Сцена / Фестивали

Пушкинский фестиваль: Вечер пятый. С богом!

10.02.2016 15:57|ПсковКомментариев: 9

Тем, кто увидел 9 февраля на псковской сцене спектакль «Пять вечеров» Русского театра Эстонии, больше не хочется обсуждать - почему пьеса Володина в постановке Александра Кладько оказалась в афише Пушкинского театрального фестиваля. А хочется, если честно, хватать за пуговицу лучших друзей и говорить что-то сбивчивое: понимаешь, вот это надо обязательно, это обязательно надо посмотреть...

«Возьми меня с собой»

Хотя поначалу перед зрителем таллинских «Пяти вечеров» возникла почти этическая проблема: можно ли смеяться, когда перед тобой разворачивается драма? Ведь все заранее знали, что драма и знали - какая. А не смеяться оказалось невозможно. Но это был правильный смех. Так бывает, когда случайно (ну мало ли какие обстоятельства) перед шапочным знакомым вдруг выговаривается что-то сокровенное. И ты, спохватываясь, выбираешь такую ироничную форму... Как обстрелянный солдат, который рассказывает о себе что-то страшное или трогательное, но рассказывает смешно. И все смеются, а в глазах всё больше уважения и понимания. Это уважение и понимание росло в псковском зрителе с каждым шагом героев на сцене. А случайных шагов они не делали. «Пять вечеров» Александра Кладько - это прочная и одновременно легкая режиссерская конструкция, точная сценография (художник - Борис Шлямин) и блестящий актерский ансамбль.

Вот она - квартира Зои (Зою играет Елена Тарасенко). Вино, конфеты, патефон. И Ильин (Александр Ивашкевич), который, с первого взгляда видно, сюда не пришел, а зашел, не сел за стол, а присел. Недобрый, честно держащий дистанцию, не дающий ни малейшей надежды этой видавшей виды, опасающейся спугнуть (и этим действительно пугающей), смешной и одновременно трепетной Зое.

За этой сценой неловко наблюдать, тем более, что между зрителями и людьми в женской холостяцкой квартире практически нет дистанции. Публика, в общем-то, к этому была готова: на большую сцену ее проводили по коридору - конечно, не по такому длинному, как в классической ленинградской коммуналке, но с вечным велосипедом, с каким-то железным тазом. А уж на сцене встретили заиндевевшие высокие окна, потому что стоит правильная ленинградская зима пятидесятых годов прошлого века, и свет - как будто за этими окнами раскачивается фонарь. И Зоина комната выглядит так, как выглядит комната одинокой женщины - как будто там никто не живет, а только ждет. Это володинское, буквально декларируемое им чувство жалости и всегдашней симпатии к женщинам незвездного типа - продавщицам, официанткам, телефонисткам, возникает сразу. Понятно, что ни к себе притянуть Ильина, ни до него дотянуться она не сможет. И здесь задействована целая россыпь приемов, чтобы дать это понять - и ей, и зрителю. Не получается ни то, что любви, но даже брудершафта. Но всё время, пока Зоя буквально подбирается к Ильину, то тут, то там раздается неуверенный смешок. Нет, Зою очень жаль (а как будет жаль, когда она после ухода Ильина, давясь слезами, ест и ест эти шоколадные конфеты), но и Ильину начинаешь сочувствовать. И всем его способам удержать женщину на расстоянии - тут режиссер не поскупился, хоть записывай, как избавиться от поклонницы за один вечер. Впрочем, от Зои избавиться можно только одним и, увы, слишком хорошо ей знакомом способом - уйти.

Бежать к своей звезде, еще сияющей, должно быть, в окнах напротив - к Тамаре (Лариса Саванкова). Звезда, скажем сразу, в бигуди и никого не ждет. Давно уже не ждет никого, а тем более того миленького, который так и не взял с собой. Ибо не достоин. Только потом после сцены встречи Зои и Тамары, в которой одна рассматривает соперницу, а вторая никакой соперницы в упор не видит, когда сойдутся они в таком знакомом по старым фильмам танце «шерочки с машерочкой», вдруг станет очевидно - как же они похожи. Безусловно, Тамара тоньше и тверже одновременно. Как будто из Зои какой-то мастер вытесал, выточил Тамару. Но песня эта про «возьми меня с собой» у них одна на двоих. А вот Ильина им не делить - это Зоя поймет быстро. Хоть режиссер как будто и дает ей шанс, но этот шанс давний, ретроспективный, упущенный. И бог его знает - кем. Самой ли Зоей, мужчинами ли, которые ее выбирали (а она когда-то решила, что сама не из тех, кто выбирает, может, в этом и дело).

