Сцена / Фестивали

All you need is... правда: чем Тюменский драматический театр псковских женщин покорил

11.02.2016 12:22|ПсковКомментариев: 13
 
Что видят влюбленные, когда приходят в псковский ЗАГС подавать документы на регистрацию заключения брака? Максимум брошюры о том, как устроить свадьбу. А надо бы - повесть Льва Толстого «Крейцерова соната». Для тех, кто читать не любит - на выбор: отличную экранизацию 1987 года с Олегом Янковским в главной роли или моноспектакль актера Тюменского драматического театра Александра Тихонова, срежиссированного Александром Баргманом.
 
Отрезвляет, знаете ли, заставляет серьезно задуматься: действительно ли все, что нам нужно, - это любовь? И что такое любовь вообще?
 
***
 
 
Сюжет, на первый взгляд, достаточно тривиален («стандартен», по выражению одной из зрительниц). В поезде главный герой, Василий Позднышев рассказывает случайным попутчикам (в данном случае в роли попутчиков оказался весь зрительный зал) историю своего брака. Женившись по любви, бывший герой-любовник решает исправиться, хранит верность супруге, вместе они растят пятерых детей. Однако в семейной жизни все не так гладко, как хотелось бы. Любовь оказалась не более чем физическим притяжением: супругам, «двум чуждым друг другу эгоистам», даже не о чем разговаривать. В какой-то момент в доме появляется скрипач Трухачевский, жена Позднышева увлекается им (вместе они исполняют «Крейцерову сонату» Бетховена, давшую название повести и спектаклю). Главный герой, сдерживая и пряча свою бушующую ревность, уезжает по делам. Возвратившись, застаёт их вместе. Музыкант сбегает, а Позднышев кинжалом убивает жену.
 
Но как это часто бывает у позднего Толстого, сюжет является лишь поводом для философских моралите автора. В уста Позднышева вложены многие заветные мысли великого художника - о главенстве духовного над физическим (тем паче физиологическим), о роли женщины и брака в жизни мужчины, о противоречии принципов частной собственности гуманистическому видению мира (в том числе собственности на женщину, закрепляемой браком), о невозможности лжи, даже во имя спасения. Эти непростые размышления и увели 82-летнего старца из имения в Ясной Поляне, от комфорта налаженной жизни с женой, в неустроенность дорожной сутолоки, к финалу - смерти на железнодорожной станции Астапово.
 
Параллелизм ситуаций - разочарования в семейной жизни автора и героя, путешествие в поезде - обнаруживается и подчеркивается режиссером спектакля: в самом начале постановки звучит известие об уходе Толстого из имения, а затем в рассказ Позднышева неоднократно вплетаются отрывки из последних писем писателя жене и обратно. Так рассказ о герое превращается еще и в рассказ об авторе, внесшего в текст частицу себя, своих ангелов и бесов.
 
***
 
 
Меткие психологические наблюдения Толстого, бьющая наотмашь откровенность «Крейцеровой сонаты» - несомненно, замечательный материал для актерской и режиссерской работы.
 
Главный режиссер театра «Мастерская» Григорий Козлов, внимательно наблюдавший за спектаклем из зрительного зала, отметил кропотливейшую работу Александра Тихонова как артиста: «Спектакль воплотил в себе потоковый способ существования, характерный для современного театра: очень резкие переходы между состояниями и настроениями героя, «поток без швов».
 
Актер настолько органично смотрелся в роли Позднышева, что зрители (а особенно, конечно, зрительницы) после спектакля интересовались его самочувствием: нелегко ведь, наверное, выходить из такого сложного образа? Вживаться в эту роль, вероятно, тоже неимоверно тяжело? Да и каково это - играть убийцу-ревнивца? Не испытывает ли Александр угрызения совести за подаренные зрительницам негативные эмоции и слова «нехорошие» - как же, назвал всех женщин проститутками и думает выйти сухим из воды? И логичный, такой женский вопрос: а вы женаты? Как выяснилось, женат, и супруга актера признавалась ему, что по ходу спектакля «в паре мест было стыдно» - настолько близки к реальности были описываемые Толстым ситуации и обиды. Все же, как настоящий актер, Александр испытывал после спектакля не терзания стыда, а скорее, радость творчества.
 
