаканян, – там порядок. Но вместе с тем, каким аппаратом достигается эта устойчивость  – большой вопрос. У нас в каждом муниципальном образовании свое управление – 26. Поэтому было принято решение, что остается 2 – одно территориальное управление располагается в городе Пскове и обслуживает северную часть нашего региона, и одно теруправление располагается в Великих Луках – обслуживает южную часть. Служба опеки остается в каждом районе. Но это отделение, как правило, это один человек на район, который замыкается либо на северное теруправление, либо на южное. Соответственно услуга по опеки, контролю за попечителями сохраняется на территории каждого муниципального образования.  Все остальное замыкается в Центре социального обслуживания (ЦСО). ЦСО становится юридическим лицом, которое замыкает все социальные учреждения на территории данного муниципального образования. Сокращаются директора этих учреждений, получается объединенная бухгалтерия и т.д.

Две стороны у этой медали. С одной стороны – это сокращение расходов, с другой – сокращаются не услуги, сокращаются не сами учреждения, которые оказывают услуги, а сокращаются в данном случае юрлица. То есть с точки зрения доступности, с точки зрения окошка, куда приходить, это все будет единое целое - они все будут размещаться в районных администрациях. Если раньше теруправление могло в районе занимать какое-то отдельное здание, арендовать отдельные помещения, то теперь они все переезжают в районную администрацию – службы опеки будут находиться там.

Подведомственные учреждения, которые подпадают юридически под шапку социального обслуживания, они все остаются на местах - никто не закрывает дома престарелых, никто не закрывает интернаты, коррекционные школы. Вопрос сейчас именно административной реформы.

Вопрос: Но там тоже люди работают!

Андрей Турчак: Безусловно! И здесь начинается работа Государственного комитета по труду и занятости. Председатель комитета Сергей Аржаников в ежедневном режиме с Верой Васильевной выстраивает систему работы. У нас не должно быть пострадавших, мы будем стараться трудоустроить каждого.

Вопрос: Не приведет ли это к появлению новых ставок в других бюджетных учреждениях?

Андрей Турчак: Мы за этим естественно будем следить, чтоб не получилось так, чтобы тут что-о отрезать, а там выросло.

Вопрос: Модернизация коснется всех направлений без исключения? Есть ли какой-то порог, к примеру, определенная сумма, когда вы смотрите, считаете и понимаете, что данный сектор дешевле оставить как есть?

Андрей Турчак: По всем, конечно. Деньги в данном случае не являются определяющим фактором. Определяющим фактором является качество. Если мы понимаем, что после этого порога начинает страдать услуга, естественно, это - край. Например, из 118 учреждений, которые есть под шапкой Управления соцзащиты, останется порядка 70. Вот уровень реорганизации в сфере соцзащиты. Услуга, которая оказывается по опеке, по службе социальных участков сохраняется, поэтому социальные работники не освобождаются. Конечно, это большое количество людей, если судить в целом по области: директора и главные бухгалтера – это квалифицированные специалисты, которые отдали годы своей жизни социальной сфере, поэтому здесь очень трезвый подход.

Возьмем в качестве примера здравоохранение – в целом она сложилась. Приведу пример: в развитых европейских странах есть два уровня оказания медицинской помощи: первичный и специализированный. Из них 30% медпомощи оказывают узкоспециализированные специалисты, а 70% - это первичная помощь: осмотрел, назначил лечение, выдал рецепт. У нас ситуация ровно наоборот: 30% - первичное обслуживание и 70% - врачебное. По сути у нас каждый врач работает диспетчером. Медицинская услуга не оказывается, оказывается услуга по маршрутизации. Дальше пациент приехал в ЦРБ на медицинском автобусе или еще как-то добрался. Там, к сожалению, та же ситуация. Какая-то часть услуг оказывается, но дальше опять идет направление в областную больницу. Таким образом, у нас 30% медуслуг оказывается «на земле», а остальные - в специализированных центрах. Поэтому с точки зрения реорганизации и дальнейшей модернизации системы здравоохранения на этом будет делаться акцент. Это и ФАПы, и выезды на территории специализированных врачебных бригад как из областного центра, так и из межрайонных центров с оказанием первичной медицинской услуги, которая в последние годы пользуется наибольшим спросом и, как мы слышим, вызывают позитивную оценку населения. Это позволит, в том числе перераспределить финансовые средства, потому что все равно врач первичного звена получает за пациента денежные средства. Не важно, оказал ли врач помощь или просто провел прием гражданина и выписал ему направление в центральную районную или областную больницу. Это первая составляющая.

Вторая – это сложившиеся отношения между лечебными учреждениями. Есть предложение по созданию медицинских округов. Оно сейчас активно обсуждается в рабочей группе, которые мы создали по каждому направлению.

Вопрос: Это что-то новое?

