Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.
Темы выпуска:
Неделю назад страна отметила День Победы, может быть, самый странный День Победы, который случился за все 75 лет с момента подписания акта о капитуляции нацистской Германии и ее союзников. Пандемия коронавируса (в России по 10 тысяч зараженных каждые сутки) и гибридный карантин (так в последнее время называют самоизоляцию) заставили руководство страны отказаться от пышных торжеств и превратили народный праздник в своего рода виртуальную площадку, на которую вышли все желающие.
Меж тем, президент Путин впервые за полтора месяца выбрался из «бункера». (Как называют «антипутинисты» режим самоизоляции президента России). Вышел на свежий воздух, в Александровский сад, где возложил цветы к Могиле Неизвестного Солдата, произнес речь и принял парад президентского полка на Соборной площади Кремля. Многие наблюдатели отметили одиночество Путина, - понятно, не реальное, а символическое.
Мы еще не забыли новогоднее обращение Путина к народу, в котором он назвал 75-летие главным событием 2020 года. Тут впору вспомнить старую пословицу: «Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Главным событием 2020-го явился коронавирус, разделивший жизнь людей на «до и после» карантина, а предсказанного либеральными публицистами «победобесия» в этом году не случилось. Людям просто не до него.
И вот грустный Путин (тут загрустишь, когда все обнулилось, обвалилось и кануло к чертовой матери!) стоит и смотрит, как ребята из президентского полка старательно тянут ногу, и наверняка понимает, что парад Победы в июле, это все равно, что Новый год в августе. Можно и елку нарядить, и петарду в небо запустить, но окружающие в лучшем случае покрутят у виска, в худшем – вызовут скорую психиатрическую помощь. Тем более, совершенно неизвестно, как поведет себя коронавирус в дальнейшем, а вдруг задержится на территории России до сентября?
Зато батька Лукашенко в братской Белоруссии свой парад провел «за себя и за того парня». И это был единственный парад в честь Дня Победы на всем постсоветском пространстве. Многие россияне этот парад посмотрели на телеканале «Мир» или в интернете. На мой взгляд, батькин парад удался. Выглядело военное шоу из Белоруссии вполне достойно.
А главное, президент Лукашенко был не один, как перст, а в окружении людей, которые усердно изображали ликование. «Безумству храбрых поем мы песню», а уж как отразится столь массовое мероприятие на росте числа зараженных, все равно никто не узнает. Все-таки не зря западные СМИ называли Лукашенко «последним диктатором Европы».
Как бы то ни было, но в случае с парадами столкнулись и ярко высветились два подхода к борьбе с коронавирусом. Лукашенко предпочел эпидемию просто не замечать. Будто ее и нет. Логика тут, видимо, такая. Кому суждено умереть, тот и так умрет, зато остальные граждане в экономическом отношении пострадают минимально. Когда 70% населения переболеет бессимптомно или относительно легко, эпидемия в Белоруссии закончится, а там и вакцина, даст Бог, подоспеет. По той же схеме, кстати, действует и правительство Швеции.
А вот Путин явно прислушался и выбрал другой вариант. Но не жесткий, а как бы средний, гибридный, в результате чего в России так или иначе от коронавируса страдают все, кроме разве что чиновников, бюджетников и онлайн-продавцов. То есть режим самоизоляции в России (шутники называют его «режимом самоликвидации») является ярким примером феномена, описываемого известным фразеологизмом «ни два ни полтора».
На этом паническом фоне вопрос об обнулении сроков Путина и других поправках к Конституции как-то сам собой ушел на второй или даже на третий план. Народу не до пустяков. Выживать надо. В буквальном смысле слова. Какое там, к чертям, голосование? Да еще в середине июля, в разгар дачного сезона. Вот и Владимир Вольфович вовремя подоспел и кинул публике мыслишку – взять и вовсе отменить голосование по Конституции из-за коронавируса.
Коронавирус, как и война, спишет всё. И вот тут остается гадать, что это было? Сугубо мнение Жириновского, или, так сказать, «пробный шар» Кремля? Попытка понять, как отреагирует электорат на такое неожиданное предложение? Ведь давно известно, что лидер ЛДПР часто озвучивает идеи, которые позже реализуются самой же верховной властью.
В чем может состоять причина подобных «вбросов» а-ля Жириновский? Первое. Рейтинг Путина, не выдержавший испытания коронавирусом. То есть можно ожидать протестного голосования по поправкам. Народ в полной заднице, его вроде выпустили на работу, а куда? Спустя полтора месяца гибридного карантина работать многим негде. Мамочки с детьми «от 16 и старше» бьются в истериках: подходят их отпрыски под указ Путина или нет?
