Вы считаете, что в куклы играют только дети? Пушкинский театральный фестиваль в который раз доказывает, что это не так. В программе 23-го фестиваля два кукольных спектакля: постановка «Пиковая дама» Гродненского театра кукол, представлять которую заядлым театралам Пскова не нужно, она в этом году будет показана на бис, по просьбе зрителей, а также «Всадник CUPRUM» в исполнении артистов петербургского театра «Кукольный формат». Именно он продолжил фестиваль после «Маленьких трагедий» ТЮЗа им. Брянцева. Достойное продолжение яркого фестивального начала.
Когда любовь захлестывает
Спектакль «Всадник CUPRUM» - обладатель многих театральных премий как в России, так и за рубежом. В 2005 году жюри Российской национальной театральной премии «Золотая маска» единогласно признало эту постановку в номинации «Куклы» лучшим спектаклем, а постановщик Анна Викторова получила награду за лучшую режиссерскую работу. Она же, кстати, является и автором замечательных марионеток, которые буквально оживают в руках актеров: Петра Васильева, Ольги Донец, Ольги Немченко, Яны Сарафанниковой, Алексея Шишигина, Антона Витченко и Андрея Яркина.
Эта постановка - классический вариант кукольного спектакля. С самого начала интригует анонс - версия предложена известным российским режиссером и продюсером Тимуром Бекмамбетовым. Это, вероятно, объясняет столько необычный выбор темы. «Всадник CUPRUM» - это изложение не слишком популярной и очень непривычной версии возникновения Санкт-Петербурга.
Первым на малюсенькой, почти игрушечной сцене появляется, конечно же, Пушкин. Муки творчества его не отпускают. Он ищет вдохновения, ищет рифму, тему. И тут на его пути появляются необычные персонажи. Сначала маленький мальчик с сачком, который, как выясняется позже, не просто мальчик, а... Вова Набоков. Александр Сергеевич рассказывает и показывает ему, что же такое рифма. На свою беду, между прочим:
- Я, мальчик, Пушкин, - представляется ему поэт.
- Пушкин - Колотушкин, - хохочет ему в лицо дерзкий озорной паренек.
Затем на пути поэта встречается Евгений - герой известной пушкинской поэмы «Медный Всадник», потерявший в водах Невы свою возлюбленную Парашу, а после и рассудок. Он-то и повествует Пушкину городскую легенду о том, когда и при каких обстоятельствах город был воздвигнут.
Царь Петр случайно знакомится с чухонской белокурой красавицей по имени Нева и теряет голову. Маленькие стрелы кукольных Амуров вонзаются в сердца влюбленных. Но счастье зыбко. Он покидает девушку, обещая вернуться и воздвигнуть на месте финских болот город в честь своей избранницы, но пропадает на несколько лет. Девушка с «простуженной душой» от отчаяния бросается в воду и превращается в реку. Вернувшись и не найдя своей любимой, Петр I все же решается построить город, «обращенный к ней лицом», чтобы всегда быть рядом с Невой. «Коварная Нева не прощает обид! Отомстит еще!» - предупреждает царя старая ведьма, но он ее не слышит. От горя и отчаяния вместе со своим конем он застывает и превращается в Медного Всадника.
В наводнении, которое в конце концов обрушивается на Петербург, погибает героиня еще одной любовной истории - Параша. Беспощадная Нева уносит ее в свои недра. А измученный терзаниями Евгений сходит от бессилия с ума. И вот плывет он вместе с Пушкиным в лодке и повествует эти городские мифы, среди подтопленных домов, памятников, горящих фонарей.
«Всадник CUPRUM» - это настоящий сборник цитат из произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Хармса, Набокова, Белого и многих других. Как предупреждается в программке, «за правильность цитат и за достоверность сведений, излагаемых марионетками, «Кукольный формат» ответственности не несет».
История очень наивна, мила, а марионетки и их кукловоды - очаровательны. Примечательно, какое большое внимание создатель кукол и спектакля уделила деталям. Маленьким кружевам и манжетам, перьям на шляпах и бантам на сюртуках, кудрям в париках и угольно-черным усам Петра. Даже в бочке с петербуржцем, проплывающем во время наводнения по Неве, виднеются маленькие мыльные пузыри. Безупречны голоса, благодаря которым куклы оживают, до совершенства отточены движения. Кажется даже, что на застывших кукольных лицах появляется мимика.
Удивляют разные эффекты и авторские находки этой постановки, но больше всего впечатляет неожиданно ожившая Нева - из воды, которую в зрительном зале практически не видно, внезапно появляется настоящая женщина, русалка, расплескавшая воду в разные стороны.
Это история о любви, история о надежде и о вере, преданности и печали. С одной стороны, кажется, что она абсурдна, но с другой, кукольные артисты настолько оживляют эту легенду, что она уже не кажется такой бессмысленной. Со спектакля уходишь с робкой надеждой - а что, если все так и было на самом деле?
На узких перекрестках мирозданья
А продолжалась программа второго дня фестиваля чудесными «Повестями Белкина» от Московского драматического театра имени А.С. Пушкина.