Тут невольно себя ловишь на мысли, что редко когда в «Пяти вечерах» Зою отмечают. Но Александр Кладько отнесся внимательно ко всем. И натуральный главный инженер химкомбината Тимофеев (Сергей Черкасов, его псковские зрители недавно видели в «Игроках» в роли Кругеля) значит для него не меньше, чем сам Ильин. И опять же - ну драматичная же сцена, когда Ильин выговаривает товарищу: «И зачем ты, объясни ради всего святого, рассказал ей свою биографию? Какое ей дело до того, главный ты инженер или не главный? Да еще в Подгорске? К чему ей твой адрес? Почему ты не рассказал заодно, какая у тебя зарплата и сколько у тебя было знакомых женщин? Я тебя что просил: скажи – никого здесь нету, ничего не знаю. Простая вещь. Нет, надо же тррр… тррр… Трепло!» И Тимофеев как домашний пес, которого, конечно, не бьют, а только ругают, не отворачивается, а так виновато отклоняется от друга. И как он после очередного «убега» Ильина будет идти по коридору и сам с собой бу-бу-бу: «Почему я должен говорить, что я не главный инженер, если я главный инженер? Почему я должен говорить, что я работаю не в Подгорске, если я работаю в Подгорске?» Всё, больше ничего не надо - вот он, Тимофеев, не очень счастливый, на самом деле. И действительно завидующий Ильину в том, что тот мог ( и может - по всему видно) назвать подлеца подлецом.

И вот так нам открывается настоящий Ильин - через Тимофеева, Славу (Дмитрий Кордас), Катю (Татьяна Егорушкина), саму Тамару, которая, наконец, понимает, что вернувшийся ее возлюбленный действительно делает самое большое, на что только способен в жизни. То есть соответствует, хотя плевать уже на любые планки и соответствия всем, кроме него самого.

А что же сама Тамара - со всеми своими гранитными установками о чести, со своей «ответственной увлекательной работой» на «Красном треугольнике», от одного упоминания которой охватывает тоска, опять же разряженная зрительским смешком? О, хорошего человека играть не просто. Вот взять Катю - тоже еще не отшлифованную обстоятельствами, но в чем-то главном твердую: насколько легче ей пленять зрителя своими несовершенствами и внезапно проявляющимися достоинствами! А уж сцена распития с Ильиным, которую особенно восторженные зрители всё порывались прерывать аплодисментами, на раз сделала ее любимицей псковской публики.

Но ведь и Тамару оказалась легко полюбить, причем буквально с первого взгляда, со всех этих трагикомических несовпадений в первом диалоге с Ильиным. А на всем протяжении спектакля зрителя ожидает такой перепад температур - до последних освобождающих слез, что невольно задаешься вопросом: как же им это удалось? Как удалось обойтись без опасного пафоса, как удалось заставить зрителя отождествить себя с этими героями - со всеми вместе и с каждым в отдельности? Ностальгический момент уже не работает: мало-мало зрителей, которым удалось пожить в мире, подробно и внимательно воссозданным Александр Кладько. Работает что-то еще - над или вне времени. Может быть, любовь, с которой и о которой сделан спектакль. Ею зрителей окружают до конца: когда уже уставшие аплодировать и кричать «браво» они медленно идут к коридору, где притаился вечно падающий таз, Александр Ивашкевич угощает их шарлоткой, которую пекла Тамара во втором действии. Как будто счастливая семья провожает приятных гостей - до самого порога. Только не хозяева, а гости говорят: «Приезжайте к нам еще, приезжайте обязательно!» Но сегодня вечером хозяева той квартиры на Восстания, 22 еще в Пскове.

Не пускайте в голову чертей!

И в то же самое время, когда на большой сцене играли Володина, на малой сцене артисты петербургского театра «Мастерская» многозначительно заявили: «Бога нет!» Заявили в самом начале своего спектакля «Иван и черт», а затем на протяжении всей постановки доказывали обратное. Начинающий режиссер Андрей Горбатый - ученик художественного руководителя Псковского драмтеатра Григория Козлова - пытался показать мучительную ночь Ивана Карамазова из последнего романа Достоевского перед тем, как герой потерял рассудок. Примечательно, что играли артисты в день смерти Федора Михайловича. Есть в этом какой-то особый знак...

