Новости партнеров
Общество

«Акценты» Донецкого: Дело Прокопьевой, казус Торбич и «крутые» маршруты «Псковпассажиравтотранса»

08.02.2019 19:07|ПсковКомментариев: 115

Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.

Темы выпуска:

«Не брюки с рантом». Следственный комитет Псковской области «шьет» уголовное дело против журналиста Светланы Прокопьевой по статье «Публичное оправдание терроризма».
Возбудили и уволили. Экс-гендиректора особой экономической зоны «Моглино» Ольгу Торбич обвиняют в «злоупотреблении полномочиями».
«Полтуловища — на сиденье, а полтуловища — рядом». Бывший директор «Псковпассажиравтотранса» Георгий Лупандин высказался против приватизации предприятия.

Вне всяких сомнений, самым громким событием недели, вызвавшим всероссийский и даже международный резонанс, стало возбуждение Следственным комитетом уголовного дела против псковской журналистки Светланы Прокопьевой за «публичное оправдание терроризма». В среду, 6 февраля, на квартиру Светланы неожиданно нагрянули силовики и после обыска увезли ее на допрос, который продолжился на следующий день. Одновременно следователи провели обыск и изъятие файлов на радио «Эхо Москвы в Пскове», из студии которого Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) в ноябре прошлого года и озвучила свой текст, якобы «оправдывающий терроризм».

История развивалась так. 7 ноября в эфир псковского «Эха» вышла авторская передача Светланы Прокопьевой «Минутка просветления», в которой и прозвучал текст под названием «Репрессии для государства», осмысляющий поступок юного анархиста Михаила Жлобицкого, напомню, 31 октября 2018 года устроившего взрыв в здании Архангельского УФСБ; сам подрывник погиб, ранив трех человек. Об этом трагическом инциденте и рассуждала Светлана. Распечатка эфира была опубликована на сайте Псковской Ленты Новостей.

И кто бы из нас, читателей и слушателей, мог тогда догадаться, чем обернутся для автора ее размышления? Воистину «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».

Сначала возбудились местные чиновники Роскомнадзора, вынесшие редакциям предупреждения. Затем следственные действия начали Следственный Комитет и ФСБ. И вот продолжение — уголовное дело по крайне тяжелой, до семи лет лишения свободы, статье 205.2 УК РФ «оправдание терроризма». Невольно вспоминаются слова майора КГБ Беляева из повести Сергея Довлатова «Заповедник»: «И помни, уголовное дело – это тебе не брюки с рантом. Уголовное дело шьется в пять минут. Раз – и ты уже на стройках коммунизма…».

Параллельно решением мирового суда на этой неделе оштрафованы СМИ, допустившие «опасную» (в кавычках, конечно) публикацию: радио «Эхо Москвы в Пскове» - на 150 тысяч рублей; Псковская Лента Новостей — на 200 тысяч. Цитирую: «Наши экспертизы, где лингвисты дают чёткий вывод об отсутствии «оправдания терроризма» в словах Прокопьевой, снова не были приобщены к делу», – прокомментировал ситуацию директор медиа-холдинга «Гражданская пресса» Максим Костиков. Зато мировой суд внял молодым экспертам Александру и Анастасии, привлеченным Роскомнадзором, которые сделали однозначный вывод, что публикация Прокопьевой якобы признает террор «допустимым, возможным, не предосудительным».

Уголовное дело против Светланы Прокопьевой, повторюсь, вызвало широкий резонанс в стране: профсоюз журналистов собирает подписи в ее защиту, делом заинтересовались в Совете по правам человека, под личный контроль взял ситуацию главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, а в Псков, для выяснения обстоятельств на месте, приехал первый заместитель главреда Владимир Ворфоломеев.

Судя по всему, не останутся в стороне и псковские политики: в сети уже появился призыв к местным отделениям политических партий организовать в Пскове совместный «митинг протеста за свободу слова и в защиту Светланы Прокопьевой». По последней информации митинг состоится 10 февраля, в воскресенье, в 14.00. в гайд-парке на Четырех Углах. Свою поддержку журналистке и редакциям высказывают граждане, читающие Псковскую Ленту Новостей и слушающие «Эхо Москвы в Пскове». Уверен, что общественный резонанс по «делу Прокопьевой» будет только нарастать и шириться, а имидж Псковской области, и без того скандальный, страдать и корчиться. В этой ситуации, впрочем, меньше всего хочется думать о каком-то там региональном имидже, гори он синим пламенем.

