Будет и у нас свой Исакий – в смысле, собственный, псковский скандал из-за неуемных аппетитов церкви. Со своей, конечно, провинциальной спецификой. Вместо музея мирового значения от нас отбирают деревья, а роль экспроприатора народного добра вместо патриарха исполняет благочинный Пскова Иоанн Муханов. Давайте обо всем по порядку.
Итак, скандал. Самый громкий на сегодня скандал связан с вырубкой аллеи по улице Индустриальной за Кузнецким мостом. Уже спилили пять тополей на участке между Ипподромной и переулком Залита. А всего спилят двенадцать. Без деревьев Индустриальная превратится в автостраду, обрамленную глухими заборами частного сектора. Таким идеальный город видят сити-менеджер Игорь Калашников и глава УГХ Алексей Захаров.
Псковичи почему-то не согласны. Псковичам почему-то нужны деревья, и вот, в воскресенье группа энтузиастов организовала сбор подписей против вырубки. Собрали за пару часов приличное количество и в понедельник отнесли в УГХ. Да только, думается мне, напрасно.
«Земля, на которой растут деревья, является муниципальной, в связи с чем никаких согласований с горожанами не требуется», – так отвечает УГХ возмущенным псковичам. Захаров намерен продолжать распил деревьев, пока есть что пилить. Никаких согласований с горожанами ему не требуется.
Я, когда увидела сей образчик административного хамства, естественно задалась вопросом: муниципальная земля – она чья? Ответ можно искать в двух направлениях: а) идейно-принципиальном и б) практическом. Что касается идей и принципов, тут все просто и понятно: «муниципальная» – означает «городская», то есть принадлежащая городу, то есть горожанам. И когда УГХ выдает комментарий типа «согласований с горожанами не требуется», это значит, что начальник УГХ, попросту говоря, оборзел. Если некий чиновник представляет себя хозяином городских территорий, то гнать пора такого чиновника в шею. Это так, к слову.
Практический аспект проблемы гораздо интересней. Здесь уже пришлось покопаться. Для начала я выяснила, что вырубка деревьев на Индустриальной стала неожиданностью только для активистов-экологов, а вот местные жители готовились к этому давно. В начале года жители дома №45 по Ипподромной получили уведомление от управления по градостроительной деятельности, что рядом может появиться автостоянка. Есть, дескать, запрос в УГД о соответствующем разрешении, и вопрос будет рассмотрен на публичных слушаниях. Ради парковки, сообразили граждане, будут пилить деревья, которые защищают их дом от шума и пыли с дороги.
Жители дома №45 не стали ждать у моря погоды, а развернули кипучую деятельность. Они направили обращения губернатору, прокурору Пскова, прокурору области, природоохранному прокурору и в Роспотребнадзор. Ото всех, понятное дело, получили отписки: мол, такого рода вопросы решаются на публичных слушаниях, туда и ступайте. Окей, решили граждане, пойдем на публичные слушания.
Публичные слушания состоялись 21 марта. Посторонних там никто не ждал, поэтому пара человек с улицы Ипподромной в итоге оказались решающей силой. Протокол публичных слушаний вынужден был зафиксировать, что за парковку не проголосовал никто, а против парковки – единогласно оба участника.
Но фишка-то в том, что слушания носят рекомендательный характер. Так что, 3 апреля на аллею пришли рабочие и спилили пять тополей. Потому что «земля муниципальная» и «согласований с горожанами не требуется».
Возвращаемся к вопросу: муниципальная – это чья?
В уведомлении, которое получили местные жители, говорилось о том, что организация автостоянки требуется для земельного участка с кадастровым номером 60:27:0060410:9. Открываем публичную кадастровую карту и видим: адрес участка – Псков, переулок Залита, дом 1\14. Еще немного серфинга по волнам интернета, и находим дополнительную информацию: индивидуальный жилой дом, расположенный по этому адресу, планируется реконструировать под гостиницу. Этот вопрос также обсуждали на публичных слушаниях. Вот для гостиницы и требуется парковка, и под нее город милостиво отдает кусок земли с тополями около дома №45 по Ипподромной.
Кто же этот счастливец, кому так легко и непринужденно достается городская земля, несмотря на активное гражданское сопротивление? Снова Яндекс в помощь: без особого труда находим, что в доме 1\14 в переулке Залита зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью «Делатель». Идем на сайт Федеральной налоговой службы и находим данные об этой фирме: ее учредитель и директор – Иоанн Александрович Муханов, благочинный Пскова, настоятель Троицкого собора.
У фирмы «Делатель» основной вид деятельности – как раз гостиничный бизнес. Там еще производство фанеры, паркета и деревянной тары, оптовая и розничная торговля и даже пассажирские перевозки, уж не знаю, как святой отец со всем этим успевает. Впрочем, публичные доказательства предпринимательской активности мы видим именно по основному виду деятельности. Отец Иоанн переделывает жилой дом под гостиницу, а гостинице нужна парковка.
Государство в России никогда не в силах отказать церковным иерархам, если те простирают длань над общественными землями или зданиями. В какой регион не ткни, везде найдешь историю, как местные жители пытаются отстоять какой-нибудь сквер от строительства очередного храма. В Петербурге в самом разгаре скандал вокруг Исакиевского собора. Также и наша, псковская история с вырубкой аллеи – это, оказывается, не просто самодурство главы УГХ Захарова, это еще и жадность церковников, которые свой бизнес противопоставляют интересам жителей города.
Прискорбно, что мэрия в этом конфликте целиком и полностью на стороне епархии (вряд ли Муханов действует в своих частных интересах). Хотя чему тут удивляться – у Муханова не только духовный авторитет, у него еще и лобби в Псковской городской Думе. Потому что в гордуме есть депутат – Евгения Иванова, заместитель ректора Свято-Тихоновской православной гимназии и по совместительству – сотрудник Епархиального паломнического центра «Вертоград». А руководит «Вертоградом» Иоанн Муханов. Нет ничего удивительного, что этих двоих связывают тесные, рабочие отношения. А может быть, еще и дружба.
Вот вам и ответ, чья земля. Вот и объяснение, почему «согласования с горожанами не требуется». Они там всё уже поделили. Не без шума, к сожалению, но кому там во власти не плевать на этот гражданский шум? Осталось теперь попилить. Тополя – первые в этом списке, но вряд ли последние.
Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)