Спектакль «Иван и черт» - это фрагмент, не вошедший в основную инсценировку «Братьев Карамазовых» театра «Мастерская». Андрей Горбатый, играющий в большом спектакле убийцу Смердякова, рассказал, что очень хотел попробовать себя в роли режиссера, и Григорий Козлов предоставил ему такую возможность. Несколько раз он брался за постановку, рассматривал самые разные варианты. Сначала были только Иван и его вторая половина, его черт - Дмитрий Житков и Антон Момот. Позже появились трактирные музыканты - Андрей Дидик, Ульяна Лучкина, Евгений Семин. Рассказчик Андрей Дидик также написал всю музыку к спектаклю, так тонко обрамляющую действие. По сути, «Иван и черт» - это режиссерский дебют Андрея Горбатого, тепло встреченный псковичами.

На сцене все нам напоминает о раздвоенной душе Ивана - две части одной картины в разных углах, стол и кровать, которые с легкостью делятся пополам. По полу разбросаны листы бумаги как знак того, что в этой комнате живет мыслитель. Измученный, между прочим, своей же философией.

Артисты описывают ночь перед судом над братом Ивана Дмитрием, которого ошибочно обвиняют в убийстве отца. Главный герой (Дмитрий Житков) мучается вопросом, «быть или не быть», сказать или промолчать, признаться ли, что убийца не Митя, и что сам он надоумил истинного виновного Смердякова к преступлению. Тут-то и появляется «приживальщик» черт (Антон Момот). «Ты ложь, ты болезнь моя, ты призрак, ты моя галлюцинация!» - кричит Иван на черта, всячески доказывающего свое существование.

Позже на встрече со зрителями артисты признаются, что задачи сделать Ивана и черта похожими у них не стояло. Наоборот, они пытались показать противоположности одной личности, ее раздвоение. В принципе, так оно и вышло. Невольно задаешься вопросом, видение ли это Ивана, он ли это сам или есть в спектакле какая-то мистика? Но под конец черт окончательно берет власть над измученным Карамазовым, овладевает его рассудком, сомнений не остается - Зло побеждает. «Как я хочу войти в церковь, поставить Богу свечку, ей Богу. Я Сатана, но ничто человеческое мне не чуждо» - признается в спорах атеисту Ивану его второе «Я».

Иван мучается извечными вопросами, которые ставит перед собой и перед читателями Федор Михайлович: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» А если Бога нет, в чем убежден Иван, то каждому дозволено поставить себя на место творца и распоряжаться жизнями тех, кто и жить-то не достоин? «Люди воспринимают эту комедию всерьез, от того и страдают. Но страдания и есть жизнь. Я не страдаю и не живу...» - признается Ивану черт.

«Я бы желал в тебя поверить!» - выкрикивает Карамазов, но в воздухе витает вопрос. Вопрос веры. Поверить в кого - в Бога, Христа, черта, свой психоз? «Ты просто оскорблен, что к такому великому человеку пришел такой дрянной черт» - парирует ему его темная сторона.

- Я убью тебя! - не выдерживает измученный Иван.

- Меня ж нет... - смеется своей победе черт.

Внезапно в разгар переживаний Иван оказывается на суде, но признаться не решается. «Отпустите меня домой», - трусливо говорит он, но после все же кричит многозначительное: «Я убийца!». Помните, как в «Преступлении и наказании»: «Я не старушонку убил... я себя убил...».

После окончания спектакля многие с нетерпением ждали встречи с актерами и режиссером постановки и, кажется, были слегка удивлены молодости Андрея Горбатого. Тот признался, что спектакль придумывался «по ходу». «Изначально я точно знал, что черт должен быть смешным», - отметил режиссер. И многие согласились с ним, что Антон Момот с этой задачей справился. Но смех этот все же какой-то натянутый, сквозь сомнения, страх и переживания за судьбу главного героя и свою собственную.

Тема постановки, подчеркнул Андрей Горбатый, очень проста - не пускайте в голову чертей. Создателям спектакля очень хотелось, чтобы он не просто произвел на зрителя эмоциональное впечатление, но и заставил поразмышлять, подумать, взять в руки книгу великого классика. Театралы примечали, что цель достигнута. Есть в этой постановке, убеждены зрители, и Достоевский, и Гоголь, и, как ни странно, Пушкин. «Это такой литературный театр», - отметила руководитель регионального центра чтения Нина Яковлева.

Режиссер поднимает проблемы веры, но сам на прямой вопрос из зрительного зала «Верите ли вы в Бога?», ответить затруднился, смущенно сославшись на то, что это очень личное, очень интимное. «Иван и черт» предлагает каждому зрителю лично для себя ответить на очень непростой вопрос, много ли в нем Бога и не прячется ли Сатана за спиной.