Это что касается фактуры, а теперь выводы, и они крайне неприятны и даже печальны. Мы все не заметили, как очутились в какой-то другой стране — стране антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла и романа «Процесс» Франца Кафки. Так уж устроена психика человека, что он обращает внимание на несправедливость исключительно тогда, когда это касается его лично. Вот уже как минимум лет пятнадцать «бешеный принтер» Госдумы клепает драконовские законы, в той или иной мере ограничивающие права граждан. Журналисты об этом пишут, и много, но пока ты сам с этими юридическим Драконом не столкнешься лоб в лоб, о несправедливости всерьез не задумаешься.

Где-то хватают и судят людей за репосты картинок и песенок, за фрагменты фильмов, и все это кажется абсурдом, сплошным Кафкой, но это же происходит не с тобой, а где-то там, на просторах бескрайней кафкианской России. И вот «новая реальность» внезапно приходит к тебе в дом в виде следователей, как это случилось со Светланой, или в редакцию, как это произошло с радио «Эхо Москвы в Пскове». И вот тут-то словосочетание «полицейское государство» вдруг обретает живой и плотный смысл: у нас в России, как при Сталине или каком-нибудь кровавом Пол Поте, судят за слова, за дерзость инакомыслия.

Вот он наглядный итог последних двух десятилетий, авторитарная система в действии. И если Светлану Прокопьеву в итоге «закроют» лет на пять, это будет урок всем нам, наивно полагавшим, что уж «за нами не придут» и «нас-то за что?». Найдут за что, если захотят. Законодательная база давно имеется. Вычитают и припишут все, что угодно, - то, о чем и сам ты даже не задумывался.

Был ли в высказываниях Светланы «злой умысел» «оправдать терроризм»? Ну, разумеется, нет! Но люди в «конторах» мыслят иначе, и Фемида на их стороне. Дело крайне серьезное, и тут не до шуток. И лично мне не хочется произносить благодушно-дежурных фраз типа: «Суд разберется». Слишком много в последнее время мы видели примеров того, как суд оказывался на стороне обвинения, а все аргументы защиты летели в тартарары. Здесь я, увы, пессимист. Но мне очень хотелось бы ошибиться.

Другой громкий псковский скандал недели связан с оперативно уволенной с поста руководителя АО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Моглино» Ольгой Торбич, против которой УФСБ по Псковской области возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями). Заместитель губернатора Нинель Салагаева так прокомментировала произошедшее: «Ситуация с экс-генеральным директором ОЭЗ «Моглино» связана с лоббированием интересов аффилированных с ней коммерческих структур в корыстных целях при заключении контрактов ОЭЗ «Моглино» и не имеет отношения к деятельности администрации Псковской области как в предыдущий, так и нынешний период». Если говорить конкретней, уголовное дело Ольги Торбич касается факта покупки мебели для нужд компании «Моглино» в фирме близкого родственника по завышенной цене.

Тут неизбежно возникает параллель с декабрьским арестом заместителя губернатора Александра Кузнецова. Схема простая, но эффективная. Считается, что в ФСБ хранится «досье» на каждого. Как говорится, «до поры, до времени». Нужен лишь «сигнал» сверху. И вот «сигналы», видимо, пошли. В рабочей биографии персонажа выискивается некий эпизод из прошлого (у Кузнецова — покупка дома, у Торбич — приобретение мебели у родственников), на основании которого строится обвинение, а у власти появляется информационный повод заявить о безжалостной «борьбе с коррупцией» в регионе. Руководство региона — на коне, неугодные чиновники — уволены или на нарах. И признаем, это тоже наша новая реальность.

