Триста девяносто шесть - такое количество памятников регионального и федерального значения расположено на сегодня в Пскове. Цифра эта поражает воображение: закроешь глаза, представишь все это богатство - и дух захватывает: ни у кого такого нет.
Потом откроешь, посмотришь на некоторые объекты культурного наследия - и на грешную землю возвращаешься. Некоторые из них нуждаются в срочной реставрации, а иные... и вовсе не памятники.
Фото: Вадим Боченков
Псков, памятник архитектуры по адрес Труда ул., 7
Жители дома 19 по улице Горького, скорее всего, даже не подозревают, что их блочная пятиэтажка - объект культурного наследия, самый что ни на есть настоящий. Как и многие другие памятники регионального значения, Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 № 542 он был внесен в список «недвижимых памятников истории и культуры» под номером 47 с пометкой «Дом жилой». Еще в 80-е здесь действительно располагалось деревянное здание дореволюционной застройки, а после пожара - появился типовой многоквартирный дом.
А вот еще несколько объектов наследия: дома 2, 4 и 6/13 по улице Дружбы - вы наверняка обращали внимание на эти здания из красного кирпича рядом с храмом Невского. Псковичи, которым «посчастливилось» стать владельцами квартир в этих домах, стали, по сути, их заложниками: чтобы сделать простой ремонт, они заказывают у лицензированных экспертов дорогостоящие проекты. И отделочные материалы, окна и двери абы какие не купишь - только разрешенные органом охраны. Иначе никак. Заложниками своего дома-памятника стали и жители двухэтажки на Горького, 5. Откапиталенный, этот дом так и не смог помолодеть: люди задыхаются в стенах 135-летнего здания, изначально не приспособленного под жилое назначение.
Прекрасно известны псковичам и дома 4 и 7 по улице Труда - «ворота на Запсковье». Назвать эти руины памятниками язык не поворачивается. Хорошо хоть, по крайней мере, что в свое время их успели расселить (Труда, 4, например, признали аварийным не так давно - в 2017 году).
Наконец, приведем еще один пример. Улица Люксембург, 1/7. Как следует из Списка объектов наследия, - ценный памятник регионального значения «Богадельня». Однако если вы вдруг захотите полюбоваться на этот шедевр старинного зодчества, вас ждет разочарование: дома по такому адресу в Пскове давно уже не существует.
Лестница в жилом доме-памятнике по адресу Горького ул., 5
Дома нет, а памятник есть - такая ситуация для Пскова не редкость, утверждают члены Общественного совета при комитете по охране объектов культурного наследия Псковской области. Еще в сентябре прошлого года они поставили перед собой цель - пройтись по всем адресам, занесенным в Список ОКН регионального значения, и распределить их по ранжиру: памятники в хорошем состоянии, в удовлетворительном, в плохом и в отсутствующем, если можно так выразиться.
По предварительным результатам мониторинга на очередном заседании совета, который состоялся на этой неделе, отчиталась псковичка Светлана Шаехова (кстати, жительница многострадального дома №5 по Горького).
Она рассказала, что из Списка было выбрано случайным образом 120 объектов в разных районах города. Выявлено большое количество памятников, существующих исключительно на бумаге, - в общей сложности это 57 ОКН. В плохом состоянии находятся 12 объектов, в удовлетворительном - 22, на реставрации - 9 ОКН. «У нас красивый город, но он весь находится в руинах, которые стоят по 20-30 лет, а ведь на месте их можно построить здания любого назначения, - возмущается общественница. - Получается, у нас нет четкой программы развития города».
Как и следовало ожидать, у специалистов возникли замечания к мониторингу: не определены критерии отбора памятников из Списка, в некоторых случаях недоразумения возникают из-за несовпадения адресов. Наконец, есть памятники, от которых остались лишь фундаменты, скрытые под землей, однако даже они обладают определенной историко-культурной ценностью.
Но, несмотря на эти уточнения, специалисты комитета согласились: проблема существует. Дело в том, что в 1998 году здания были включены в реестр памятников списком. В этом был свой интерес: на тот момент Научно-производственный центр при комитете (который и занимался разработкой перечня), имел полномочия сдавать каждый из объектов в аренду. Логика ясна: больше объектов - больше финансовых перспектив (для сравнения: в 1950 году в список было включено 3 объекта, в 1960 - 6, в 1998 - 198!, в 2012 и 2013 - по два). В 2002 году это право центр утратил, однако список остался неприкосновенным.
Как подчеркивают в комитете, вопрос «мертвых душ» решать необходимо в кратчайшие сроки: на носу разработка нового проекта объединенных охранных зон исторического центра Пскова, хорошо бы не тратить время и деньги на памятники, которых нет, и на стандартные руины конца XIX века, как бы кощунственно это не звучало.
