Включая телевизор, мы даже не задумываемся, что привычное для нас изображение на экране было изобретено относительно недавно. К сожалению, мы часто забываем о тех, кто подарил нам то, что буквально сотню лет назад казалось чудом. А ведь непосредственное участие в развитии современной телевизионной техники принимали и наши с вами земляки - братья Кудрявцевы, уроженцы города Опочки Псковской области.
Николай и Василий Кудрявцевы родились в г. Опочка Псковской губернии 6 декабря 1888 г. и 18 января 1890 г. соответственно. Происходили они из семьи опочецкого купца второй гильдии Василия Федоровича Кудрявцева, который вместе со своим братом Иваном Федоровичем владели каменными и деревянными домами, кожевенными заводами в Опочке и слыли уважаемыми купцами.
С 1900 года в течение шести лет братья учились в Псковском Сергиевском реальном училище, которое успешно окончили в 1906 году. В 1917 году закончили 4 курса Петроградского политехнического института имени императора Петра I. В Опочке владели кожевенными заводами (в опросных листах Сербской эмиграции в графе «Профессия или занятие к моменту эвакуации из России» оба указали – кожевенный заводчик).
Оба вступили добровольцами в Северную Мурманскую армию и служили на станции Сорока в чине старших унтер-офицеров.
С наступлением Красной армии на Севере Северный фронт пал. Часть офицеров с Архангельского фронта эвакуировалась в Норвегию, а с Мурманского фронта – в Финляндию. В финляндском лагере Хеннола оказались Василий и Николай Кудрявцевы. Вы видите их под № 341 и 342.
Получив паспорта, выданные Особой Комиссией Русских в Финляндии и Сербскую визу, выданную в Стокгольме, Кудрявцевы 12 ноября 1920 г. выехали через Германию, Польшу, Чехию, Венгрию в Югославию. Как они указали в анкете, для продолжения образования.
19 декабря братья прибыли в Загреб, где продолжили образование в Загребской Высшей Королевской Технической школе. Будучи студентами, они получали ссуду в размере 400 динаров. Данная стипендия обеспечивала очень скромное существование. Огромную поддержку и помощь русским студентам эмигрантам оказывали студенческие союзы, куда обратился Николай Кудрявцев за помощью о предоставлении места практиканта на кожевенном заводе в Чехии. В удовлетворении просьбы ему помог член Центрального органа ОРЭСО Б. Мальцев.
Так как Василий Кудрявцев последний раз получал стипендию в августе 1922 года, а Николай – в апреле 1923 года, можно предположить, что их прошение было удовлетворено, и они продолжили образование в Праге. К сожалению, о пребывании братьев Кудрявцевых в Чехии информация не найдена. Нет также сведений о том, когда и при каких обстоятельствах братья Кудрявцевы оказались в Париже. Единственная информация о Николае Кудрявцеве - это некролог на его смерть, который был опубликован в газете «Русская мысль».
Намного больше сведений о жизни в Париже Василия Васильевича Кудрявцева. Он был инженером-электриком и состоял в Союзе русских инженеров во Франции. На заседаниях Союза неоднократно выступал с докладами: о лауреате Нобелевской премии В.К. Зворыкине и его изобретении – интегральной рельефной фотографии (голографии), «Современная теория световой энергии», «Световая энергия и фильмы об интегральной рельефной фотографии» .
28 апреля 1973 на открытии Парижской ярмарки в отделе «Salon de l’inventeur – Concours Lepine» выставлено русское изобретение В.В. Кудрявцева и показаны: зеркальный моторизованный автомат для производства на синематографических и телевизорных экранах рельефных изображений и научный фильм - 5 минут с рельефными и цветными изображениями на экране.
Остается невыясненным вопрос о точной дате его смерти. На надгробии указан 1968 год. Но в архиве Союза русских инженеров имеются документы и письма которые написаны Василием Кудрявцевым в 1978 году.
Могила Николая и Василия Кудрявцевых на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа
Борис Носик в своей книге «На погосте XX века» так писал о братьях Кудрявцевых: «Братья Кудрявцевы прожили чуть не полвека в Париже, но на своем надгробии просили указать лишь самое главное – что они родом псковские, из милой Опочки, и что они ушли добровольцами сражаться против большевиков. Это главное, а всего в романе не опишешь… А мне ведь доводилось бывать в Опочке – милый северный городок… Но вот в памяти только и осталось, что две пушкинские строки: "И путешествие в Опочку, И фортепьяно вечерком…"»
Мария Васильева