Его поддержал и режиссер Александр Баргман: «На сцене, когда есть правильная история, мы являемся сами собой. В жизни мы играем больше, чем в театре: мы лукавим, пытаемся быть удобными, носим маски. Быть актером - подарок судьбы, мы исследуем сами себя, занимаемся собой».
 
***
 
 
Кстати, объяснения относительно отношения к женщинам пришлось давать и Александру Баргману. Он полностью «реабилитировался» перед расстроенными (и даже разгневанными) псковитянками. «История страшная, - согласился он, - но ничего прекрасней женщины нет: они двигают жизнь. Взгляд Толстого несколько специфичен, помножен на его биографию, личную трагическую судьбу. Эта работа - и покаяние, и исповедь, и признание в любви. Мы, мужчины, - вечные дети, гуляки, любить нас не за что».
 
По словам режиссера, материал для моноспектакля искали долго, сначала нашли англоязычную пьесу «Крейцерова соната», но поняли, что необходимо самим изобрести инсценировку. Репетировали наездами в Санкт-Петербург, около месяца. «Пьеса давалась тяжело, - сознался режиссер. - Мне свойственна ирония и шаловливость, а здесь материал жесткий - приходилось себя обуздывать в смысле выразительных средств и стремиться к сути произведения».
 
Одним из главных средств выражения в итоге становятся многочисленные лейтмотивы, повторения-кружения одних и тех же фраз («тогда-потом», «все лгут», «все шиворот-навыворот»), звуков («Крейцерова соната», свист поезда), световых пятен, действий (герой неоднократно падает, причем режиссер играет смыслами слова «падение»: оно ведь бывает не только «физическим, но и «духовным»). Все эти повторы сплетаются в единую плотную ткань повествования.
 
Соответственно организуется и сценический мир: мы в поезде, который курсирует из пункта А в пункт Б, по одному и тому же маршруту, а значит, нас ждет самовар, чай в подстаканниках и - сахар. Последний приобретает в постановке символический подтекст. По мысли режиссера, это воплощение и «самоуслады, и медового месяца, и манны небесной, и того, что быстро исчезает, и того, о чем мы мечтаем».
 
Еще зеркало - куда ж без него путешественнику! Оно тоже играет немаловажную роль в повествовании: в самом начале Позднышев сдергивает с него черную ткань - так начинается откровенный разговор о себе и любви, для которого необходимо взглянуть на себя. В финале ткань возвращается обратно: отражать больше некого, ведь одновременно со своей женой Позднышев убивает себя.
 
Вместе с привычными железнодорожными реалиями героя в вагоне сопровождают три прямоугольные передвижные рамы, на которых висят свадебные платья. Вот они - белоснежные воплощения страшной лжи законного брака: сначала - романтические иллюзии, затем - кружево безудержной страсти и дети, которых Позднышев качает на руках, наконец - растерзанные, разбросанные по сцене белые пятна.
 
В момент рассказа об измене жены стойки, стоявшие рядом, сдвигаются вместе и образуют треугольник - любовную фигуру, которая и приводит героя к страшной развязке «критического эпизода» (так характеризует свой поступок сам Позднышев). А в финале рама с единственным все еще висящим платьем оказывается лежащей на полу. В ее центре, на белом свадебном наряде (или теперь уже саване) - распростерт герой. Он роняет кусочек сахара вниз, на платье, с просьбой-мольбой-криком «Прости! Прости меня!» И хоть убейте - жалко до слез этого нервного, растрепанного, обманутого и обманувшегося мужчину и всех других - «тривиальных и стандартных», едущих в душных вагонах и плывущих в любовных лодках.
 
«Театр - это вопросы самому себе, - мудро заметил Александр Баргман в разговоре со зрителями, - как в это «нестройное» время оправдывать свое бытие, двигаться вверх, вперед, не быть деструктивным». И добавил: «Хотелось бы, чтобы этот спектакль работал «от противного», чтобы давал людям свет».
 
***
 
Два кило сахара-рафинада, два Александра и три свадебных платья - рецепт «Крейцеровой сонаты» от Тюменского драматического театра прост. Зрители, в течение часа познавшие всю сладость крика «горько», свет рассмотрели и расчувствовались. Прозвучали даже высказывания в том духе, что «жаждем исправить ошибки», что скорее домой надо - «целовать наших ангелов», мужчин то бишь. Эх, Лев Николаевич, прошло ровным счетом 126 лет, а все по-прежнему!
 
