Новости партнеров
Общество

Татьяна Лозницкая о системе образования Великих Лук и отношении к детям

30.05.2023 17:30|ПсковКомментариев: 1

2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Образование – неотъемлемая часть жизни детей, начиная с дошкольного возраста. С каждым годом эта сфера преобразовывается и совершенствуется. Не отстают в этом направлении и Великие Луки. Какие тренды пришли в школы южной столицы региона? Как учителя относятся к своим выпускникам? Каким принципам придерживается великолукский педагог? На эти и другие вопросы корреспонденту Псковской Ленты Новостей ответила заместитель главы администрации города по социальной сфере Татьяна Лозницкая.

 

Татьяна Лозницкая. Фото здесь и далее: администрация города Великие Луки

– Татьяна Олеговна, дети – самое главное в образовании. Для их развития и формирования личности с каждым годом в эту сферу вносятся инновации, создаются новые программы и практики. Как изменилась сфера образования в Великих Луках за последние 10 лет?

– Как и система образования в целом, образование города Великие Луки претерпело ряд значительных изменений. Изменения затронули содержательную часть и принесли ряд организационных перемен.

С 1 сентября 2022 года вступили в силу обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. А значит, все ученики 1-х и 5-х классов начали осваивать образовательную программу немного в другом ключе, в сравнении с их предшественниками. В новых стандартах, прежде всего:

  • детализированы результаты обучения по годам обучения (а не по ступеням в целом);
  • сделан акцент на внеурочную деятельность и использование инновационных технологий;
  • обращается внимание на формирование функциональной грамотности школьников (способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации);
  • особое внимание уделяется изучению финансовой грамотности;
  • предоставляется возможность изучения предметов на базовом или углублённом уровне с 7-го класса и т.д.

Образование — больше не «услуга». По мнению работников образования, называть образование «услугой» совершенно неверно — использование такого оборота негативно влияет на престиж профессии учителя, на выстраивание отношений между педагогами, учениками и их родителями.

Поправки, внесённые в федеральный «Об образовании в РФ», позволили заменить оборот «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» на понятие «реализация образовательных программ». Произошло сокращение перечня документов, заполняемых учителем. Вероятно, это изменение вызвало самую бурную реакцию среди педагогов.

Поправки к закону «Об образовании» устанавливают, что учителя не обязаны более готовить отчёты за пределами перечня, утверждённого Минпросвещения, а электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде. Внесённые изменения помогут снизить бюрократическую нагрузку на педагогов.

Появились и новые тренды в вопросах воспитания. С 1 сентября 2022 года во всех школах каждый понедельник начинается с классного часа в формате «Разговоров о важном». Центральные темы «Разговоров о важном» — патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и другое. Учебная неделя начинается с флага и гимна РФ, все большее внимание уделяется вопросам гражданско-патриотического характера;

Некоторые изменения коснулись и предметов школьной программы. Историческое просвещение изучается с первого класса, второй иностранный язык — только с согласия родителей, появились основы финансовой грамотности для школьников

– Какие тренды и технологии наиболее сейчас актуальны в образовании?

– Мы видим два глобальных тренда этого года. Один из них связан с цифровизацией образования. К этому явлению относится не только переход на дистанционное обучение, но также увеличение роли мобильных технологий и создание цифровой среды для учащихся. Важная тенденция, которая будет только усиливаться со временем — это изменение роли учителя. Он перестал быть единственным источником знаний. Теперь он становится режиссёром, который создаёт и курирует образовательный процесс. На плечи учителя ложится задача вовлечь в обучение, поддержать мотивацию, придумать и срежиссировать интерактивные проекты, учить мыслить и критически воспринимать информацию.

Второй тренд - современные подростки иначе, чем предыдущие поколения, представляют свою будущую карьеру. Как помочь подрастающему поколению с профориентацией в новых условиях – наша новая задача. Новое поколение мечтает, чтобы работа была интересной, разнообразной, приносила удовольствие и не занимала много времени. Как родителю и профориентатору помочь ребенку выбрать траекторию образования и карьеры, когда ценности смещаются, а технологии делают рывок в своем развитии? Вот задачи и вызовы нового времени.

– Каждое поколение учеников имеет свои особенности и характер. Изменилось ли за это время общение и сами подходы взаимодействия с детьми?

– Сегодня родители, педагоги, психологи задают схожие вопросы: Кто они, дети нового поколения? Почему их так тяжело понять и как взрослым найти общий язык? О поколении современных детей говорят, что они родились с компьютерной мышью в руке. Они действительно намного быстрее и успешнее своих родителей осваивают технические новинки и привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным и сенсорным. Педагогика XXI века – это личностно-ориентированная педагогика, педагогика вернулась к своей первооснове, к своему главному объекту– человеку (это подход, при котором вне зависимости от возраста, в эпицентр создаваемого образовательного пространства, помещается обучаемый человек).

Важной составляющей современного обучения является диалог с педагогом и одноклассниками. Учащийся в центре внимания. Это значит, что время - главная ценность,  а также – результат, диалог, устная речь, обратная связь

– Особое отношение и к выпускникам школ Великих Луках – проходит ежегодный праздник «Бригантина» и чествование отличников. Гордитесь ли вы своими выпускниками? Почему необходимо закреплять успех школьника?

