Эхо Москвы в Пскове (102.6 FM) представляет авторскую программу Юрия Стрекаловского «Культурная контрреволюция». Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска программы.
Говорить о культуре всегда было делом, культуре противном.
Теодор Адорно.
Здравствуйте, уважаемые слушатели «Эхо Москвы» в Пскове. В эфире «Культурная контрреволюция» и ее ведущий Юрий Стрекаловский.
Около четверти часа посвящу сегодня вопросам культуры: ее новостям, загадкам, надеждам и разочарованиям на нашей святой древней Псковской земле.
Передача у меня выходит раз в неделю, она, так сказать, циклическая. Я стараюсь делать ее актуальной: посвящать насущным проблемам или новостям, выставкам, театральным и музыкальным премьерам. Однако минувшая неделя не была щедра подобными событиями. И, хочу сказать: ничего страшного. Нам и без них неплохо, потому что эта неделя - первая неделя Великого поста.
Я сейчас не «агитирую за духовность», это личное дело каждого. Однако я хочу обратить ваше внимание на то, что мы живем в уникальном месте, потому что Псков - это такое средоточие древних храмов, и практически в каждом из них теперь происходят церковные службы. И, даже если к этому относиться просто как к какому-то культурному феномену, местной особенности, - мне кажется, это достойно интереса культурного человека.
Чтобы всё это увидеть, я знаю, к нам сюда приезжает множество туристов - как кто-то ездит в Тибет, в его монастыри, чтобы увидеть древние храмы, соприкоснуться с традицией буддизма. Вот и у нас тут нечто подобное – необыкновенное средоточие, заповедник церковной православной русской жизни. И особенно впечатляет, например, именно эта первая неделя Поста, когда во всех без исключения наших прекрасных и древних храмах читается совершенно поразительный литургический текст - Великий канон святого Андрея Критского, который, разумеется, ещё и сопровождается пением. Это необыкновенно красиво и поэтично, даже если к этому явлению относиться «внешне», как к какому-то необычному событию, которое бывает лишь раз в году и не повсюду.
Потому что Псков это такое место, где уникальные культурные феномены существуют буквально на каждом шагу: всегда и повсеместно они перед глазами: в воздухе и буквально «под ногами». И это не только памятники архитектуры, не только камни, а то, что с ними связано; то, что в них живёт. Нужно только знать о них, уметь ими «пользоваться» и наслаждаться. Вот, например, на первой неделе Поста читается знаменитая молитва Ефрема Сирина:
«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Которую Пушкин незадолго до смерти переложил в великое стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны».
Нам повезло: мы живем в той части мира, где эта культура явленна во всей полноте: от нашего Пушкина до Ефрема Сирина, который жил на Ближнем Востоке в IV веке. И мы к этому относимся как к чему-то привычному, чему-то само собой разумеющемуся, что нормально и есть повсюду. Но я вас уверяю: это не так.
Давайте будем к этому относиться осознанно и понимать, где мы живем. Нам повезло с городом.
Но, с другой стороны: городу повезло ли с нами? Он древний и когда-то великолепный, о чём свидетельствуют его древние храмы и то, что в них и теперь происходит: слава Богу, стоят они не пусты, а наполнены молитвами, пением, прекрасными текстами и изображениями.
А вообще, конечно, город в тяжелой и странной ситуации. Меня тут поразила одна цифра: я вдруг осознал, что за последние 15-20 лет Псков потерял 44 памятника архитектуры. Это тех, что были в реестре памятников, а вообще-то, намного больше.
Это, конечно, были не шедевры (хотя и шедевры мы теряем: например, купеческие палаты XVII века, которые неуклонно превращаются в руины). Это то, что называется «средовой застройкой». И всего таких домов на весь Псков осталось около двухсот.
Вдумайтесь: в последние 15 лет во Пскове погибла примерно пятая часть средовой исторической застройки, то есть той, которая создает облик города, той, что создает контекст, в котором и живут шедевры.
Потому что, если вынуть эти десять памятников ЮНЕСКО, которые теперь общепризнанные шедевры, и перенести их во чисто поле, или - еще хуже - в коттеджный поселок, или в промзону, то вы понимаете, наверное, как они будут там существовать. Памятник во многом создаёт контекст, архитектурная и историческая «аранжировка».
И вот эта городская ткань, она все последнее время неуклонно истончается и этот процесс продолжается до сих пор.
И процесс этот никак не остановлен; все эти небольшие домики в центре города, на Запсковье, на ближнем историческом Завеличье один за другим постепенно уходят из бытия, забрасываются, доводятся своими владельцами или арендаторами до абсолютно нежизнеспособного состояния, а потом сносятся или горят.
На этом фоне я не знаю, радует или нет новость о том, что в следующем 2021 году у нас откроется музей Ледового побоища.
То есть пока говорят не вполне про музей, а о том лишь, что откроется диорама «Ледовое побоище», в отдалённой деревне Самолва, на месте, где когда-то будет музей. По поводу того, что музей будет, уже много раз нам заявляли различные «ответственные работники», и вот теперь появилась новость о том, что в следующем году откроют диораму.