Непростая ситуация с Ольгой Торбич усугубляется тем, что деятельность ОЭЗ «Моглино» у нас не критиковал только уж самый ленивый оппозиционер. «Моглино» называли «черной дырой», куда ухнули миллиарды бюджетных рублей. И вот эти-то миллиарды и вызывают неизбежный когнитивный диссонанс у многих наблюдателей. Получается какой-то нонсенс.

Если это и коррупция, то какая-то странная. Через руки чиновника проходят миллиарды, а берет он почему-то борзыми щенками.

Я, конечно, немного утрирую, но на фоне других коррупционных скандалов (например, недавнего с сенатором Арашуковым, арестованным прямо на заседании Совета Федерации) наши псковские коррупционеры выглядят как-то бледно и мало убедительно, а сами инциденты намекают на какую-то подковерную игру, смысл которой не очень понятен.

Впрочем, не будем делать скоропалительных выводов и дождемся оглашения конкретных цифр ущерба государству, коли он был. Все мы с детства знакомы с жесткой, но справедливой фразой Глеба Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме». И ведь не поспоришь.

И я завершаю. На фоне последних громких уголовных дел несколько ушел в тень тлеющий конфликт вокруг главного транспортного предприятия области, между тем все мы начинаем подозревать, что руководство регионом медленно, но упорно готовит «Псковпассажиравтотранс» к процедуре банкротства и приватизации, что не может не вызывать тревоги как у работников предприятия, так и у жителей. Недавно группа маломобильных граждан обратилась к депутату Псковской городской Думы Григорию Строненкову с просьбой вернуть на маршруты №30 и №22 нормальные автобусы, поскольку пущенные нынешним директором «Псковпассажиравтотранса» Николаем Киянцем малогабаритные для них оказались не доступны. И это — только одна проблема, которая встает, как железобетонный шлагбаум, перед жителями в связи с грядущей приватизацией автобусного парка. К примеру, имеются еще сельские школьники и нерентабельные пригородные перевозки, которые в случае приватизации могут просто исчезнуть с карты транспортной доступности региона.

В четверг с резкой критикой планов приватизации «Псковпссажираавтотранса» в эфире «Эха Москвы в Пскове» выступил бывший директор предприятия, возглавлявший его без малого три десятилетия, Георгий Лупандин. Цитирую: «Что хочешь делай – приватизируй, не приватизируй, но население пострадает, если зажимать маршрутную сеть. А в случае приватизации это однозначно произойдет».

И еще по поводу новшеств, которые вводит столичный топ-менеджер: «Нормальный цивилизованный город должен иметь нормальные автобусы. Ни в одной развитой стране Европы вы не увидите такого обслуживания, чтоб в автобус нельзя было поставить коляску с ребенком и заехать инвалиду. В нашем же автопарке только около 20 процентов автобусов имеют низкий пол с возможностью заезда в салон на колясках. В большом автобусе человек чувствует себя свободнее и не сидит, поджав плечи — полтуловища на сиденье, а полтуловища — рядом», - рассказал Лупандин.

С мнением уважаемого специалиста с многолетним стажем транспортного работника трудно не согласиться. Собственно, все, кто пользуется общественным транспортом, знают все на собственном опыте. А те, кто регулярно ездит в Европу, еще и могут сравнить уровни обслуживания — у нас в Пскове и где-нибудь в Хельсинки. Да даже и со столичными городами России — Москвой и Петербургом. По Пскову до сих пор двигаются автобусы с надписями в салоне не французском языке и схемами движения по городу Женева.

Это значит, что когда-то эти автобусы ездили по дорогам Швейцарии, где-то в Базеле или вокруг Женевского озера, а потом, выработав технический ресурс, были списаны и проданы по дешевке в Россию. И вот мы теперь тут, у нас, пользуемся и тихо счастливы.

Поскольку и поношенная «гармошка» много лучше, чем неудобные маршрутки от нынешнего директора «Псковпассажиравтотранса». Понимает ли это прущий на «красный свет» со своей приватизацией «эффективный менеджер» Киянец? Вряд ли. Он ведь не инвалид, и на автобусах по городу не ездит.

Это были «Акценты». До новых встреч в эфире. Берегите себя!

Александр Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 250 человек
Лента новостей