Андрей Турчак: Это что-то новое для нас и пройденное в других регионах, например, в Новгородской области, где эта система работает уже 2 года. С этим опытом можно ознакомиться, получить срез плюсов и минусовэтой ситуации и в журналистской среде. Они, конечно, революционные – у них все лечебные учреждения не имеют статуса юридического лица.

Вопрос: То есть создана филиальная система?

Андрей Турчак: Нет, это не филиалы. Они все являются структурными подразделениями Новгородской областной больницы. Просчитать последствия такого администрирования сложно и два года – это не показательно. Мы считаем, что такое администрирование можно проводить в результате каких-то уже сложившихся связей, и в данном случае - медицинских округов. Когда одна центральная районная больница остается юридическим лицом, а вторая, соседняя, или две соседних становится структурными подразделениями. То есть в каждой свой медперсонал, но главный врач, ответственный по закупкам, бухгалтерия – они все объединяются. Вопрос реорганизации 2014-2015 годов в сфере здравоохранения региона не касается реорганизации количества коек, дневного персонала, амбулаторной-поликлинического звена, то есть все остается на том же месте и в том же объеме, в котором это было. Наша задача, чтобы население на себе этого не почувствовало. Появится другая ситуация. Вы помните, у нас при реорганизации, когда мы создавали межрайонные медицинские центры часть услуг начинала оказываться вот в этих центрах и граждане вынуждены были идти за этой медуслугой в этот базовый медицинский центр. Сейчас ситуация будет меняться. Мы этот опыт опробовали в 2013-2014 годах, когда специализированные медицинские бригады выезжали на территории. Здесь будет та же ситуация. У нас существует практики, просто пока она юридически не оформлена, когда врач, отработав пол дня в одном районе, во второй половине дня едет в амбулаторий и ведет прием в другом районе. Здесь все будет четко регламентировано и эта услуга, именно по узким специалистам, будет оказываться непосредственно на месте в том медицинском учреждении, где живет гражданин.

Вопрос: Давайте разберемся в уровнях. Округа будут созданы вокруг межрайонных медицинских центров или это будет отдельная какая-то позиция? Условно говоря, снизу вверх: отделение, окружная больница, межрайонный центр, потом уже область...

Андрей Турчак: Нет. В данной ситуации часть межрайонных центров останется базовой, то есть уровни не меняются. Есть ЛПУ на уровне муниципалитетов, есть областные специализированные медицинские центры. Есть еще сетка центров дорожной травмы. Они тоже будут являться структурными подразделениями тех ЛПУ, которые в районах останутся. В городах ситуация несколько иная - то, что предлагается по городу Пскову и то, что предлагается по Великим Лукам. По Великим Лукам проще, потому что там на 4 лечебных учреждения меньше, но они тоже будут собираться в одно юридическое лицо. Здесь единственная специализация, которая есть, - это взрослые и дети, они объединяться не будут. Взрослый отдельно, детский отдельно. То же самое и по городу Пскову. Произойдет объединение поликлиник, произойдет объединение двух больниц: городской больницы и «двойки». «Двойка» станет отделением городской больницы.

Вопрос: Я больше всего боюсь потока писем от недовольных. К примеру, в этой ситуации: я работаю в сокращенной больнице, у меня нет завхоза и закончится тем, что мне от вас будет не получить то же самое стекло, дверь и т. д. Цепочка будет такая, что просто застрелиться.

Андрей Турчак: Значит будет другой завхоз, раз не справляется с этой работой. Вопрос персональный в этой ситуации очень важен. Независимо от размеров, материально-технической оснащенности, во всех учреждениях у нас разные ситуации. Есть в маленькой больнице прекрасный управленец, и прекрасный врач, есть в крупном медицинском центре главный врач, которому еще надо подтянуться до этого уровня. Эти вопросы мы в первую очередь и будем обсуждать с главами районов и по сути им и комитетам нужно будет принимать эти решения. Опять же, еще раз повторю, в ЛПУ, которое не получает статус окружного, остается начмед и функция лечебной части сохраняется, речь идет только об администрировании.

Вопрос: Что изменится для людей, для пациентов?

Андрей Турчак: Наша задача сделать так, чтобы для пациента качество предоставляемой услуги и ее доступность только улучшилась. Еще раз повторю, как мы будем этого достигать: не пациент едет или добирается до этой услуги, а услуга приезжает к пациенту. Это и мобильные ФАПы, и сохранение всей существующей фельдшерский-акушерской сети, это и офисы и на их базе работа специализированных выездных бригад. Заранее собираются заявки, понимают, какого профиля специалисты нужны. На нескольких районах, еще раз повторю, в течение 2014 года мы эту схему уже опробовали.

Вопрос: И что, у нас много мобильных ФАПов?

Андрей Турчак: Мы укомплектовали сейчас половину наших муниципальных образований, и в следующем году еще 12 ФАПов придет. Всего 24 мобильных ФАПа. Еще раз говорю: вся сетка - ФАПы, офисы и лечебные учреждения - все это сохраняется.

