В рамках юбилейных мероприятий в медиахолле Псковского театра драмы состоялся видеосеанс легендарного спектакля Вадима Радуна «Павел I».
На мемориальный показ одного из самых известных творений Вадима Радуна собралось не так уж много почитателей псковской Мельпомены: всего-то с десяток зрителей, что, в общем-то, понять можно: видео спектакля, к тому же не самого лучшего качества, лишь отдаленно передает атмосферу и дух спектакля; это все равно что судить о реальной женщине по любительской фотографии.
В медиахолле, тем не менее, терпеливо ожидали начала пожилые театралки, которые явно знали, на что шли, видимо, желая в этот вечер воскресить какие-то свои дорогие воспоминания, и три-четыре юных девушки, которые попали на сеанс случайно, по какому-то причудливому недоразумению. Сам я ничего не ожидал, но, когда начался показ, постепенно осознал, что именно этот спектакль я видел лет двадцать назад живьем, и это было удивительное впечатление.
Предварила сеанс завлит Псковского театра драмы Любовь Никитина, которая кратко рассказала немногочисленным зрителям о таком ярком явлении художественной жизни Псковщины, как театр в исторических памятниках «Карусель» (1998-2013). Спектакль «Павел I», поставленный основателем «Карусели» по одноименной пьесе Дмитрия Мережковского (со вставкой из одноименной же пьесы Александра Сеплярского), можно назвать самым успешным и долгоиграющим театральным проектом Вадима Радуна. Сначала спектакль был поставлен на сцене театра, и лишь позже его сокращенная версия была перенесена в Псковский Кром, где он обрел совершенно иной масштаб и содержание. Все-таки идея Вадима Радуна - вынести действие в исторический ландшафт - была поистине животворящей. Пусть император Павел никогда не был в Псковском Кремле, живое вечернее небо и серые крепостные стены сами собой создают неповторимый эффект аутентичности. Здесь необходимо добавить, что спектакль за время своего существования игрался не только в Пскове, но и на фестивале «Голоса Истории» в Вологде; в Михайловском замке в Санкт-Петербурге и в Павловском дворце в Гатчине, что гораздо ближе к историческому Павлу I.
Видео, которое увидели зрители, датируется примерно 1996-м годом, но не позже 1997-го. Такой вывод сделала Любовь Никитина, глядя на представленный на видео актерский состав. «Иных уж нет, а те далече» - так можно охарактеризовать картинку, которая сама по себе бесценное свидетельство истории театра. Замечательно увидеть актеров, которые на двадцать лет моложе: «беззащитный тиран» Владимир Cвекольников в роли Павла I; царственная Екатерина II в исполнении Мирры Горской; фаталист и интриган Пален в мощном воплощении Юрия Новохижина; видео запечатлело так рано ушедшего от нас Геннадия Золова. Лично на меня самое сильное воздействие произвела игра Владимира Свекольникова - пусть его Павел I и тиран, но он еще и человек, причем трогательный и беззащитный. Это сочетание абсолютной власти и детской хрупкости, попыток спасти себя и неотвратимости исторического Рока было настолько убедительно исполнено, что захватывает даже на видео.
Конечно, видео требует комментариев историка и хроникера Псковского театра, поскольку многих исполнителей уже давно нет в Пскове, они сохранились только на пленке, а в новых версиях спектакля (последняя была показана в 2013 году) играют молодые актеры театра. То, что сохранило видео, это именно тот уникальный момент в истории Псковского театра, когда режиссерский талант Вадима Радуна раскрылся в полной мере. Здесь совпало все - костюмы и сценография, музыкальное оформление, выбор литературного материала (одна из лучших историософских драм Дмитрия Мережкоского с темой отцеубийства и борьбы за власть), артистические возможности труппы. Сегодня мы много читаем о трудностях того переходного времени, о том, что актеры буквально бедствовали, но вот парадокс: если судить исключительно по «творческому продукту» - спектаклю «Павел I», Псковский театр драмы как раз в середине девяностых переживал свой самый плодотворный творческий период (в тот же год, напомню, на Малой сцене состоялась премьера одного из самых оригинальных, на мой взгляд, спектаклей - «Маленькие трагедии»). И как ни странно, даже не самая совершенная запись, с плавающим звуком и искаженными лицами актеров, все-таки передает всю художественную мощь замысла и воплощения, и жаль, что многие замечательные спектакли не сохранились на видео.
Говоря о театре «Карусель», Любовь Никитина употребляла такие определения, как необычайный, уникальный, фантастический, и, надо признать, после просмотра «Павла I» эти эпитеты вовсе не кажутся какими-то преувеличениями, действительно «Карусель» - необычное и редкое явление, и удивительно было услышать, что, оказывается, после своего появления в ландшафте псковской культуры театр «Карусель» был подвергнут настоящей травле в местной прессе. Псковскую интеллигенцию не устраивал сам факт, что «какие-то комедианты» устраивают шоу в исторических памятниках, в якобы «сакральных» местах. Доходило до того, что постановка «Ночи перед Рождеством» была объявлена некоторыми критиками «святотатством», а «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков» якобы нельзя играть рядом с церковью Покрова Пресвятой Богородицы от Пролома (к тому же режиссер придумал спецэффект - проецирование образа Божьей Матери прямо в небо у Покровской башни). Впрочем, все это тоже история, недавняя и ценная, напоминающая, что у псковских театральных деятелей никогда не было легких времен.
Александр Донецкий