Блоги / Константин Калиниченко

Учитель, оставь детей в покое!

15.09.2022 18:14|ПсковКомментариев: 4

Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию очередного выпуска передачи «Резонер». Еженедельная программа, посвященная резонансным событиям общественно-политической жизни, выходит по четвергам в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM). Автор и ведущий – Константин Калиниченко.

 

«We don’t need no education.

We don’t need no thought control...»

Pink Floyd «Another Brick in the Wall»

Давайте без долгой прелюдии сразу перейдем к инфоповоду. Среднее образование в России намерены привести к единой форме. Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении единых общеобразовательных программ. Учитывая, что законопроект корнями уходит в правительство страны, затруднений при прохождении второго и третьего чтений быть не должно. Интересен не сам закон — на эту юридическую галиматью можно вообще не обращать внимания. Тут важна тенденция.

Вчитываться в сам законопроект у меня нет ни малейшего желания. Подобные нормативные акты все эти министерства образования и просвещения (надеюсь, хотя бы кто-то в состоянии отличить одно от другого) выпекают, как горячие булочки поутру в венских пекарнях. И если бы хоть один из прежних законов оказался рабочим, сегодня не было бы повода придумывать новый.

Базовое изображение: memesmix.net

Вот тут коса всегда находила и еще не раз найдет на камень. С одной стороны, министерские спят и видят, как бы превратить российскую школу в подобие казармы, где полагается ходить строем, в ногу и не рассуждать. С другой, идея наталкивается на отсутствие квалифицированных кадров в необходимом количестве. Учителей в принципе не хватает. А тех, кто морально готов и способен из педагога превратиться в ротного старшину пока что единицы. Собственно, по этой причине все попытки насаждения единых форматов в российском образовании и дальше ждет предсказуемое фиаско.

Но вот новая попытка привести школьное образование к единой форме. Вы вправе задаться вопросом: а разве сегодня у нас несколько форм и есть какой-то разумный выбор? Можно изучать Толстого, а можно заменить его на Роберта Хайнлайна или Петера Хандке? Отнюдь. Да, имеется ничтожно малый сегмент частного образования, но, во-первых, оно в России все равно выстроено по министерским программам, а выпускники сдают точно такой же ЕГЭ, а во-вторых, речь совершенно о другом.

О том, что «мы заканчиваем с идеями о вариативности образования, приводящим к грубым, фактическим и идеологическим ошибкам, которые мы сегодня видим в новомодных учебниках, составленных по заказу неких коллективов авторов. Сегодня эту функцию мы передаём министерству просвещения, которое будет обязано следить за тем, чему учат наших детей». Это цитата из выступления одного из авторов законопроекта. Фамилию его не хочу произносить всуе, дабы не тревожить память его великого родственника.

Вот, оказывается, где собака порылась. Проблема не в том, что нет единого формата — на это всем, разумеется, плевать. А в том, что современная школа не сформировала единственно верную точку зрения по ключевым вопросам актуальной повестки. Вариативность, понимаешь, присутствует и порождает идеологические ошибки. Не дай бог, строгая учительница проявит политическую близорукость и мягкотелость и скажет, что по тому или иному историческому событию есть разные точки зрения. Да еще предложит учащимся порассуждать и сделать собственные, логически обоснованные выводы. Такая педагогика, считают авторы инициативы, уведет страну в ложном направлении.

Такое у меня ощущение, что где-то в преамбуле этого законопроекта есть фраза: «Думать вредно». Думающий человек опасен прежде всего своей непредсказуемостью. Человек рассуждающий, выстраивающий причинно-следственные связи, может прийти к выводам, которые не соответствуют тому, что говорят с экранов федеральных телеканалов. Не стану далеко ходить за примерами, начну с себя. Я учился на историческом факультете во второй половине 1990-х, потом была очная аспирантура, защита кандидатской. Все эти годы практически все, без исключения, преподаватели учили меня думать головой. Отлично помню могучего декана нашего истфака лихих 90-х Валентина Логинова — Папу Валю, который читал нам курс философии, аккуратно учил жизни и призывал никогда не поклоняться авторитетам, а думать своей головой. Этому же меня учил мой научный в аспирантуре. Если бы я этим людям с очень большой буквы сказал, мол, не нужно тут сильно рассуждать, надо просто знать единственно верную точку зрения и свято ее придерживаться, они сходу поставили бы на мне жирный крест, как на клиническом идиоте.

Вы скажете, одно дело — институт, а тут речь о школе. Но разочарую тех, кто считает, что думать головой школьникам не полагается — именно в школьные годы формируются навыки мыслительного процесса. Разными способами, конечно, не только на уроках. Что, кстати, дополнительный аргумент в пользу бессмысленности очередной думско-министерской инициативы.