Вопрос: Были ФАПы, которые закрывались...

Андрей Турчак: Там, где закрывались, это было связано исключительно с кадровым вопросом.

Вопрос: Там, где закрывались, будут снова открываться или это не предполагается новой реформой?

Андрей Турчак: За последние 7 лет достаточно много было открыто и мы эту группировку сохраняем, плюс добавляем мобильные пункты медицинского обслуживания и будем акцент, безусловно, на этом делать.

Вопрос: Газификация, дороги...

Андрей Турчак: Подождите про газификацию и дороги. Дальше сфера образования, которая волнует всех, и исторически, наверное, больная тема в регионе. Все помнят тот процесс, который в свое время происходил. Мы понимаем, что те процессы происходили по разным причинам: объективным, субъективным. Я предлагаю в оценки того, что было, сейчас не опускаться. Непременным нашим правилом и подходом остается то, что школа, независимо от количества учащихся (школа как школа, а не школа, как юридическое лицо, как место жизни на селе, место притяжения и молодых, и старых), она должна остаться. Этим правилом в рамках тех реорганизационных процедур, которые в этой сфере предстоят, мы руководствуемся. Мы всегда им руководствуемся. Количество закрытых школ за последние 5 лет минимальное. Это точечные решения, которые выверены с главами муниципальных образований, обсуждены с родителями. Как правило, речь шла об образовательных учреждениях, которые находятся в 5-7-километровом удалении от районного центра, не более того.

Вопрос: Как пример можно взять, наверное, школу на острове Залита, где и школа, и администрация муниципального образования под одной крышей.

Андрей Турчак: Залит - это островная территория, это отдельно... У нас по-прежнему есть в Дедовичском районе Станковская школа — 5 детей, 10 работников; 3 Кунье Назимовская школа — 18 детей, 16 работников; в Пыталовском районе Носовская начальная школа - 6 детей, 8 работников. Это не значит, что эти школы закрываются, но мы понимаем, что в каждой из этих школ есть директор. Средняя зарплата директора в совместительстве с преподавательской деятельностью по малокомплектной школе порядка 15 тысяч рублей за выполнение административной функции. Если мы умножим эту сумму на 80 малокомплектных школ нашего региона, то это уже получается достаточно приличная сумма - порядка 1,5 млн рублей по месяцу, а если на год, то это цифра, приближающаяся к 30 миллионам. Вот одно действие.

Бухгалтера. Какие-то районы нас услышали, и в порядка 40% муниципальных образований уже созданы объединенные бухгалтерии. Какие-то районы посчитали, что можно отложить это на более поздний период. Обратимся к недавнему советскому прошлому, когда повсеместно существовали централизованные бухгалтерии, и ничего страшного в этом не было. Когда ты администрируешь несколько малокомплектных школ, нагрузка бухгалтера незначительна. Подход в сфере образования будет следующим: к базовым школам, которые, как правило, располагаются в районных центрах, будут присоединяться (в юридическом плане, не в фактическом) школы, которые находятся на селе. Так называемая филиализация.

Кроме того, мы уверены в том, что эту вертикаль нужно выстроить и до уровня дошкольного и дополнительного образования. Такие примеры существуют в Российской Федерации. На следующий год Министерство образования в приоритете поддержит именно такие модели - «школа-детский сад». Поэтому юридические лица детских садов также будут исключены, они будут являться дошкольными отделениями средних общеобразовательных школ. То же самое произойдет и со сферой дополнительного образования. Это будет отделение дополнительного образования средней общеобразовательной школы. После окончания учебного процесса ребенок переходит в кружки и занимается уже в дополнительном звене. С кружками тоже нужно разобраться. У нас есть муниципальные образования, в которых 720 детей, а в центре дополнительного образования по бумагам занимается 2000 детей. Получается, что ребенок занимается в трех кружках. Такое, наверное, мало возможно.

Вопрос: В двух возможно.

Андрей Турчак: В двух возможно, но в трех повсеместно... Тут вопрос в чем: мы говорим про весь район, а не только про райцентр. И вряд ли ребенок из села в этом центре хотя бы один раз бывал.

Вопрос: Ну значит их загнали в такую систему.

Андре Турчак: Значит мы уменьшаем это количество 750 до тех детей, которые учатся в общеобразовательной школе в конкретном райцентре. Их получается 400 человек. А ходят они по табелю 2 тысячи. То есть понимаете, это уже 5 кружков. Это же нереально. У каждого ребенка только воскресенье выходной или даже воскресенье не выходной? Поэтому есть резервы и в учете, есть резервы и в администрировании.

Вопрос: Очень у многих есть опасения, что как раз реформы коснуться первичного звена, а то, что касается областных учреждений и раздутых штатов, в том числе и в социальной сфере, они будут продолжать здесь существовать.

