Блоги / Елена Яземова

На часок в историю

08.04.2019 19:15|ПсковКомментариев: 0

В советские времена в деревне Самолва Гдовского района был свой аэродром. Гражданский, для нужд местных жителей и их гостей. Теперь самолеты туда уже не летают. Зато с 2010 года на месте бывшего аэродрома ежегодно проходит военно-исторический фестиваль «Ледовое побоище». Ведь, если верить древним летописям, где-то в тех местах и свершилось весной 1242 года легендарное сражение русских воинов под предводительством Александра Невского с войсками Ливонского ордена.

В этот раз фестиваль будет проходить с 19 по 21 апреля, зрителей же приглашают на реконструкцию битвы и прочие зрелища в субботу, 20 апреля. Но лично я туда ехать не планирую. Попробую объяснить, почему.

В разные годы бывала на трех таких фестивалях в Самолве. Думаете, не понравилось? Понравилось. Очень. Первые пару раз. Точнее, было так. Впечатления от первой поездки — вау, как классно! Впечатления от второй — хорошо-то как!..

А вот в третий раз на протяжении всего фестиваля не оставляло стойкое чувство дежавю: ага, под залихватские комментарии ведущего уже началась реконструкция битвы, значит, после нее последуют бугурты, потом конники будут состязаться в ловкости, рубить мечами капусту и нанизывать на копья платки...

Но не заглянуть ли сейчас на раскинувшуюся невдалеке от ристалища ярмарку, где, как обычно, можно согреться чаем или кофе, перекусить средневековой и прочей снедью по не особо умеренным ценам, пострелять из лука, поглазеть на сувениры (а то и прикупить что-то из понравившегося), за отдельную плату собственноручно отчеканить старинную псковскую деньгу?

Ну разве все это не здорово? Здорово. Но, повторюсь, когда ты все это видишь в первый, максимум — во второй раз. А потом начинает хотеться какого-то разнообразия в уже знакомой до рези в глазах и боли в ушах программе. При этом «Ледовое побоище» не первый год остается моим самым любимым реконструкторским фестивалем. Вот только в последние годы предпочитаю по уже названным причинам любить его на расстоянии.

И, похоже, я не одна такая. Надо сказать, что первые исторические реконструкции битвы на Чудском озере проходили на псковской земле в 2007-2008 годах почти на окраине областного центра — на горе Соколиха, возле монумента в память о легендарном сражении. Тогда они собирали до 8 тысяч зрителей.

Но было решено перенести фестиваль поближе к предполагаемому месту Ледового побоища. Поэтому в 2009 году его провели в окрестностях деревни Кобылье Городище (в тот раз на него съехалось около 3 тысяч человек), а затем перенесли действо в соседнюю Самолву, где обнаружилась весьма подходящая для такого мероприятия пустующая площадка в виде территории бывшего аэродрома.
Перед первым фестивалем в Самолве (а это, напомню, произошло в 2010 году) организаторы оптимистично заявляли, что в этот раз надеются на приезд 5-10 тысяч человек, а уже лет через 5, мол, рассчитывают на интерес со стороны 100-200 тысяч зрителей из разных регионов и стран.

Увы, этим прогнозам не суждено было сбыться. Все эти годы на историческую реконструкцию в Самолву съезжалось в лучшем случае до полутора тысяч человек, но обычно — около тысячи, а то и меньше. Почему?

Сначала о плюсах этого фестиваля. Во-первых, там очень подходящий для подобного действа пейзаж. Пустынный берег Чудского озера, живописный лесок неподалеку... в этих природных декорациях очень легко представить себя в далеком 1242 году на месте одного из русских дружинников или, например, вот этой молодой селянки, сжавшейся от ужаса при виде закованных в броню иноземцев.

Во-вторых, площадка для основного действа выбрана действительно более чем удачно — есть, где разгуляться коннице, и есть, где рассредоточиться зрителям, чтобы в подробностях лицезреть все детали сражения, а не подпрыгивать ежеминутно над столпившейся впереди толпой, чтобы хоть что-нибудь разглядеть.

Кстати, плата за вход на фестиваль здесь — дело исключительно добровольное. Хочешь провести время с комфортом, сидя на трибуне — раскошеливайся. А если готов просто постоять возле ограждения, то за это никто с тебя денег не потребует. Что, согласитесь, с точки зрения обычного среднестатистического зрителя тоже можно отнести к несомненным достоинствам мероприятия.
А теперь о минусах. В первую очередь, это состояние дороги. От Гдовской трассы до Самолвы — 34 км. В основном — по не слишком ровной грунтовке. Хорошо, если преодолевать эти километры доведется в сухую погоду. А если в дождь или сразу после дождя? Совсем не факт, что ваш «железный конь» не забуксует, как это бывало там не раз с иными зрителями в прежние годы. И тогда придется ждать, когда на помощь придет обычно дежурящий на случай таких инцидентов трактор.