Когда я слышу про единый стандарт и всю эту образовательную муштру, сразу перед глазами встают образы из культового произведения Pink Floyd «Another Brick in the Wall» — «Еще один кирпич в стене». Думаю, практически все помнят этот запрещенный в СССР видеоклип, крайне толсто намекающий на тогдашнюю советскую действительность. Там множество красноречивых и недвусмысленных образов, мне более всего запомнились два. Первый, где персонаж «учитель» заталкивает пока еще разных детей в жерло мясорубки, а на выходе получает единообразный гомогенизированный «фарш». А второй — где похожие друг на друга как две капли воды молотки маршируют единым строем, совершенно не задумываясь, что они делают и зачем.

Тут самое время понять, откуда ноги растут у этой «прекрасной» закинициативы. Все крайне прозаично. Родители школьников знают, что с этого учебного года в образовательной программе появилась новая дисциплина — «Разговоры о важном». Не то чтобы урок — что-то вроде факультатива или еженедельного классного часа. Который, однако, оказался важнее любого урока школьной программы — важнее русского языка и литературы, истории, алгебры и географии. Но поскольку Министерство просвещения, как это принято в его работе, сначала сделало, а потом подумало, то вышел, строго говоря, ожидаемый конфуз. Аккурат в начале сентября неожиданно выяснилось, что учителя не очень понимают, о чем им нужно разговаривать с учениками на этом как бы уроке. Тут ведь не надо быть Спинозой, даже из названия предмета понятно, что разговор о важном — это не какая-то линейная чепуха про «красных и белых», где красные — хорошие, а белые — плохие. Важное — это категория субъективная, а подчас и личная. В четвертом классе одно, в выпускном — совсем другое. В методических рекомендациях, казалось бы, все просто — формировать у школьников «любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм». Ну а теперь представьте, что вам выпало счастье поговорить, например, о таком интересном периоде в истории нашей великой страны, как 1930-е годы. Коллективизация, политические репрессии, подготовка к мировой войне. Как рассказать про это время таким образом, чтобы ученики прониклись гордостью за свою страну? В общем, учителя, предсказуемо, оказались не готовы.

Теперь как-то пытаются ситуацию исправить и, как обычно, телегу поставили впереди лошади. Вот здесь я, неожиданно для себя, услышал голос здравого смысла из уст спикера Госдумы Вячеслава Володина. Который призвал не торопиться с такими масштабными образовательными новеллами до тех пор, пока не будет решена проблема кадров. Не секрет, чем дальше от третьего транспортного кольца, тем больше кадровый дефицит на учителей. Это же на поверхности: проблема школьного образования в России не в отсутствии какого-то единого стандарта, а в банальном отсутствии достаточного количества квалифицированных педагогов. Которые обладают кругозором, не выгорели за долгие годы бессмысленного корпения над отчетами и борьбы за сохранение крупицы здравого смысла в школьном образовании.

Но увы, кажется, это был глас вопиющего в пустыне. Решить кадровую проблему с учителями не могут все 30 постсоветских лет. А вот принять очередной закон — это у нас делается с той же непринужденной легкостью, с какой немецкая «Бавария» обыгрывает испанскую «Барселону». В реализацию нового закона новые авторы напишут какие-то книжки по единому стандарту, где будет раз и навсегда записано, кто был виноват, кто прав, а кто счастлив. Учителя вздохнут, покачают головой и пойдут в класс, как-то учить по этим «кратким курсам ВКП(б) 2.0». Все так, но есть нюанс. Все это уже было. На эти грабли уже наступали. И пока из новых учебников это не вымарали, мы отлично помним, чем все закончилось. Лично я очень хорошо помню, потому что учился в школе конца 1980-х — начала 1990-х, когда, слава Богу и Перестройке, не было никаких гребаных стандартов, была та самая вариативность, а учителя разрешали нам думать головой.

Скриншот из видео «Another Brick in the Wall» - Pink Floyd «The Wall»

В финале хочу вернуться к музыкальной теме сегодняшнего «Резонера». Вообще-то песня Pink Floyd — про протест. Против тоталитарной организации системы, единообразного мышления, против превращения разнообразия в гомогенную субстанцию. Речь там, кто помнит, идет про бунт. Наевшись ходить строем, ученики сообщат учителю, что они не нуждаются более ни в каком обучении, а самого педагога просят оставить их в покое и перестать контролировать их мысли. Потому что его обучение не оставляет ничего, кроме еще одного одинакового кирпича в бесконечно длинной однообразной безликой стене.

Константин Калиниченко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 323 человека
Лента новостей