В Юрмале, на второй день нынешнего фестиваля «Новая волна» утро начиналось размеренно, тихо, безмятежно… «Местные» дачники просыпаются здесь поздно, ближе к обеду. Особенно после вчерашнего открытия фестивальных дней, закончившегося ближе к двум часам ночи, а локально - продолжавшегося до утра.
С утра появляются ручейки народа, на которые растекаются утренние электрички из Риги. Пришла очередная: и ручей из неё потёк в сторону моря. В Майори до него совсем недалеко. На песке пляжа уже нежатся ранние звёзды, звёздочки, огоньки, фонарики, светлячки и рядовые песчинки… Постепенно ручейки становятся потоками и на пляже уже не протолкнуться. Среди людей никакого противостояния не чувствуется: всё мирно и тихо. Решение министра иностранных дел Латвии здесь явно слышали. Потерять из фестивального присутствия Кобзона, Валерию, Газманова, которых не пустили на фестиваль из-за их позиции по Крыму – явно большая утрата для нынешней «Новой волны». Но чтобы об этом где-то явно судачили люди – не слышно. Просто не замечают сие решение чиновника. Может, он и хотел таким образом прогреметь, но вышло, кажется, наоборот... Среди людей много русских: номера автомобилей из разных регионов России, в основном, конечно, с Северо-Запада – вот и псковский 60-й регион встречается. И речь в основном – русская. Вокруг - никаких проявлений неприятия – ни в кафе, ни в магазинчиках, ни на улицах.
Так же тихо и размеренно не только в Юрмале, но и в самой Риге. Оживлённее в районе центрального рынка и железнодорожного вокзала. Из разговоров с рижанами понимаешь, что действия по ограничению въезда российских артистов мало кто понимает и принимает, по крайней мере, мне таковых не попалось. У многих из обычных людей проблемы совершенно иные – ищут работу, или подработку, или просто деньги на содержание себя и семьи, другие – встречают гостей, беспокоятся за детей, которым нечем заняться на каникулах, или выбирают вуз, профессию, или вовсе – страну проживания… Многие торгуют чем могут. Значительную часть центрального рынка поэтому, занимают так называемые «блошиные» ряды. Билеты на электрички выросли в цене, причём, существенно. Да, и в магазинах, на рынке ничего не дешевеет… Вот и думай как жить. Поэтому людям не до политических заявлений и дрязг – они просто не обращают внимания на эти мелочи.
«У всех своя пропаганда – это и понятно, - сказала одна из рижанок. – Из-за этого очень сложно разобраться у кого какая правда». И, может, именно поэтому простые люди тянутся к таким же простым людям – и нет среди них ни конфликтов, ни выяснения отношений, ни косых взглядов – ничего… Правда до тех пор, пока пропаганда не одержит верх в очередной голове. Тогда споры могут заканчиваться криками и ссорами. Точно такую же ситуацию увидел и в Польше: ни агрессии, ни наскоков. Правда, споры есть: и были, и будут. И раньше, ещё до обострения обстановки в мире, их здесь было достаточно. Но в Польше, например, спокойно транслируется телеканал «Россия 24» - пожалуйста, смотри, если хочешь – никто не ограничивает. Есть и другие каналы, с другими точками зрения – пристрастия в телепрограммах проявляются только из-за знания языков. А недавно встречался с немцем – обычным человеком, так тот твёрдо сказал, что многие простые немцы стоят за Россию, за её точку зрения на события в мире. Об этом слышу уже не раз за последнее время. Видимо, всё оттого, что немцам приметы фашизма хорошо знакомы, и они их легко вычисляют и очень не хотят повторения чего-либо подобного. По крайней мере, пока…
Однако всё может измениться и здесь, если пропаганда полностью заменит объективное логическое мышление. Как это происходит там, где уже чувствуется сильное воздействие СМИ, и где простые граждане вторят услышанному. Там в речах употребляют слова: «сепаратисты», «Россия виновата…», и прочее из этого списка. Это происходит и в Прибалтике, и в Польше, и во Франции, и в Германии. Но обычные граждане в таких случаях, лишь жертвы, это говорят не они, а тезисы формируемые пропагандистами. Своими словами простые люди говорят лишь о том, что лично их касается. Тогда, например, часты упрёки в адрес российских поставщиков газа – мол, «газ дорогой из России» или «почему так дорого продаёте?». Но когда приводишь цену газа для самих россиян, то суммы вызывают удивление – не так уж и велика разница. После таких сравнений противоречия обычно затихают.
Странным выглядит вот что. Они боятся, что Россия может отобрать у них газ, и за свою боязнь ругают её, вместо того, чтобы распрощаться со страхами и комплексами. А нужно-то всего лишь видеть в продавце газа если не друга, то доброго партнёра, и самому быть искренним в ответ. И всё, можно не бояться, что друг оставит тебя без газа.
Усиление России многие в Европе рассматривают не иначе как некую угрозу. Таким силам было бы, конечно, лучше, если большой сосед был слабым и беспомощным. И многие из числа правящих элит в таких странах распространяют образ России, как некоего врага, сидящего в туманном тёмном лесу и потенциально угрожающего всем остальным уже только тем, что он просто есть – таинственный и непонятный. Наличие такого неясного чудовища очень выгодно – именно на нём можно концентрировать внимание своих граждан, а вовсе не на внутренних проблемах в стране, вопросах жизни, экономики. Когда я от иностранных друзей слышу стандартные реплики-тезисы, вброшенные в массовое сознание, то сразу прошу привести конкретные примеры или список тех бед, невзгод, проблем, которые конкретно, к примеру, за минувшие двадцать лет той или иной стране Европы принесла Россия. Назовите их? Чаще всего вопрос ввергает собеседников в ступор – они не могут назвать и одного пункта, не то что составить список. Не знаю, начнут ли они задумываться об этом ступоре после нашего разговора или следующие 10, 20, 30 очередных лет вместо того, чтобы нормально жить, вновь будут пребывать в плену у созданного образа таинственного врага, который может вырваться из своего тёмного леса.
Вся натянутость отношений между Россией и Западом, конечно, искусственна и зависит от конкретных заинтересованных в этом лиц. Но очень тревожит то, что даже в длительные дружеские отношения людей вдруг ворвался вирус недоверия. Политики сменятся, им на смену придут другие, но вирус этот так легко из народного тела будет не вывести. Нам нельзя нарушить дружбу между простыми людьми. Долгие годы мы выстраивали то, что называют народной дипломатией: общались, встречались, делали совместные проекты, устраивали концерты, культурные и спортивные обмены. Было интересно. И сложно, особенно когда не было Интернета, и общаться помогала лишь почта и телефон. И вот, приехали – запреты на въезд артистам, ограничения культурных проектов… Когда общение без границ стало очень простым и доступным - теперь в отношения вмешиваются подозрительность, страх и старые скелеты из прабабушкиного шкафа.
Игорь Докучаев