Проблема «памятников на бумаге» набила оскомину и у муниципальных чиновников. Говоря о здании на Труда, 4, глава администрации Пскова Александр Братчиков называет его «бельмом на глазу» и чуть не плачет: покупать никто не хочет (бизнес понимает, что реставрировать и приспосабливать под современные нужды такое здание - себе в убыток), а снести нельзя: памятник же! Или Труда, 7 - за последние годы памятник сменил четырех собственников, однако воз и ныне там: здание пугает своей заброшенностью. Кто знает, переживет ли он еще один ураган, подобный тому, что привел к обрушению стен прошлой осенью? Пользователей штрафуют (найти их - отдельная проблема), но они только разводят руками, мол, и рады бы, но если делать все по закону, проще оставить, как есть и ничего не трогать.
Беспокойство вызывает и целый ряд ветхих расселенных домов-«памятников», находящихся в собственности муниципалитета, например, дома по Кошевого, 5 и 15, Красных Партизан 13. Выбор у города невелик: либо снести их (а сделать это не позволит орган охраны), либо выставлять на приватизацию (а покупать их никто не рвется), либо просто держать на балансе.
«Мы поднимали в кулуарах вопрос о возможности пересмотра охранных обязательств, - призналась замглавы администрации Валентина Зубова. - Но для этого требуется проведение экспертизы. Это вопрос, связанный с финансами. К тому же есть риск: эксперт может дать заключение, что в здании сохранились элементы, представляющие историко-культурную ценность. Юридически мы можем реставрировать такое здание, но морально и финансово такой возможности нет. Все, что мы делаем, - окна от бомжей заколачиваем и пытаемся продать из года в год».
Ну а главная головная боль муниципалов - нерасселенные многоквартирные памятники. Согласно закона, собственники жилых и нежилых помещений таких домах в полной мере несут бремя охранных обязательств. «Мы не можем объяснить людям, почему их дома по Советской, Некрасова признаны памятниками, - сокрушается Валентина Зубова. - Они прекрасно знают, что дома их насыпные, из строительного мусора возведены после войны. Резонен вопрос: что там реставрировать?»
Дискуссия о проблеме «мертвых душ» в реестре ОКН затянулась часа на полтора. Говорили о том, что инвесторам невыгодно вкладываться в бесперспективные руины - с ними больше проблем, а пока решишь все вопросы, уже изменятся обстоятельства и планы у бизнесмена. И о том, почему стоимость экспертизы в лицензированных организациях так завышена, задумались. И про то, что специалистов квалифицированных у нас в Пскове не так много - куда ж без кадрового голода? Обсудили и юридические проблемы в деле охраны памятников: некоторые требования законодательства создают безвыходные коллизии. Озвучили мысль о том, что на месте несуществующих или руинированных памятников можно было бы построить что-то нужное городу и его жителям.
В итоге пришли к неожиданной идее: выбрать несколько объектов, явно случайно попавших в реестр памятников, - и пройти всю процедуру исключения их из списка. Общественники обещали помочь в этом деле специалистам комитета, тем, в свою очередь, идея вроде бы приглянулась. Заинтересовались такой перспективой и в администрации, пообещав всестороннюю поддержку и попросив обязательно включить в список возможных «исключенцев» какой-либо многоквартирный дом.
Общий градус энтузиазма снизила эксперт Общественного совета, ответственный секретарь Архсовета, зампредседателя Псковского областного отделения ВООПИиК Ирина Голубева. «Пол-Пскова поднимется, - предупредила она участников встречи. - Консервативные псковичи очень не любят, когда такие вопросы ставят. Это должны быть 100%-ные доказательства, публичные, чтобы не прозвучали обвинения в том, что исключение из реестра произошло из-за личных связей или больших денег».
Тем не менее: члены Общественного совета совместно с представителями органа охраны приняли решение выбрать пилотный объект и на конкретном примере разобраться во всех тонкостях процедуры снятия псевдопамятника из списка. Как заметила Ирина Голубева, для этого потребуется один эксперт, который изучит историю объекта, осмотрит дом в натуре. Сможет доказать, что в доме нет предмета охраны - тогда и не стыдно будет снять его из реестра. «Порядок нужно наводить, освобождать места, но в этом вопросе не все так просто», - подчеркнула специалист-архитектор.
Как нам кажется, жаркие споры участников дискуссии, развернувшейся на очередном заседании Общественного совета при комитете, наметили очень важный тренд: ведомство, занимающееся охраной памятников, вновь решило прислушаться к активным гражданам и профессиональному сообществу. Следуя совету члена Градсовета Сергея Станкевича, надумали даже на следующую встречу пригласить к диалогу и представителей бизнеса, инвестирующего в объекты культурного наследия.
Прислушаться к разным точкам зрения и попытаться найти точки соприкосновения - это ведь самый трудоемкий, но, наверное, самый продуктивный путь решения любой проблемы.
Елена Никитина