Как правило, в день реконструкции из Пскова в Самолву и обратно ходят дополнительные рейсовые автобусы. Три года назад проезд в них вообще был бесплатным, потом — по 500 рублей (за «туда и обратно»). Выделят ли их в этом году, и по какой цене для пассажиров, пока неизвестно.

Еще один минус — погодные условия. Конечно, попасть под дождь можно где угодно, и для защиты от него давно уже придуманы зонтики. Но будьте готовы все время, что будет продолжаться фестиваль, находиться на пронизывающем насквозь холодном ветру. Такова плата за близость только-только отошедшего от зимней спячки озера. Так что решите ехать - одевайтесь потеплее.

Ну и серьезный минус для тех, кто не раз бывал на этом фестивале — это, как уже было сказано, практически не меняющаяся из года в год его программа. При этом сложно критиковать организаторов, потому что при ее формировании они, понятное дело, исходят не из чьих-то «хотелок», а из своих финансовых возможностей.

Конечно, можно помечтать — а вот бы реконструкция в Самолве каждый раз заканчивалась грандиозным концертом известных и просто хороших исполнителей. А вот бы фестивальную ярмарку сделать не в два ряда крестом, а в 20, а то и все 50! И чтоб много-много всякого интерактива с мастер-классами и т. п. Здорово было бы? Конечно.

Но... где деньги, Зин, на все эти радости? Откуда их взять? «Золотого дождя» из бюджета ждать не приходится, а сборы от билетов, как говорят, в лучшем случае покрывают расходы на дорогу самих реконструкторов. Я тут, кстати, погуглила ради интереса, в какую копеечку может встать перевозка лошади из пункта А в пункт Б. Оказалось, что в среднем — из расчета 35-45 руб за 1 км. Недешевое, в общем, удовольствие.

Так что не удивительно, что довольно успешно стартовавший фестиваль так и не превратился в яркую звезду всероссийского масштаба, хотя первоначальная задумка была именно такой. Тем более, что можно было ожидать гостей со всех «волостей»: рядом — страны Балтии и Питер, в относительной близости — Белоруссия и Москва. Но — не сложилось. И только ли убитая дорога и однообразная программа тому виной?

Да, у некоторых других местных собратьев «Ледового побоища» судьба складывается заметно удачней. Так, в начале этого года Псков впервые вошел в рейтинг событийного потенциала российских городов и в «ТОП – 200» лучших событий начавшегося года. А произошло это благодаря пяти мероприятиям, в том числе - изборскому «Железному граду» и выбутской «Хельге».
Несомненно, одна из главных причин такого результата — хорошая транспортная доступность к месту проведения этих реконструкторских фестивалей. И Изборск, и Выбуты расположены совсем близко от Пскова, и добраться до них из областного центра можно без проблем хоть на автомобиле, хоть на общественном транспорте, хоть даже — при желании и некоторой физической подготовке — на велосипеде. Это вам не 30 км по разбитой грунтовке до Самолвы, чертыхаясь, ползти. Да и проходят эти исторические реконструкции летом, когда тепло, а не в промозглом апреле.

С другой стороны, стартовавший несколько лет назад в самом областном центре аналогичный летний фестиваль «Довмонт Псковский» сдулся буквально на глазах. Так, если в 2016 году его посетило несколько тысяч человек, то уже через год было ощущение, что количество зрителей не на много превышает количество участников.

Так, может быть, причина подобных фиаско в другом? В том, что интерес к историческим реконструкциям с каждым годом все больше сходит на нет, а пресыщенные зрелищами зрители уже капризно перебирают: сюда поеду, а сюда больше не хочу?

Тем более, что выбирать есть из чего даже в пределах Псковской области, где в теплые и относительно теплые месяцы нередко проходит не по одному масштабному мероприятию с участием реконструкторов. То есть, цинично выражаясь, предложения стали заметно превышать спрос?

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что этот текст — ни в коем случае не камушек (и уж тем более — не булыжник) в адрес организаторов того же «Ледового побоища». Несмотря на все вышеперечисленные минусы, этот фестиваль стоит того, чтобы побывать там хотя бы однажды. Ну а дальше уж сами решайте, стоит ли туда возвращаться на следующий год.

Елена Яземова

 
 
опрос
Директор ГП ПО «Псковпассажиравтотранс» Николай Киянец покинул свой пост. Каких изменений вы ждете от нового руководства автобусного парка?
В опросе приняло участие 506 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список.Как это сделать.