 «- Они говорят... И всё лгут... - сказал он.
- Вы про что? - спросил я.
- Да все про то же: про эту любовь ихнюю и про то, что это такое. Вы не хотите спать?
- Совсем не хочу.
- Так хотите, я вам расскажу, как я этой любовью самой был приведен к тому, что со мной было?
- Да, если вам не тяжело.
- Нет, мне тяжело молчать. Пейте ж чай. Или слишком крепок?»...
(Л.Толстой, «Крейцерова соната», 1890)
 
Елена Никитина
ПЛН в телеграм
Сюжет: 23-й Пушкинский театральный фестиваль «Дни Турбиных» Тюменского драмтеатра читатели ПЛН признали лучшим спектаклем XXIII Пушкинского театрального фестиваля Заметки о Пушкинском театральном фестивале Юрия Шора: Творческие силы России Книги гостей XXIII Пушкинского театрального фестиваля будут хранится в фонде Псковской областной научной библиотеки Пушкинский фестиваль: Предчувствие катастрофы. Наши дни Псковский драмтеатр публикует видеодневник шестого дня Пушкинского театрального фестиваля All you need is... правда: чем Тюменский драматический театр псковских женщин покорил В последний день Пушкинского театрального фестиваля зрители увидят три спектакля Григорий Козлов рассчитывает поставить спектакль с актерами Псковского драмтеатра в следующем году Видео-дневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День пятый Григорий Козлов не собирается быть нянькой при Александре Кладько Пушкинский фестиваль: Вечер пятый. С богом! Куклы из Гродненского театра представлены в псковской галерее «ЦЕХ» Три творческие встречи и два спектакля смогут посетить сегодня зрители Пушкинского театрального фестиваля Тюменский драмтеатр гордится своим участием в Пушкинском театральном фестивале Губернатор Андрей Турчак с супругой стали зрителями спектакля «Иван и черт» на малой сцене Псковского драмтеатра Пушкинский театральный фестиваль: «Лицедеи» теперь в деле Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 10 февраля Видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День третий Пушкинский фестиваль: Спаси и сохрани Вместе с актерами театра «Лицедеи» воспитанники театральной студии «Гвозди» в Пскове учились быть клоунами Встреча худрука Псковского драмтеатра Григория Козлова со зрителями, намеченная на 9 февраля, не состоится «Лицедеи» провели мастер-класс для участников псковской театральной студии «Я и Ты» Режиссер Иосиф Райхельгауз любит провоцировать зрителя В рамках Пушкинского театрального фестиваля в Пскове сегодня выступят «Лицедеи» Псковский драмтеатр ведет видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля Дополнительный показ «Пиковой дамы» состоится 10 февраля в 19.00 Пушкинский фестиваль: Городская легенда о простуженной душе и правдивые повести о душах страдающих Выставка «Сны Пушкина» открылась в галерее «Цех». ФОТОРЕПОРТАЖ Пушкинский театральный фестиваль: «Маленькие трагедии» в анатомическом театре Отменяется встреча с режиссером фильма «Дурак» Юрием Быковым В Пскове в 23-й раз стартует Пушкинский театральный фестиваль В преддверии начала Пушкинского театрального фестиваля в галерее «Цех» открылась инсталляция «Сны Пушкина» Два спектакля увидят в субботу зрители на XXIII Пушкинском фестивале В Псковском драмтеатре идут последние приготовления к открытию Пушкинского театрального фестиваля Доктор философских наук Юрий Шор сегодня прочитает лекцию о философии творчества в медиа-холле Псковского драмтеатра Спектакли «Спасти камер-юнкера Пушкина» и «Никошенька» увидят псковичи сегодня Пушкинский театральный фестиваль стартует сегодня в Псковской области Художественная инсталляция «Сны Пушкина» откроется в галерее «Цех» Номинированный на «Оскар» мультфильм российского режиссера псковичи увидели дважды Завтра в Пскове откроется XXIII Пушкинский театральный фестиваль спектаклем «Маленькие трагедии» В рамках Пушкинского театрального фестиваля псковичи смогут услышать официальный голос Джонни Деппа Лекция-размышление о философии творчества пройдет в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля На бис» покажут в Пскове «Пиковую даму» Гродненского областного театра кукол Клоунскую интерпретацию известной сказки Шарля Перро покажут в Пскове «Лицедеи» Лекция Иосифа Райхельгауза начнет в Пскове цикл творческих встреч в