Андрей Турчак: Мы подходим к следующему блоку. Это блок, который касается областных учреждений. У нас есть сфера культуры, которая включает в себя достаточно большое количество самостоятельных юридических лиц. Это наши музеи: областной музей-заповедник, Изборский музей и музей воинской славы в Островском районе. Буквально сейчас началась рабочая группа по культуре, в которой со среды обсуждаются с руководителями учреждений, с депутатским корпусом те предложения, о которых я сейчас расскажу. Мы считаем возможным объединить эти три музея.

Вопрос: Ой, не завидую я вам.

Андрей Турчак: Здесь вопрос, безусловно, персоналий. Потому что сфера культуры она настолько трепетна, настолько волнительна, что очень важно, кто этот процесс объединит и поведет.

Вопрос: Вовремя Виктор Остренко ушел со своего поста.

Андрей Турчак: Очень важен вопрос персоналий. Мы считаем показательным опыт Пушкинского музея-заповедника. Понятно, что там расстояния не такие, но там тоже есть один директор и на каждую усадьбу свои хранители. Здесь мы говорим не о хранителях, естественно, директорами они останутся по статусу, но будут структурными подразделениями одного объединенного музея. Библиотеки. У нас с вами есть областная научная, у нас есть Каверинская детская, у нас есть библиотека для слепых. Считаем возможным появление центральной библиотечной системы в составе этих трех библиотек с одним директором, одной бухгалтерией, одними фондами. С точки зрения задачи, которая перед нами стоит по детской библиотеке... Пройдет еще года два, состояние здание реально ухудшается, а мы пока не видим возможности найти средства на его капитальный ремонт. Его надо объективно ставить под капремонт и привлекать средства Министерства культуры. Поэтому и Центр детского чтения городской, и другие библиотечные системы у нас в городе, я думаю, следующим шагом объединятся.

Вопрос: Закончится тем, что из всех библиотек... Порежут оставшиеся в деревнях...

Андрей Турчак: Муниципальную сеть мы не трогаем. По муниципальной сети этот процесс идет естественным образом. Они объединяются в социокультурные комплексы. Там глава волости сам решает: в ДК он разместит эту библиотеку или в другом месте. Естественно, муниципальная библиотечная сеть, как и школы, подвергаться ревизии не будет. Существующая сеть будет сохранена. Мы сейчас с вами уже говорили про блок областных учреждений. Есть еще немало интересная и волнующая всех театрально-концертная тема. У нас есть драматический театр, Центр народного творчества, театр кукол и областная филармония. Считаем возможным с учетом опыта коллег из других регионов говорить о том, что правильный путь - объединить все эти учреждения в одно театрально-концертное объединение Псковской области, где будет один менеджер, один руководитель, централизованная бухгалтерия. Где будут проводиться централизованная билетная кампания, централизованные закупки. Творческая составляющая остается, худруки остаются в каждом учреждении, директор будет один.

Я думаю, что это те мероприятия, которые мы будем реализовавать на срезе областных учреждений в самое ближайшее время. Сегодня проходят обсуждения в рабочих группах. Все директора там, все приглашены, у всех есть возможность высказаться. Когда будет окончательное решение приниматься, человек будет его исполнять

Вопрос: То есть вы послушаете всех и примете решение?

Андрей Турчак: Смотрите, мы сегодня с вами общаемся в режиме разъяснений моей позиции. Естественно, все эти шаги стартуют после того, как мы в ноябре... Сейчас мы доформировываем весь перечень этих мероприятий, мы доформировываем бюджет. Поэтому я и предлагал сегодня без конкретных параметров. Об этом мы будем говорить с вами на следующей встрече. Мы доформировываем бюджет, мы доформировываем Народную программу в привязке к бюджету после тех контрольных цифр, которые Минфин нам спустил и после визита в Министерство финансов тоже имел определенное содержательное значение.

Вопрос: Народная программа - это реальная помощь людям, то, что работало на практике.

Андрей Турчак: Народная программа - да. У нас есть уровень региональный, муниципальный и волостной. Возвращаясь к совету с людьми. Естественно. Именно для этого и работали рабочие группы, в которые вошли и представители сред, и общественности, и депутаты. И в рамках Общественного штаба, что мы вчера обсуждали по части экспертных групп, которые были сформированы в ходе избирательной кампании, каждое решение, каждое предложение будет выверяться. Мы считаем это нужным, но этого недостаточно. И для того, чтобы это имело широкую общественную оценку, мы с ноября едем в районы. Каждый день с середины ноября мы в районах, вместе со своей командой. Будем презентовать те меры, которые предлагаются в разрезе конкретного муниципального образования и по региональной, и по муниципальной сети. Второй аспект, который мы будем поднимать на встрече, это презентация Народной программы, в сухом остатке, то, что мы предлагаем в разрезе пятилетки и в разрезе следующего горизонта планирования до 2024 года. Это мы должны сделать до второй половины ноября. К концу ноября мы будем готовы вносить бюджет в областное Собрание.