Разумеется, нет, не подходят, но эти дурочки (скажем мягче: наивные женщины) еще на что-то надеются, исходя из старой дурилки для плебса про «доброго царя» и «злых бояр». Ага, из Пенсионного фонда. В целом же страна глобально разочарована и обозлена. Государство, по сути, кинуло народ на произвол судьбы. Десять тысяч рублей на одного ребенка, разумеется, на дороге не валяются, но это слезы. Кубышку так толком и не распечатали. Помощь бизнесу со стороны государства эксперты называют смехотворной, то есть никакой. А кто у нас персонифицирует режим? Является его, режима, фронтменом? Как кто? Путин, конечно.
А голосование по поправкам к Конституции, как мы понимаем, оно не совсем по поправкам, оно на самом деле о доверии Путину. Обнуляем мы ему сроки, или не обнуляем? А что если НЕ обнуляем? В назначенный день голосования надеваем штаны и валим скопом на избирательные участки, наплевав на все чертовы коронавирусы, и ставим в бюллетене свое веское «нет». Не одобрям-с!
Я сейчас, понятно, фантазирую, а вот то, что все рейтинги доверия Путину валятся сейчас в тартарары – факт, о котором знает любой прокремлевский мумия-тролль. И, возможно, в конце концов, Путин сам откажется от псевдореферендума от греха подальше. Сейчас этот сценарий выглядит фантастически, но мы не знаем, что будет твориться в стране через два месяца.
Второе. Явка. Она будет настолько мизерной, что превратит голосование в фарс. В апогее коронакризиса, к тому же в мертвый дачный сезон, людям будет просто-напросто плевать - не до политических игрищ и прочих «лохотронов». Вот для «подстилания соломки» и потребовался Жириновский, старый конь, который электоральной борозды не испортит.
Я, впрочем, не столь наивен, чтобы думать, будто специальные службы не мониторят общественное мнение в стране. Разумеется, они знают о народных умонастроениях лучше всякого «Левада-центра», причем даже без всяких соцопросов. Значительная часть населения сидит в соцсетях, и само составляет на себя досье. Так что «специальным людям» все хорошо известно. А вот известно ли это «хорошо известное» самому Путину, - большой вопрос.
И я завершаю. Два года назад, 14 мая 2018 года, Псковскую епархию возглавил епископ Тихон (Шевкунов), в прошлом – выпускник сценарного факультета ВГИКа, автор бестселлера «Несвятые святые», и, как утверждают некоторые СМИ, «духовник Путина». Во всяком случае, это уже стало журналистской привычкой, когда упоминаешь митрополита Тихона, прицепляешь и эту эффектную этикетку: «духовник Путина». И сразу все становится понятно об истинном статусе этого человека.
Я не стану сейчас перечислять, что сделал или не сделал отец Тихон за период своей «двушечки» в Псковской области. Тут важно акцентировать внимание на другом. Есть люди, которые служат для других своего рода центром притяжения, неким магнитом. Таков митрополит Тихон. Церковная жизнь, общественная, экономическая, культурная – во всех этих сферах митрополит Псковский и Порховский реализует свои недюжинные таланты и энергию. Об этом уже много написано, и повторяться я не буду. Но это именно тот редкий случай, когда не место красит человека, а человек место. И не просто красит, а преображает.
Впрочем, можно сказать, что историческая Псковщина и отец Тихон Шевкунов, что называется, «нашли друг друга». Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать его книжку «Несвятые святые», или посмотреть новости Псковской епархии за последние два месяца – время распространения по стране коронавируса. Все очень здраво и благородно.
Не стоит игнорировать и еще одно важное обстоятельство – митрополит Тихон, что называется, ньюсмейкер, медийная фигура, он обладает большим влиянием на общественное мнение, и он, пусть и духовное лицо, селебрити. А у нас на Псковщине не так много селебрити всероссийского масштаба и значения. Я вот задумался, а кто? И кроме митрополита Тихона и режиссера Месхиева, так никого и не вспомнил. Юлия Пересильд? Так она давно столичная жительница.
Наши селебрити в основном покойники – Пушкин, Довлатов, Гейченко. А в современном мире как раз живые селебрити имеют большое значение для мест, где проживают, превращаясь буквально в «гениев места», то есть в таких особых людей, которые одухотворяют пространство своим присутствием. Едет, допустим, житель Забайкалья на Псковщину, в Псков или в Печоры, и знает, что настоятелем монастыря и митрополитом служит такой известный человек как отец Тихон. Для кого-то «духовник Путина», для кого-то автор «Несвятых святых», а для кого-то просто знакомый по телевизору или интернету священник. И получается, что человек едет уже не просто край посмотреть, а в настоящие гости. Для всякого туриста или паломника это очень ценное ощущение.
Засим прощаюсь. Это были «Акценты». Берегите себя!
Александр Донецкий