рамках Пушкинского театрального фестиваля День памяти Пушкина в музее-заповеднике «Михайловское» отметят концертом Симфонического оркестра областной филармонии «Спасти камер-юнкера Пушкина» как попытка за повсеместными шаблонами и клише увидеть живого поэта Михаила Булгакова везет в Псков Большой Тюменский драмтеатр Чего не хватает современному театру, обсудят на Пушкинском фестивале в Пскове Спектакль, который привел бы в восторг Тима Бертона, откроет 5 февраля Пушкинский театральный фестиваль «Дни Турбиных» - ностальгия по ушедшей духовности, высоким помыслам и чистым идеалам Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 9 февраля в рамках Пушкинского фестиваля Режиссер фильма «Дурак» и сериала «Метод» приедет на встречу с псковичами Легендарный спектакль «Евгений Онегин» Театра имени Вахтангова будет показан в рамках Пушкинского театрального фестиваля Александр Кладько о поисках сегодняшнего Пушкина, мистике и театральной моде «Подстрочник»: Александр Кладько о программе XXIII Пушкинского театрального фестиваля Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля обсудит возможность придания ему статуса конкурса Каждый спектакль XXIII Пушкинского театрального фестиваля найдет своего зрителя - Александр Кладько Молодежь Пскова привлекла внимание горожан к Пушкинскому театральному фестивалю флешмобом Псковичи смогут бесплатно посетить мастер-класс известного «лицедея» Александр Кладько выразил надежду, что его «Пять вечеров» в «приличном состоянии» Труппа Псковского драмтеатра надеется подготовить к следующему Пушкинскому фестивалю свой спектакль Дмитрий Месхиев не видит ничего страшного в том, что звезда скандального клипа группы «Ленинград» привлечет внимание к Пушкинскому фестивалю Бесплатные пригласительные и билеты со скидкой обещают зрителям организаторы Пушкинского театрального фестиваля Новые дарования открывает Пушкинский театральный фестиваль в 2016 году Дмитрий Месхиев: Пушкинский театральный фестиваль немного изменился Ярким брендом Псковской области назвала Жанна Малышева Пушкинский театральный фестиваль Спектакль «Костя Треплев. Любовь и смерть» представит «Такой Театр» в рамках XXIII Пушкинского фестиваля Опубликована программа лекций и творческих встреч XXIII Пушкинского театрального фестиваля Спектакль о юности Гоголя покажут в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля «Повести Белкина» покажут на псковской сцене актеры Московского драмтеатра «Всадник CUPRUM» - петербургская легенда о любви Спектакль, получивший гран-при фестиваля «Молодые театры России», покажут на псковской сцене «Пять вечеров»: Старая любовь не ржавеет Режиссер Руслан Кудашов: Мы ложимся на землю, смотрим вверх и понимаем, что масштаб наших трагедий хоть и велик, но ничтожно мал Псковичам предлагают выиграть билет на спектакль «Пиковая дама» в театр кукол На спектакли Пушкинского театрального фестиваля заканчиваются билеты Опубликована программа XXIII Пушкинского фестиваля Открыта продажа билетов на спектакли XXIII Пушкинского театрального фестиваля «Дни Турбиных» покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале в Пскове Монодраму «Крейцерова соната» по мотивам повести Льва Толстого покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале «Пять вечеров» покажут на Пушкинском театральном фестивале дважды «Такой Театр» из Санкт-Петербурга покажет на псковской сцене оригинальную версию «Чайки» Чехова Санкт-Петербургский театр «Мастерская» представит на псковской сцене драму «Иван и черт» по Достоевскому Мистификацию «Пиковая дама» представит на псковской сцене Театр кукол из Гродно Театр «ЦЕХЪ» из Петербурга представит на псковской сцене драму «Никошенька» по письмам Гоголя Спектакль Иосифа Райхельгауза «Спасти камер-юнкера Пушкина» на псковской сцене покажут дважды В Пскове покажут кукольный спектакль от создателя «Дозоров» кинорежиссера Тимура Бекмамбетова Столичный театр Пушкина представит на псковской сцене «Повести Белкина» Знаменитый театр клоунов «Лицедеи» выступит в рамках программы XXIII Пушкинского театрального фестиваля Спектаклем-открытием XXIII Пушкинского театрального фестиваля станут «Маленькие трагедии» из Санкт-Петербурга
Лента новостей