Артисты хвалили псковскую сцену, признавались, что им очень понравилось пространство, лестницы пришлись «в тему». «У вас играть этот спектакль в разы удобнее», - отметили они. Но даже после всех комплиментов, восторженных отзывов меня не отпускало впечатление, что «Иван и черт» - это все же фрагмент более крупной постановки. Это будто очень хороший тизер, «завлекаловка» для тех, кто хочет посмотреть «Братьев Карамазовых» целиком. И актеры театра не преминули пригласить псковичей на весь спектакль в театр «Мастерская». Благодарные зрители, оставшиеся под впечатлением от увиденного, пообещали, что приглашением этим, по возможности, воспользуются.

Елена Ширяева, Светлана Аванесова, фото пресс-службы ТКД Псковской области

ПЛН в телеграм
Сюжет: 23-й Пушкинский театральный фестиваль «Дни Турбиных» Тюменского драмтеатра читатели ПЛН признали лучшим спектаклем XXIII Пушкинского театрального фестиваля Заметки о Пушкинском театральном фестивале Юрия Шора: Творческие силы России Книги гостей XXIII Пушкинского театрального фестиваля будут хранится в фонде Псковской областной научной библиотеки Пушкинский фестиваль: Предчувствие катастрофы. Наши дни Псковский драмтеатр публикует видеодневник шестого дня Пушкинского театрального фестиваля All you need is... правда: чем Тюменский драматический театр псковских женщин покорил В последний день Пушкинского театрального фестиваля зрители увидят три спектакля Григорий Козлов рассчитывает поставить спектакль с актерами Псковского драмтеатра в следующем году Видео-дневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День пятый Григорий Козлов не собирается быть нянькой при Александре Кладько Пушкинский фестиваль: Вечер пятый. С богом! Куклы из Гродненского театра представлены в псковской галерее «ЦЕХ» Три творческие встречи и два спектакля смогут посетить сегодня зрители Пушкинского театрального фестиваля Тюменский драмтеатр гордится своим участием в Пушкинском театральном фестивале Губернатор Андрей Турчак с супругой стали зрителями спектакля «Иван и черт» на малой сцене Псковского драмтеатра Пушкинский театральный фестиваль: «Лицедеи» теперь в деле Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 10 февраля Видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День третий Пушкинский фестиваль: Спаси и сохрани Вместе с актерами театра «Лицедеи» воспитанники театральной студии «Гвозди» в Пскове учились быть клоунами Встреча худрука Псковского драмтеатра Григория Козлова со зрителями, намеченная на 9 февраля, не состоится «Лицедеи» провели мастер-класс для участников псковской театральной студии «Я и Ты» Режиссер Иосиф Райхельгауз любит провоцировать зрителя В рамках Пушкинского театрального фестиваля в Пскове сегодня выступят «Лицедеи» Псковский драмтеатр ведет видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля Дополнительный показ «Пиковой дамы» состоится 10 февраля в 19.00 Пушкинский фестиваль: Городская легенда о простуженной душе и правдивые повести о душах страдающих Выставка «Сны Пушкина» открылась в галерее «Цех». ФОТОРЕПОРТАЖ Пушкинский театральный фестиваль: «Маленькие трагедии» в анатомическом театре Отменяется встреча с режиссером фильма «Дурак» Юрием Быковым В Пскове в 23-й раз стартует Пушкинский театральный фестиваль В преддверии начала Пушкинского театрального фестиваля в галерее «Цех» открылась инсталляция «Сны Пушкина» Два спектакля увидят в субботу зрители на XXIII Пушкинском фестивале В Псковском драмтеатре идут последние приготовления к открытию Пушкинского театрального фестиваля Доктор философских наук Юрий Шор сегодня прочитает лекцию о философии творчества в медиа-холле Псковского драмтеатра Спектакли «Спасти камер-юнкера Пушкина» и «Никошенька» увидят псковичи сегодня Пушкинский театральный фестиваль стартует сегодня в Псковской области Художественная инсталляция «Сны Пушкина» откроется в галерее «Цех» Номинированный на «Оскар» мультфильм российского режиссера псковичи увидели дважды Завтра в Пскове откроется XXIII Пушкинский театральный фестиваль спектаклем «Маленькие трагедии» В рамках Пушкинского театрального фестиваля псковичи смогут услышать официальный голос Джонни Деппа Лекция-размышление о философии творчества пройдет в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля На бис» покажут в Пскове «Пиковую даму» Гродненского областного театра