Вопрос: Получается, народная программа будет являться некой основой расходной части бюджета.

Андрей Турчак: Естественно. Мы это изначально планировали, что госпрограммы которые и ранее были приняты в области, будут корректироваться исходя из предложений и наказов граждан, которые звучали. Теперь еще одна корректировка происходит исходя из тех параметров которые мы имеем. Но часть мероприятий уйдет в более… Ни одно из мероприятий программы не исключается, часть из них перейдет в более поздний период.

Вопрос: вот эти административные реформы будут проходить параллельно, либо как-то поэтапно? Я что имею в виду. Вы одновременно возьметесь за здравоохранение, образование, культуру, либо какими-то блоками?

Андрей Турчак: Это будет делаться параллельно. Естественно, с учетом всех законодательных ограничений. Мы обязаны по закону выдать уведомления. Понимаете, что это 2-месячный период. В сфере образования мы запускаем этот процесс, но понимаем, что в рамках идущего учебного года никаких изменений быть не может. Поэтому мы готовимся, в летние каникулы это все проводим и с 1 сентября образовательные учреждения работают в новом качестве. По здраву это будет чуть раньше, по сфере соцзащиты это будет совсем быстро.

Вопрос: У нас просто реформы обычно имеют начало, и очень редко имеют конец.

Андрей Турчак: Мы для себя окончание этой реформы видим в конкретных бюджетных выкладках. Мы понимаем, что многие шаги, которые сейчас будут предприниматься, к сожалению не дадут эффекта в бюджете 2015 года. Может быть, в 4 квартале только. Поэтому мы сейчас работаем, по сути, на 2016-й год. Хотя все что касается административного аппарата, внутри администрации, в разрезе районов наших, это процесс который будет происходить каждый месяц.

Вопрос: Многим, кстати, бросилось в глаза несоответствие процентов двух цифр 26% госпрограммы и 10% на содержание аппарата.

Андрей Турчак: аппарат пять, госзадание 10.

Продолжение вопроса: Почему не наоборот?

Андрей Турчак: С точки зрения обеспеченности… у нас все обсуждают очень активно дефицит врачебных кадров. У нас дефицит и управленческих кадров. У нас многие отраслевые органы не сформированы. Это количество, которое попадает в статистику, это незанятые вакансии. В первую очередь, естественно, будут резаться вакансии. Дальше мы будем искать скрытые резервы через объединение хотя бы близко дублирующих между собой подразделений. Это касается и блока администрации, там тоже нужно наводить порядок это касается и блоков отраслевых органов. Те решения, которые были на последнем заседании озвучены по объединению комитетов, они будут продолжаться.

Вопрос: Что будет с сельскими Домами культуры?

Андрей Турчак: Программа полностью сохраняется, она защищена. Это отдельный блок народной программы. Поэтому и по 15 и по 16 по 17 годам эти цифры защищены. Также как мы понимаем с вами юбилей Великих Лук не за горами. Очень большой объем программных мероприятий, объектов, которые в итоге попали в план подготовки празднования, должны быть реализованы. Потому что часть из них уже начата. Поэтому и путепровод великолукский защищенная статья. И ремонт великолукского драматического театра защищенная статья и ряд других проектов, которые мы начали.

Вопрос: А онконцентр и перинатальный?

Андрей Турчак: Я об этом сказал раньше, это обязательно остается. И по онкоцентру и по перинатальному остается, это наша задача.

Вопрос: Защищенные статьи это то что вообще не поддается никакому секвестру или частично?

Андрей Турчак: Именно поэтому Максим, я и сказал что 26% это не единый чох. Какие-то программы полностью закончены, какие-то программы секвестированы на 50%, какие-то меньше. Но в среднем по контрольным цифрам Минфина мы должны выйти на 26%-ное сокращение. Поэтому и сокращение программ обсуждается также в ходе этих рабочих групп, не только админреформы. Некоторые программы просто не сокращаются, как я уже сказал, горизонт планирования увеличивается, но они обязательно остаются. Поэтому говорить о том, что мы единым чохом все режем на 26 это просто невозможно сделать. Это невозможно сделать и по нашим социальным обязательствам. Дети-сироты как это можно сделать?

Хотя и по блоку социальных законов и социальных выплат будут изменения, мы их готовим. Я хочу, чтобы вы о них знали. По каким-то выплатам которые дублируют например федеральные льготы, которые уже предоставляются которые как дополнительная нагрузка в свое время была взята на областной бюджет. По этим выплатам мы будем категорировать получателей, выводить ту категорию, которая в них действительно нуждаются. Это будет совокупный доход семьи который будет рассчитываться не исходя из прожиточного минимума в регионе. А экспертным путем будем эту цифру выводить и понимать, попадает эта семья под категорию малообеспеченных и нуждающихся в конкретной мере социальной поддержки или не попадает. По каким-то выплатам мы будем вынуждены вводить мораторий в рамках бюджетной трехлетки. Понимая, что мы не отменяем эту выплату, но честно признаемся, что на три года не можем обеспечить.

