«Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) представляет очередной выпуск программы «Минутка просветления». Журналист Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) проливает свет на то, что осталось в тени, но заслуживает внимания. Псковская Лента Новостей публикует текстовую версию выпуска передачи.
«С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре». Эту песенку мы все запомнили с детства, а вот Александр Проханов - еще и осмыслил.
Я говорю о том Александре Проханове, который известный писатель и председатель «Изборского клуба». Александр Андреевич напомнил о себе на минувшей неделе, когда договорился с губернатором Псковской области Андреем Турчаком о введении в школе уроков патриотического воспитания. Они встретились на Петербургском экономическом форуме и переговорили. Проханов высказал свою идею, а Турчак - поддержал. При этом разговор про школьный курс патриотизма был приватным, а вот поддержка идеи - публичной.
Мне кажется, это важный момент. По моей информации, уроки патриотизма по методике собственной разработки Проханов обсуждал и с другими губернаторами. Но именно Псковская область вошла в топ новостей с этой темой. Понятно, почему - Россия начинается здесь.
А Родина начинается - с картинки в букваре. «Этому тоже надо учить», - прокомментировал ожидаемое нововведение губернатор. Патриотизм, таким образом, приравнен если не к науке, то как минимум к полезному навыку, или умению - а там и до профессии недалеко. Это значит, что патриотизм у нас больше не считается чувством. Потому что чувству-то нельзя научить, правильно?
Но все-таки, давайте уточним: в новом изводе, патриотизм - это навык или умение? Я лично склоняюсь к мысли, что умение. Это, следует из базового курса психологии, более сложное понятие. Если навык - доведенная до автоматизма деятельность, то умение - это способность качественно и максимально эффективно выполнять определенную работу, благодаря освоенным знаниям и приобретенным навыкам.
Довольно любопытно рассмотреть это на примере патриотизма. Александр Проханов сотоварищи разработали методическое пособие по преподаванию патриотизма в школах. В программе - три основные компонента: Великая Отечественная война, Крым и Арктика. Только пункт первый не вызывает никаких вопросов. Победа в войне, несмотря на все злоупотребления госпропаганды, остается важнейшей частью самосознания народов России. Это личная история, семейная история, это старт принципиально нового этапа жизни сотен городов, включая Псков - в общем, действительно очень важная тема. Очень сложная, но очень важная, принципиальная, и никуда от нее не уйти.
А рядом - Крым и Арктика. Не космос, например, где нашей стране и правда есть чем гордиться, не великая русская культура или опыт мирного сосуществования десятков разных народов, а Крым и Арктика. Два края России - Крым и Арктика.
Я не сомневаюсь, что в изложении Александра Проханова и то, и другое приобретет в полной мере мистическое, метафизическое и метафорически-архитипическое звучание. Но если абстрагироваться и сдуть золотую паутинку слов - что останется? Останутся два актуальных геополитических конфликта. Крым, который Россия «вернула» себе, наплевав на все международные законы. И Арктика - только не в значении «уникальная экосистема», а в смысле «зона стратегических интересов России», где наша страна готовится добывать нефть и ставить средства ядерного сдерживания.
Две острые, болевые точки, по которым российская власть никак не может договориться с мировым сообществом, включаются Прохановым в школьный курс патриотического воспитания. Это лучшее доказательство, что патриотизм больше не чувство. Чувство не бывает правильным или не правильным, оно или есть, или нет. А вот умения и навыки - бывают.
Итак, правильно сформированное умение быть патриотом, в версии Проханова, складывается из трех основных навыков (вкупе со знаниями) - правильно разбираться в истории Великой Отечественной, принадлежности Крыма и правовом режиме Арктики.
Забудьте про странную тоску по белым березкам и необъяснимую тягу к дворику из детства. Формируем навыки - вовремя прицепить георгиевскую ленточку и прокричать «крымнаш», - а из них сложится умение: умение любить Родину.
Так, со школьной скамьи можно будет вырастить настоящих профессионалов патриотического дела. В умении, а тем более, навыке, что хорошо – рефлексии не требуется. Доведенные до автоматизма простые действия, правильная реакция на определенные раздражители будут проявляться сами собой, без осознанной воли субъекта. Пропадает необходимость искать ответы на дурацкие вопросы, типа: почему так сложно жить? Где искать правду? Почему одним все, другим ничего? И так далее. Патриотизм больше не будет нуждаться в подпитке из социальной справедливости и равных возможностей для самореализации каждого. Патриотизм перестанут связывать с уровнем жизни и гарантированными гражданскими правами. Достаточно выучить, что фашизм победили русские, Крым – наш и Арктика тоже наша.
Я надеюсь, авторы методики предусмотрели сдачу обязательного госэкзамена и выдачу соответствующего сертификата выпускникам. Красиво будет.
И вот еще интересная деталь. Для людей, которые живут на свете дольше, чем Путин у власти, очевидно, что и Крым, и Арктика – проблемы совершенно конкретного исторического периода. У них в основе – совершенно конкретные интересы, связанные, подозреваю, с особенностями конкретной личности. Это все – про Владимира Путина, чего греха таить. Но эти темы включаются в учебный курс: Крым и Арктика, согласно школьной программе, как навыки, усвоенные в детстве, должны перейти во взрослую жизнь. Зачем?
Видимо, затем, что по мысли авторов методики – и горячо поддержавших ее губернаторов – этот конкретный исторический период никогда не должен закончится. Конечно, дети, которым в сентябре 2017-го начнут рассказывать, как их великая страна победила фашистов, «вернула» Крым и скоро покорит Арктику, в марте 2018-го пока еще никак не смогут применить свежеполученные знания. Но за 2018 годом придет 2024-й, когда создатель этой крымско-арктической России по любому должен будет уйти на покой. Вот тогда, по всей видимости, и пригодится умение быть патриотом. Проханов решил заранее позаботиться о том, чтобы у его Родины, у той России, что живет в его голове, всегда был электорат.