кукол Клоунскую интерпретацию известной сказки Шарля Перро покажут в Пскове «Лицедеи» Лекция Иосифа Райхельгауза начнет в Пскове цикл творческих встреч в рамках Пушкинского театрального фестиваля День памяти Пушкина в музее-заповеднике «Михайловское» отметят концертом Симфонического оркестра областной филармонии «Спасти камер-юнкера Пушкина» как попытка за повсеместными шаблонами и клише увидеть живого поэта Михаила Булгакова везет в Псков Большой Тюменский драмтеатр Чего не хватает современному театру, обсудят на Пушкинском фестивале в Пскове Спектакль, который привел бы в восторг Тима Бертона, откроет 5 февраля Пушкинский театральный фестиваль «Дни Турбиных» - ностальгия по ушедшей духовности, высоким помыслам и чистым идеалам Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 9 февраля в рамках Пушкинского фестиваля Режиссер фильма «Дурак» и сериала «Метод» приедет на встречу с псковичами Легендарный спектакль «Евгений Онегин» Театра имени Вахтангова будет показан в рамках Пушкинского театрального фестиваля Александр Кладько о поисках сегодняшнего Пушкина, мистике и театральной моде «Подстрочник»: Александр Кладько о программе XXIII Пушкинского театрального фестиваля Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля обсудит возможность придания ему статуса конкурса Каждый спектакль XXIII Пушкинского театрального фестиваля найдет своего зрителя - Александр Кладько Молодежь Пскова привлекла внимание горожан к Пушкинскому театральному фестивалю флешмобом Псковичи смогут бесплатно посетить мастер-класс известного «лицедея» Александр Кладько выразил надежду, что его «Пять вечеров» в «приличном состоянии» Труппа Псковского драмтеатра надеется подготовить к следующему Пушкинскому фестивалю свой спектакль Дмитрий Месхиев не видит ничего страшного в том, что звезда скандального клипа группы «Ленинград» привлечет внимание к Пушкинскому фестивалю Бесплатные пригласительные и билеты со скидкой обещают зрителям организаторы Пушкинского театрального фестиваля Новые дарования открывает Пушкинский театральный фестиваль в 2016 году Дмитрий Месхиев: Пушкинский театральный фестиваль немного изменился Ярким брендом Псковской области назвала Жанна Малышева Пушкинский театральный фестиваль Спектакль «Костя Треплев. Любовь и смерть» представит «Такой Театр» в рамках XXIII Пушкинского фестиваля Опубликована программа лекций и творческих встреч XXIII Пушкинского театрального фестиваля Спектакль о юности Гоголя покажут в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля «Повести Белкина» покажут на псковской сцене актеры Московского драмтеатра «Всадник CUPRUM» - петербургская легенда о любви Спектакль, получивший гран-при фестиваля «Молодые театры России», покажут на псковской сцене «Пять вечеров»: Старая любовь не ржавеет Режиссер Руслан Кудашов: Мы ложимся на землю, смотрим вверх и понимаем, что масштаб наших трагедий хоть и велик, но ничтожно мал Псковичам предлагают выиграть билет на спектакль «Пиковая дама» в театр кукол На спектакли Пушкинского театрального фестиваля заканчиваются билеты Опубликована программа XXIII Пушкинского фестиваля Открыта продажа билетов на спектакли XXIII Пушкинского театрального фестиваля «Дни Турбиных» покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале в Пскове Монодраму «Крейцерова соната» по мотивам повести Льва Толстого покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале «Пять вечеров» покажут на Пушкинском театральном фестивале дважды «Такой Театр» из Санкт-Петербурга покажет на псковской сцене оригинальную версию «Чайки» Чехова Санкт-Петербургский театр «Мастерская» представит на псковской сцене драму «Иван и черт» по Достоевскому Мистификацию «Пиковая дама» представит на псковской сцене Театр кукол из Гродно Театр «ЦЕХЪ» из Петербурга представит на псковской сцене драму «Никошенька» по письмам Гоголя Спектакль Иосифа Райхельгауза «Спасти камер-юнкера Пушкина» на псковской сцене покажут дважды В Пскове покажут кукольный спектакль от создателя «Дозоров» кинорежиссера Тимура Бекмамбетова Столичный театр Пушкина представит на псковской сцене «Повести Белкина» Знаменитый театр клоунов «Лицедеи» выступит в рамках программы XXIII Пушкинского театрального фестиваля Спектаклем-открытием XXIII Пушкинского театрального фестиваля станут «Маленькие трагедии» из Санкт-Петербурга
Лента новостей