Что такое «диорама»: слово состоит из двух греческих корней «диа» («сквозь, через») и «орама» «зрелище, картина». Вид массового зрелищного искусства; изогнутая вытянутая по горизонтали картина, как правило, масштабная, на фоне которой установлены части ландшафта, реквизит, какие-то фигуры и тому подобное.
Появились они в XIX веке вообще-то как коммерческие представления. Кино, интернета и телевидения тогда не было, и публике пришлась по вкусу вот такая иллюзия действительности: «ты как будто присутствуешь в другом месте». Это делалось средствами соединения иллюзорной живописи, переходящей в интерьер помещения, и дополнялось искусным театральным освещением и даже звуками. Были передвижные диорамы, которые развлекали зевак: «Панорама Неаполя», например. Всё это изобрел, если не ошибаюсь, Луи Дагер, один из изобретателей фотографии, и вообще-то это было не искусство, а такой кунстштюк, иллюзия.
Потом эту технологию стали активно использовать в пропагандистских целях. Действительно, для неискушенных людей было очень интересно и привлекательно такое зралище, где создаётся иллюзия присутствия при огромном, важном и знаменитом событии. Так возникли знаменитые батальные панорамы, которые в полной мере можно отнести к произведениям искусства — «Бородинская панорама», «Оборона Севастополя». А кроме них очень много в советское время было создано совершенно проходных пропагандистских картин в краеведческих музеях, изображающих, например, штурм Ростова частями Красной армии во время гражданской войны, оборона Новороссийска, Малая земля, форсирование Днепра и прочие. То есть они вполне профессионально сделаны, но, конечно же, это, скорее, пропагандистские агитационные материалы; не искусство.
Ну и вот недавно художниками военно-исторического музея в Санкт-Петербурге была создана диорама «Ледовое побоище» - как в некотором смысле продолжение этой «традиции». Несколько лет назад она была показана широкой общественности и было заявлено, что она рано или поздно займет место в Псковской области, в Самолве, где, как считается, неподалёку и произошло в 1242 году знаменитое сражение войск Александра Невского с немецкими рыцарями.
Вреда от всего этого, пожалуй, немного. Думаю, даже найдутся люди, которые будут это всё смотреть; туристы, например. Хотя, ей-Богу, мне не кажется, что это передовое искусство и так уж интересно.
Но вот на фоне гибнущей городской среды Пскова, на фоне разрушающихся и погибающих Волышова, Мелетова - государственные деньги, которые пойдут на эту, честно говоря, ерунду, жалко. Хотя я понимаю, что так устроены государственные деньги, что, если им предназначено пойти на ерунду, то они пойдут на ерунду и их нельзя перенаправить на что нибудь более полезное.
Поэтому новость о том, что у нас теперь будет еще и диорама - не то чтобы разбила мне сердце, но какую-то легкую печаль, вернее, досаду всё же вызвала.
Ей-Богу, Псковщина это то место, где средства можно потратить на сохранение великого культурного наследия с умом. Наверное, есть какие-нибудь места где-то за полярным кругом, где ничего нет и там, возможно, и уместно строить диорамы «для патриотического воспитания».
Ну да ладно. Вот еще - об иллюзиях и массовых зрелищах.
Моё внимание привлекла публикация на Псковской Ленте Новостей: «Спектакли «Золотой маски» покажут в кинотеатрах Пскова». Сообщается, что жители Пскова смогут посмотреть спектакль «Золотой маски» в кинотеатре Мираж Синема и прилагается расписание: 5 марта «Ингер / Браун / Прельжокаж», 30 марта «Иранская конференция», 22 апреля «Добрый человек из Сезуана».
Это, соответственно, московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Театр Наций и Московский театр им. Пушкина.
В новости цитируется Надежда Котова, генеральный директор компании CoolConnections (TheatreHD). Она говорит: «Шестой год мы показываем лучшие спектакли, отмеченные фестивалем «Золотая Маска» в кинотеатрах по всей России. Этот фестиваль – возможность для зрителей по всей стране иметь доступ к актуальному театральному искусству».
На первый взгляд, это здорово: это, конечно, не театр, а его трансляция, но спектакли в записи можно посмотреть в хорошем качестве на экране, с хорошим звуком, в удобном кресле, даже с попкорном, если захочется.
Но я на другое хочу обратить внимание. Мне другое в этом контексте не нравится, и уже давно, если честно.
Вообще, спектакли на большом экране у нас, к моему глубокому удовлетворению это случай не уникальный. Именно в этом кинотеатре регулярно осенью и зимой один-два раза в месяц показывали спектакли и концерты, как правило, очень неплохие.
Но меня всегда поражало, что: во-первых, это так редко происходит, а во-вторых, на такие сеансы там совершенно немыслимые цены, причем зал всегда не полный - это мягко говоря. Билеты на спектакль или концерт в кино стоят от 450 рублей - при этом билет на другой сеанс стоит 100-200 рублей.