Вопрос: результаты всех реформ, которые были сейчас озвучены. Мы уже поняли, что они проявят себя даже не в следующем году, а через год в 2016-м. Все-таки уже можно прогнозировать, какой будет результат?

Андрей Турчак: Я вам назвал, что из всего спектра это и иное администрирование доходной части и те меры, которые мы принимаем по расходной части и в части госпрограмм и админреформ, дают региону миллиард 900 экономии. Это сумма большая, даже огромная, но недостаточная. Нам нужно найти еще 2 миллиарда.

Вопрос: Хотелось надеяться, что это те 2 миллиарда которые уже найдены и уже где-то отразятся.

Андрей Турчак: В 4 квартале отразятся. Объективно. Уведомительный порядок 2 месяца, процедура объединения, плюс выплаты. Мы реально выходим на 4 квартал, по каким-то чуть раньше. Но это будут незначительные расходы. Даже по муниципальным образованиям если посмотреть, мы практически в 3 раза уменьшим их количество, я имею в виду, сельских поселений.

Вопрос: В части исполнения указов президента о зарплате педагогов и…

Андрей Турчак: Зарплата защищена и пока никаких изменений не будет на федеральном уровне, мы следуем в рамках дорожной карты.

Вопрос: Андрей Анатольевич это все урезание по живому, это я представляю как это все тяжко идет…

Андрей Турчак: По какому живому?

Вопрос: Все равно по живому, на мой взгляд

Андрей Турчак: Урезание по-живому - это закрытие.

Вопрос: По живому это конкретные люди в данной ситуации. Ну это вариант пополнения бюджета.

Андрей Турчак: Не пополнения, а сокращения.

Вопрос: Хорошо, это здорово. У меня другой вопрос: думали ли вы о пополнении бюджета за счет других источников. К примеру, за счет штрафов. Привожу пример. Буквально вчера-позавчера узнал удивительную новость. У нас есть так называемый социальный газ для населения. Этот социальный газ в массовом порядке на заправках продается для всех подряд. Получается, одни монополисты, вместо того чтобы доставлять, они его продают, понимаете? Демпингуют. Они таким образом, закрывают конкурентов, у которых нет социального газа. Никто этих товарищей не контролирует.

Андрей Турчак: Ну это вы зря.

Вопрос: Нет, ну вот бумага у меня на столе лежит, официальные письма.

Андрей Турчак: Передавайте.

Вопрос: Кто-то их проверяет?

Андрей Турчак: Официальные письма это обращения граждан?

Вопрос: Даже уже организаций.

Андрей Турчак: Организаций, которые в этой конкурентной борьбе проигрывают.

Вопрос: Страдают люди. До них не доходит газ. Я к тому, что источники другие пополнения бюджета. Я вам просто привел конкретный пример.

Андрей Турчак: Это не пример источника пополнения бюджета, это пример конкретной конкурентной...

Вопрос: Почему? Наказать товарищей.

Андрей Турчак: Для этого нужно провести проверку. Но это пример конкретной конкурентной борьбы между двумя юридическими лицами.

Вопрос: Нечестной борьбы.

Андрей Турчак: Нужно провести проверку федеральной антимонопольной службы и правоохранительных органов. Передавайте эти обращения, мы им приделаем ноги.

Вопрос: И последняя точка по поводу нефтегазовых товарищей. Знаете ли вы что в ближайшее время 200 работников из Великих Лук лишатся работы, их переводят в Питер. А 200 это значит 500 человек, полтысячи останется…

Андрей Турчак: Про какое предприятие говорите? Транснефтемаш?

Вопрос: Великолукское нефтепроводное предприятие.

Андрей Турчак: У нас пока такой информации нет. Предприятие обязано уведомлять о подобных сокращениях.

Вопрос: Я могу вам точно также обращение передать.

Андрей Турчак: Они подадут уведомление в службу Аржаникова и мы об этом будем знать без всяких писем. Если бы это уведомление было подано, мы бы уже об этом знали. Там процедура они обязаны уведомлять по закону. Тем более 200 человек, это большое количество. По поводу пополнения бюджета. Безусловно, это вопрос более жёсткого и принципиального администрирования налога НДФЛ. Мы понимаем, что объем серых заработных плат у нас в регионе находится на достаточно высоком уровне. Мы естественно с налоговой инспекцией уже провели серию совещаний. Сейчас в каждом районе будут созданы межведомственные штабы, которые будут заниматься ежедневной работой с работодателями в части выведения заработных плат из черных и серых схем. Но и граждане должны понимать что, получая зарплату в конвертах, они не обеспечивают себя никакого будущего пенсионного. Здесь нужно и средствам массовой информации должны вести разъяснительную работу, что зарплата в конвертах это плохо.

Вопрос: У нас и в областных учреждениях, как оказывается, выдают зарплату в конвертах.