– Куда бы ни забросила судьба выпускников школы, педагоги всегда помнят о них и рады их успехам. Школа, город по праву гордятся своими выпускниками. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. Успех является источником внутренних сил ребенка. Поэтому можно сделать вывод: успех в школе – завтрашний успех в жизни!

 

– Как можно раскрыть талант ребенка помимо школы? Как обстоят дела с дополнительном образованием? Есть ли популярные направления у великолукских детей. Если да, то какие?

– В городе создана достойная сеть учреждений дополнительного образования, предоставляющая широкий выбор. Это могут быть музыкальные занятия, танцы, шахматный клуб или театральный кружок, художественное или декоративное творчество, спортивные секции по разным видам спорта, техническое творчество и возможности более профессионального освоения IT технологий, роботопрограммирования.

Безусловно, не падает интерес наших детей к занятиям спортом. Город славится высокими достижениями в велосипедном спорте, стрельбе из лука, различных видах борьбы, спортивной и художественной гимнастике. Популярен в нашем городе футбол, активно развивается плавание, хоккей.

Конечно, у современного поколения высокий спрос на техническое направление: робототехника, программирование, компьютерный дизайн. Данные направления открыты в Центре технического творчества, Доме детского творчества им. А.Матросова, Кванториуме, IT- кубе, в ряде школ города. Например, дети школы № 6 уже который год являются победителями различных конкурсов и фестиваль инженерно-технического творчества. О том, какие технические чудеса творят наши дети на занятиях в IT- кубе, можно рассказывать часами.

Таким образом, в нашем городе каждый обучающийся имеет возможность выбирать дополнительные образовательные программы, принимать участие во внеучебной деятельности согласно собственным интересам и реализовывать имеющиеся таланты и развивать творческий потенциал. В городе создаются все необходимые условия для оптимального развития талантливых детей.

 

– С какими нюансами может столкнуться педагог в процессе обучения ребенка?

– Учитель в своей практике часто встречается с детьми, которым по какой-то причине сложно учиться. Это может выражаться не только в плохой успеваемости, но и в том, что он очень сильно устает, у него возникает негативный эмоциональный след от учебы, или, например, он начинает много болеть. Поэтому нужно обращать внимание не только на успеваемость, но и на общий эмоциональный фон, изменения в поведении, заинтересованность.

Интерактивных инструментов в образовательном процессе становится все больше, они дают широкие возможности для привлечения внимания детей. Речь не только о стандартной компьютерной грамотности. Учитель должен понимать, какие цифровые инструменты окружают детей, по каким технологиям им удобнее и привычнее работать, тогда коммуникация между учителем и учениками будет эффективнее, а обучение быстрее принесет запланированный результат.

Кроме того, задача учителя — объяснить детям, как оперировать большими данными, структурировать и выделять из полученной информации главное, соблюдать правила безопасности в информационном потоке.

 

Педагог должен чувствовать настроение детей и общую атмосферу в классе. Это непосредственно влияет на продуктивность обучения. Бывает, что даже успевающий ребенок под воздействием внешних факторов не в состоянии воспринимать учебный материал. Здесь учитель выступает как личностный воспитатель или социальный педагог, приходит на помощь ребенку при необходимости, поддерживает, выравнивает ситуацию.

Навык взаимодействия и построения эффективных коммуникаций пригодится и при общении с родителями детей. Это значимое качество для профессиональной деятельности учителя. В работе часто приходится выяснять, почему у ребенка возникли проблемы в обучении или социальной адаптации, уточнять мнение родителей, их возможности в плане взаимной поддержки и координировать план действий.

– Недавно в Псковской области увеличили «вдвое» размер подъемных для учителей? Насколько актуальна такая мера поддержки для школ Великих Лук, поможет ли это решить проблему с кадрами? Какое количество молодых педагогов работает в городе? Как они относятся к своему выбору?

– Тема развития сферы образования, в том числе кадровая проблема, всегда находится в зоне внимания руководства города и области. Конечно «подъемные» будут хорошим подспорьем для молодых специалистов. Ежегодно от 10 до 15 молодых педагогов вливаются в нашу педагогическую семью великолукского образования, надеемся, что объявленные меры поддержки помогут привлечь большее число молодых педагогов. Полностью это не решит проблему кадрового голода, но значительно смягчит складывающуюся ситуацию. В школу приходят молодые педагоги, которые осознанно сделали свой выбор. Большинство из них не изменяет своему выбору. Доля педагогов со стажем работы до 5 лет в наших учреждениях составляет 12%.

– Немаловажно в процессе образования ребенка в любом возрасте взаимодействие с его родителями? Как налажен этот процесс и есть ли планы по его совершенствованию?

– Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Этими принципами мы и руководствуемся в нашей работе.

Беседовала Светлана Герасимова

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Чего вы ждете от послания президента Федеральному Собранию 29 февраля?
В опросе приняло участие 43 человека
Лента новостей