И когда госпожа К.И.Т. (великолепная Тамара Лякина) покидала комнату ожидания в домике станционного смотрителя, ее не хотели отпускать не только благодарные слушатели на сцене, в числе которых был и господин Белкин (Сергей Ланбамин), но и зрители в зале. Кокетливая до продуманной дерзости, только что с невероятным успехом рассказавшая историю о двух предназначенных друг другу душах, заблудившихся в русской метели, она и напоследок интриговала: есть, мол, у меня еще одна история – про барышню-крестьянку, но в следующий раз, господа, в следующий раз. Ехать пора, лошади ждут! И у зала вырывается разочарованный вздох: не уговорили… И такой же вздох, но уже восхищения вырвется у публики, когда по окончанию спектакля актриса Тамара Лякина скажет: «Мы играем его 18 лет!»
Собственно, обещанная ее героиней «Барышня-крестьянка» - это единственная повесть Белкина, которая не вошла в спектакль Юрия Еремина (автора драматургической основы и режиссера). Все остальные – «Выстрел», уже упомянутую «Метель», «Гробовщика» и «Станционного смотрителя» зрители увидели. Это был настоящий каскад замечательных моноспектаклей, которые разыграли перед Иваном Петровичем Белкиным три его случайных попутчика, застрявшие как и он на станции в ожидании отправления. И было весьма любопытно наблюдать, как отставной армейский офицер И.Л.П. (Андрей Заводюк), имя-отчество которого все сразу же забывают, вдруг оказывается гордым и благородным Сильвио, или повесой с фуражкой, полной черешни, ничуть не дорожащим жизнью. Или уже пожившим, но очень счастливым человеком, которому теперь есть что терять. И невозможно отказаться от уплаты долга чести…
А вот госпожа К.И.Т. рассказала лирическую «Метель» так остроумно, с таким ироническим подтекстом, что зритель буквально всхохатывал, невольно вспоминая: а приходилось ли ему когда-нибудь смеяться, читая эту повесть Белкина? И когда чудесная рассказчица покидает компанию, уезжая в свое Ненарадово, зрителю остается только гадать: кем же является эта дама, так искусно поведавшая историю дочери ненарадовских помещиков? Наверное, бойкая соседка. А сколько же лет прошло с того случая? Со своим внезапным супругом Бурминым Мария Гавриловна объяснилась в 1816 году, а Белкин «записывает» эту историю 15 лет спустя (Пушкин пишет повести Белкина в болдинский период в 1830 году). И всё же – кем эта дама им приходится?
А веселье-то в домике станционного смотрителя не заканчивается с уходом К.И.Т., и кто бы мог подумать, что неприятнейший господин – приказчик Б.В. (Константин Похмелов) расскажет, может быть, кое-что и повеселее приключений двух влюбленных. «Гробовщик» в его исполнении оказался ужасно смешным. Но как же хорошо, что это был лишь сон, в котором как живые предстали и сам Андриан Прохоров, и добродушный Готлиб Шульц, на серебряной свадьбе которого случайно обидели честного, гм-гм, гробовщика. И даже скелет отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, которого Андриан похоронил в числе первых своих клиентов, тоже был как живой.
Настоящая же трагедия (или поначалу драма) незаметно разыгрывается вокруг развлекающих самих себя попутчиков. Где-то в другой комнате лежит в одночасье заболевший гусар, о чем проезжих предупреждает смотритель Самсон Вырин (Владимир Николенко). И проницательная госпожа К.И.Т. предупредит добродушного отца: присматривайте за дочерью! О том, что произошло Самсон расскажет Белкину три года спустя – поначалу неохотно, но с каждым глотком рома, всё больше путаясь в словах, он, наконец, выговаривает свое большое горе маленького человека. У которого, кстати, все признаки депрессии налицо: несчастный отец просто хочет уснуть, никогда не поднимать головы со своей жесткой скамьи, никогда не видеть этот постылый дом без дочери.
Вот такой это был спектакль. По нынешним временам (а поставлен он не в нынешние, напомним), просто удивительный. Удивительный главенствующей ролью актеров, а не режиссуры или сценографии. И сами артисты старомодно обходились без микрофонов. Как это ни странно, но не было у них ни каши во рту, ни проблем с полетностью голоса. А вот акустические проблемы нашего театра уже приобретают масштаб катастрофы, на наш взгляд. Стоит артисту сделать шаг вправо-влево от центра сцены, как его голос магическим образом пропадает, стоит сесть вполоборота – то же самое. Возможно, в первых двух рядах это не очевидно, но главный режиссер «дрампуша» Александр Кладько не зря сразу заговорил о необходимости исправлять этот кошмар. С этим надо что-то делать.
Но, слава богу, на признательности публики это не отразилось. И «Повести Белкина» от Московского драматического театра имени А.С. Пушкина были встречены такой же овацией, как и «Маленькие трагедии» Руслана Кудашова. Программа Пушкинского фестиваля в этом году действительно радует разнообразием, а на большой и малой сцене два дня были «переаншлаги». И, думается, еще будут, ведь фестиваль еще не достиг экватора, впереди столько интересного…
Светлана Аванесова, Елена Ширяева