Андрей Турчак: Проводим проверку совместную со Счетной палатой, по результатам проверки все будут наказаны.

Реплика: посмотрим.

Вопрос: Андрей Анатольевич, 7,5 миллиардов рублей звучала цифра долгов в бюджет. Штрафы пени неустойки и так далее. Это тоже резерв?

Андрей Турчак: Это резерв, но надо понимать, что часть этой суммы приходится на предприятия-банкроты. Это касается и долгов по заработной плате, это касается и долгов по выплатам в социальные бюджетные фонды. Есть безнадежная задолженность, есть задолженность с которой можно работать. Как на примере псковской птицефабрики. Мы этим процессом занимаемся. Часть этой суммы, безусловно придет в бюджет. В тоже время, мы говорим, что нашли 1 миллиард 900. В то же время у нас по 2015 году платеж по неработающему населению возрастает на 550 млн. Хотим мы этого или не хотим, мы эту сумму как защищенную статью бюджета должны добавлять. В тоже время у нас выпадающие расходы по акцизам. Акцизы администрируются в Смоленске. Мы расщепления не видим, видим только сухой остаток. 770 млн рублей по году область не получит. Ситуация такая не только у нас. Минфин частично компенсируют эти выпадающие, но они не покрывают 100%. Поэтому мы понимаем что дорожный фонд Псковской области по этому году не досчитается 770 млн. Это безусловно скажется не на содержании дорог, потому что содержание дорог защищено, а это скажется на новых объектах, дорожных ремонтах и так далее. По следующему году ситуация та же. У нас 3 миллиарда 600 был прогноз по дорожному фонду. Соответственно выпадает почти 800 млн. Он остается на уровне 2 миллиардов 800 млн рублей. Соответственно это ляжет и на муниципальные дорожные фонды, они тоже уменьшаются. Ситуация на самом деле, чтобы понимание у вас сложилось, что все непросто.

Вопрос: Что в этом случае с дорогами федерального значения и регионального значения и газификацией?

Андрей Турчак: За федеральные дороги мы не отвечаем. Но исходя из плана дорожных работ, который был представлен уже после сокращения, все обязательства Росавтодора по М-9, по М-20 по продолжению работы по освещению, по ремонту, по установке барьерного ограждения они все будут. Мы не увидели пока секвестра, может быть, мы это увидим в самое ближайшее время.

Вопрос: Окружная дорога? Региональные?

Андрей Турчак: Окружная дорога остается под большим вопросом в этой ситуации. Путепровод защищен. Мы этим годом получаем 300 млн и авансируем изготовление металлоконструкций. Но все что касается обхода Пскова, под большим вопросом.

Вопрос: Региональные дороги? Дороги до сельских поселений.

Андрей Турчак: Региональная дорожная часть в части содержания и муниципальная дорожная часть в части содержания защищены. На это средства есть и к снежной зиме мы готовы.

Вопрос: Что с газификацией населенных пунктов?

Андрей Турчак: Это тоже защищенная статья. По тем газовым сетям, которые уже были спроектированы, в 2015-2016 годах мы работы проведем. Проектно-изыскательские работы на новые объекты на 2015 год мы не закладываем. Нам нужно посмотреть, как будет дальше развиваться ситуация. Но все объекты, которые были продекларированы, собраны заявки от населения, где население готово софинансировать, они сохранены.

Вопрос: В регионе существуют меры поддержки местных производителей, понятно, что это вложения в будущее, это расчет на рабочие места, на зарплаты, на доходы, которые получит регион. Но можно представить себе ситуацию, что так «припрет», что можно будет задуматься, чтобы от этих мер поддержки отказаться?

Андрей Турчак: Мы не ждем, когда «припрет», мы будем вынуждены отменять некоторые льготы. Но это будет касаться в первую очередь тех проектов, которые уже реализованы, которые уже вышли на какую-то норму рентабельности, но это не будет касаться инвесторов, которые приходят в регион сейчас. По ОЭЗ «Моглино» мы вообще не можем их отменить, потому что есть постановление правительства. И мы просто не вправе. Что касается других проектов, например, по торговым сетям мы готовим решение об отмене льгот для предприятий торговли с площадью торгового зала 2 тыс. метров и больше. Понятно, кто это. Это наши сетевики. Но мы считаем, что в этой ситуации льготы могут быть отменены, и будут отменены.

Вопрос: А райпотребкооперация?

Андрей Турчак: У них площади торговых залов меньше 2 тысяч.

Вопрос: Я понимаю, но они же имеют свою традиционную льготу…

Андрей Турчак: Имеют и они, имеют и другие отрасли, но поймите, кто иначе будет работать в сельской территории? Вряд ли туда придет частник, поэтому потребкооперация - это системообразующее предприятие, которое нужно поддерживать.

