Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор», который вышел на волнах радио «Эхо Москвы» в Пскове (102.6 FM) 17 ноября.
Народ устал от новостей про коронавирус и кризис экономики. Видимо, поэтому одним из самых резонансных сообщений последних дней стал скандал с капитаном клуба «Зенит» и сборной России по футболу Артемом Дзюбой. После просочившегося в соцсети интимного видео футболиста лишили капитанской повязки. Страна поделилась пополам: одни кинулись защищать способного во всех отношениях игрока, другие потребовали отчислить его из команды за аморальный поступок.
Активность в соцсетях - может ли она стать причиной потери работы? Еще как может! К такому выводу пришли исследователи сервиса SuperJob, опросив представителей 1 тысячи компаний. В каждой десятой организации случались увольнения сотрудников из-за их неподобающей интернет-активности. В целом за последний период люди в два раза чаще стали терять работу за посты в соцсетях. Кроме Дзюбы (он все-таки человек известный) скандалы с увольнениями из-за публикаций нет-нет, да и случаются. Педагоги в слишком открытых, как кажется их работодателям или родителям учеников, купальниках; аналогичные пикантные фото стоили карьеры и нескольким сотрудницам правоохранительных структур.
Известный факт: бывший зампрокурора Псковской области Эльмира Канаева с родственниками примерила форму солдат Третьего рейха. Скандал был всероссийский, однако до ее изгнания с занимаемого поста дело не дошло. Комментарий про «пиндосов», который экс-глава Пскова Иван Цецерский сделал под постом экс-губернатора нашего региона Андрея Турчака, тоже имел большой резонанс и был срочно удален. Автора долго журили, но, опять же, до отставки дело не дошло. Депутат Госдумы Александр Васильев с постами про крапиву в качестве продукта питания, грибоискатель и бумажную салфетку, засунутую в нос, заставил вздрогнуть и недоумевать и избирателей, и однопартийцев. Социальные сети — это личное или общественное пространство? Законно ли увольнять за определенные фото, высказывания критического и политического содержания? Что думают об этом педагоги, госслужащие, правозащитники и контролирующие органы? Об этом далее в «Дневном дозоре».
Соцсети как площадку для информирования населения, увеличения частоты упоминаемости в СМИ для всевозможных рейтингов, пиара и даже обращений граждан используют многие политики и управленцы. Так, губернатор Псковской области Михаил Ведерников недавно заявил, что за сутки обрабатывается от 100 до 150 жалоб граждан, которые поступают на его личные страницы под постами. Советник губернатора региона по СМИ Антон Сергеев в комментарии нашей программе отметил, что, по его мнению, госслужащие должны «фильтровать» информацию, которую публикуют в личных аккаунтах.
Депутат областного Собрания, директор Плюсской школы Оксана Лазарева призналась честно: при приеме на работу смотрит личные страницы соискателей вакансий. Говорит, по ним приблизительно можно понять психологический портрет человека и до определенной степени - чего от него можно ожидать. Причем, фото учителя в купальном костюме на пляже для нее - вещь нормальная. Радикальные политические взгляды, например, учителя точных наук - это одна история, а гуманитарных - уже совсем другая. Оксана Лазарева про педагогов и соцсети:
У депутата-яблочника Николая Кузьмина были проблемы из-за, как он считает, своих политических взглядов, которые он не скрывает в том числе и в соцсетях. Николай Кузьмин считает, что в идеале работу (или службу) нужно отделять от личной жизни, соответственно, если хочешь публиковаться в аккаунтах — публикуй вещи, не связанные с местом работы. Учитывая, что в нашей стране плюрализм мнений, то каждый человек имеет право, считает Николай Кузьмин, высказать свое мнение (корректно, разумеется) и не быть за это преследуемым.
Нет никаких законных оснований увольнять человека за посты в социальных сетях, Трудовой кодекс России эту сферу на данный момент никак не регламентирует, сообщил нашей программе глава трудовой инспекции региона Геннадий Иойлев. Но это не значит, что всем участникам трудовых отношений можно абсолютно все.
Уполномоченный по правам человека в регионе Дмитрий Шахов уточняет: увольнение невозможно, но только не в том случае, когда пост содержит коммерческую или любую другую тайну, связанную с профессиональной деятельностью. Или если пост содержит информацию, связанную с дисциплинарным поступком. Однако и в этом случае должно следовать не увольнение, а служебное расследование и взыскание в рамках Трудового кодекса, отмечает Дмитрий Шахов. В целом ситуацию с ростом увольнений за посты в соцсетях омбудсмен считает тревожной. Правозащитник советует гражданам взвешивать ту информацию, которая идет в открытые источники.
В завершении сегодняшней темы стоит отметить: не даром на просторе социальных сетей бродит мем, который заставляет улыбнуться людей за 40: «Какое счастье, что моя молодость прошла без смартфонов, и мир не увидит всех глупостей, которые я творил. Как говорится, в любой шутке есть доля шутки. Тенденция роста увольнений за посты в социальных сетях, безусловно, негативная, ведь если очень хочется придраться, то найдут к чему. Жизнь виртуальная все больше и больше влияет на реальную, и реакция, к примеру, на опубликованный вами рецепт пирога, может быть совершенно разной: один подумает, что вы прекрасно готовите, заботливый и хозяйственный человек, а другой - что вы обжора и зануда, которому нечего делать, лишь бы пироги печь.