Причем 450 рублей – это если тебе повезет купить одно кресло (а их там немного), потому что такие сеансы идут в зале, в котором есть кресла и диваны. И, если ты один, то можно купить одно место, а если одиночные кресла закончились, то нужно купить диван. А он стоит либо 900 рублей за двухместный, либо трехместный уже за тысячу – 1300, кажется.
Мне не очень понятно, почему в Пскове, где народ не очень богатый, но, несомненно, есть потребность в таких мероприятиях, потому что город интеллигентный, есть люди, которые хотели бы это все смотреть. Но, я думаю, цены отпугивают.
Я не критикую, я просто не понимаю. Может быть, там очень дорогие прокатные права на такую продукцию. Но почему делать это не один раз в месяц за сумасшедшие деньги, а хотя бы несколько? Я ведь в кино хожу часто и вижу, что залы там, особенно днём, не переполнены.
И уж тем более не понимаю, почему это происходит только в одном коммерческом «Мираже», в то время как есть находящийся в центре города и, кажется, открытый с некоторым государственным участием киноцентр, (кинотеатры «Победа» и «Смена»). Я уж не говорю о кинотеатре «Октябрь», о котором вот уж страшно вспоминать, сколько лет назад сообщали, что он тоже станет каким-то центром культуры и кинематографии – и тоже с государственным участием.
Нам бы очень хотелось иметь возможность в хорошем зале, с хорошим звуком и на большом экране смотреть фильмы мировой классики или спектакли, которые номинированы на «Золотую маску» и просто знаменитые спектакли, хорошие концерты, оперные представления. И это происходит, но почему-то в таких условиях, о которых я только что сказал — очень редко и с той ценовой политикой, которая отпугивает потенциальных зрителей: я говорю о небогатой (к сожалению) интеллигенции, либо, как теперь принято говорить, о «людях серебряного возраста», пенсионерах. Зарплаты и пенсии у них часто небольшие, но, если судить по посещению филармонии или театра, довольно много людей с большим удовольствиям посещают и спектакли, и концерты.
Я не знаю, почему так происходит с показами в кинотеатрах. Может быть если эту передачу услышит кто-нибудь из организаторов кинопоказов, менеджеров киносетей (у меня никаких нет предположений, как на них выйти, кроме как обратиться по радио): примите, пожалуйста, ситуацию во внимание. Думаю, что очень многие слушатели «Эха Москвы в Пскове» меня поддержат.
И наконец, однозначно хорошая новость. Новость, которая меня очень порадовала: 28 февраля официально вновь открылся краеведческий музей в Новоржеве.
Если вам кажется, что это новость незначительная, то вы ошибаетесь. Потому что новоржевский краеведческий музей это один из лучших музеев Псковщины: с долгой историей, интересным фондом и совершенно потрясающим директором Мариной Пахоменковой.
За музей этот было страшно, потому что некоторое время назад, лет, кажется 15 тому он с трудом выжил: его чуть не закрыли в связи с «оптимизацией».
К сожалению, такова судьба многих районных музеев: они когда-то возникли в каждом районе, создавала их советская власть в основном в послевоенное время. Страна и вместе с ней Псковщина восстанавливалась, возрождалась. Районные центры жили вполне полноценной жизнью, там была работа и жизнь, туда приезжали люди работать и жить – и для них создавались музеи, больницы, школы, детские сады и дома культуры.
А в 1990-е годы произошло то, что произошло – катастрофа и деградация. От музеев, как и от всей социально-культурной инфраструктуры, у государственной и муниципальной власти было явное желание избавляться; денег на них не было, не было и особого желания ими заниматься, их постоянно хотели закрывать и объединять с библиотеками, культурно-досуговыми центрами, домами пионеров и т.п.
В ряде случаев это, к сожалению произошло и это, конечно, приводило и приводит к деградации и гибели музеев. А в новоржевском музее ко всему прочему еще было и стихийное бедствие: там был пожар. И несколько лет музей фактически был закрыт.
Я полагаю, что только благодаря подвижничеству и настоящему героизму директора, замечательного человека и ученого Марины Михайловны Пахоменковой этот музей не только выжил и сохранился, но и открыт.
Эта новость, кажется, не очень значительна и заметна, но меня она очень согрела. Я от души рад и желаю этому музею и другим уездным музеям России процветания, или хотя бы выживания - для нашего будущего. Ну а вас, уважаемые радиослушатели, призываю собраться и проехаться мимо Пушкинских Гор, доехать до Новоржева, погулять по окрестностям, посетить музей и познакомится с его директором.
Я вас уверяю: вы не пожалеете. Давайте будем отступать от привычных схем поведения: если мы куда-то едем, то это должны быть не только Псков - Печоры - Пушкинские Горы. У нас полно интересных замечательных мест – стоит лишь шагнуть вправо или влево от привычного маршрута.
Большое спасибо за внимание.
Это была «Культурная контрреволюция» на «Эхе Москвы» в Пскове и её автор Юрий Стрекаловский.