Нешуточные страсти стали разворачиваться на политическом небосклоне Эстонии. По всей видимости общественный резонанс, вызванный одним законопроектом эстонских парламентариев немало удивил последних. Дело в том, что в Рийгикогу (эстонском законодательном органе) приступили к обсуждению закона, который позволил бы депутатам получать компенсации за непредвиденные траты безо всякого документального подтверждения этих самых трат. Правда, стоит отметить, что в законопроекте установлен предел – 30% от зарплаты народного избранника, которая на данное время составляет 40 848 крон (около 2600 евро) или четыре средних зарплаты по стране.
Безусловно, во время дискуссий о доходах парламентариев возникает немало вопросов. Первый из них: почему члены законодательного собрания решили вести отсчет от «средней зарплаты» в то время, как прозрачнее было бы брать за основу минимальную? Второй вопрос чисто риторический: означает ли принцип установления зарплаты члену Рийгикогу, что он работает в четыре раза лучше, чем среднестатистический работоспособный житель Эстонии? Третий вопрос вытекает уже из самого нового законопроекта: если раньше депутаты без труда предъявляли к оплате квитанции о телефонных переговорах (иногда за немалые суммы), дальних перелетах (ревизионным комиссиям порой было нелегко объяснить, какие именно государственные дела решал в течение двух недель на Мальорке эстонский депутат, но аргументы находились всегда) и обедах на деловых встречах (часто они не могли избавиться от искушения отвести своего партнера в ресторан, где хозяином является друг детства или член семьи), то что теперь мешает им отчитываться?
Против законопроекта выступили профсоюзы, Союз налогоплательщиков, а также общественная организация «Эстония без коррупции». В Интернете полным ходом идет сбор подписей против законопроекта. Суть аргументов противников нового закона заключается в том, что парламентарии во всем должны являть собой пример для избирателей. Если народный избранник не считает нужным подтверждать свои траты, а только о них заявлять, то почему это нельзя делать всем остальным? Закон и без того не регламентирует список представительских расходов, полагаясь на совесть тех, кому доверено непосредственно участвовать в управлении государством.
Надо сказать, что сама ситуация, когда члены законодательного органа страны определяют сами себе зарплату и пределы расходов, мягко говоря, не совсем логична. Доверие доверием, но контроль в этом деле никогда не помешает. Страх, что маленькая зарплата перестанет привлекать в парламент честных людей, пока не имеет под собой никаких оснований: на прошедших в марте выборах на 101 место в Рийгикогу претендовало 975 человек. Трудно поверить, что главной мотивацией почти тысячи представителей народа было законотворчество. Впрочем, иногда лоббирование того или иного законопроекта дает существенные дивиденды, выражающиеся суммами, не сравнимыми с депутатскими окладами.
Игорь Калакаускас, Таллин
На фото: депутат Рийгикогу Кен-Марти Вахер стал известен тем, что на скромную зарплату парламентария сумел построить квартиру в исторической части Таллинна. Супругой депутата является городская чиновница. Совпадение, надо полагать, абсолютно случайное.