Вопрос: Вернемся к доходам. Каждый год в отчете по бюджету вы демонстрировали рост доходов. Чем нас в сложившейся непростой кризисной ситуации порадует епархия господина Перникова. Что будет «золотым ключиком»?

Андрей Турчак: Вы в разрезе какой части?..

Вопрос: Новые инвестиционные проекты… «Моглино»…

Андрей Турчак: По «Моглино» процесс идет, вы знаете, идет инженерная подготовка участка. Совсем недавно прошел наблюдательный совет, мы рассмотрели 4 заявки, из которых, по моей оценке, три достаточно реальны к реализации. Одна под большим-большим вопросом. Сейчас готовится пакет документов. Как только их согласуют - все компании готовы выходить на площадку. Но это не даст эффекта ни в 2015-м, ни в 2016-м году, это даст эффект чуть позже, после того, как предприятия выйдут на какой-то уровень.

Рост доходов регионального бюджета, который демонстрировался, был связан, в том числе и с большим объемом средств, которые привлекались и из федерального бюджета под проекты. Понятно, что сейчас эта кривая будет ниспадающей, поэтому и доходы, и расходы бюджета 2015 года будут существенно ниже. Мы подобрались к планке 30 млрд, сейчас вернемся чуть-чуть назад.

Вопрос: Какой, как вы прогнозируете, будет дисбаланс доходов и расходов?

Андрей Турчак: Я думаю, что на уровне 4 млрд рублей.

Вопрос: И общий долг наш?

Андрей Турчак: Общий долг у нас не должен измениться, мы не планируем новых заимствований за исключением бюджетных кредитов. И в этой части Минфин обещал нам поддержку. Мы уже погасили по этому году порядка 1 млрд 700 млн рублей, еще предстоит гашение к концу ноября. То есть только по этому году мы погасим больше 2 млрд.

Вопрос: 4 млрд, если в процентах, - это максимально разрешенный дефицит?

Андрей Турчак: Мы не нарушаем требования Бюджетного кодекса. Кроме того, как я сказал, из этих 4 млрд рублей 1,9 млрд мы нашли, они просто не этим годом пройдут. То есть реально мы выходим где-то на 2 млрд.

Вопрос: Как вы предполагаете, оппозиция примет этот бюджет, и готовы ли вы в этом году к более сложному бюджетному процессу в плане переговоров с оппозицией, выстраиванию каких-то компромиссов?

Андрей Турчак: Мы с каждой фракцией, кроме КПРФ, уже встретились и объяснили сложности бюджетного процесса, основные параметры. Встреча была со «Справедливой Россией», встреча была с ЛДПР. С единороссами в усеченном составе…

Вопрос: А фракции «Яблоко» у нас нет?

Андрей Турчак: Есть… Мы не встречались пока еще.

Вопрос: Вы встречаетесь уже много лет перед каждым принятием бюджета…

Андрей Турчак: Мы встречаемся не перед принятием бюджета, а перед стартом бюджетного процесса. И по сути все, что я вам сегодня рассказал, было рассказано депутатам, они все знают уже сейчас, и возможность для выступления у них есть уже сейчас, и каждый будет выступать в меру своего понимания ситуации.

Вопрос: Интересно, какая была реакция?

Андрей Турчак: Все понимают, что ситуация тяжелая. Какие-то вещи вызывают у депутатов вопросы, но я просил, чтобы они все вошли в рабочие группы по подготовке бюджета

Вопрос: Когда вы сказали, что рассматриваете все, в том числе и пессимистические варианты, рассматривался ли такой вариант, что оппозиция вдруг выведет народ на улицы?

Андрей Турчак: Все возможно. К этому надо быть готовыми. Но поп Гапон тоже выводил народ на улицы, чем это закончилось, вы все знаете. Именно для этого мы идем в люди. Я сам это буду объяснять. Я понимаю, что, если я этого не объясню, то эта информация будет искажена. Поэтому и средства массовой информации будут задействованы, и личные встречи пройдут в районах, и бюджетное послание, от которого мы не отказываемся, - это все элементы объяснения и ситуации и возможных подходов к ее решению.

Вопрос: Андрей Анатольевич, такая достаточно депрессивная картина, есть ли в этом лучик счастья?

Андрей Турчак: Конечно, из любых трудностей надо выходить мобилизованным, очищенным, более подготовленным. Значит, это должно было произойти.

Вопрос: Какие позитивные стороны в целом ряде негативных сокращений вы все-таки видите?

Андрей Турчак: Самая позитивная сторона - это сохранение всех социальных обязательств, сохранение услуги как таковой и возможности для дальнейшего развития региона.

Вопрос: И все-таки глобальная цель - это найти средства, сократить расходы, допустим, за счет фонда оплаты труда, либо повысить степень эффективности?

Андрей Турчак: Используя эту ситуацию, повысить степень эффективности. Я искренне в это верю. Мы должны были заняться этим раньше, а не в угоду какой-то политической конъюктуре.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 221 человек
Лента новостей