Новости партнеров
Культура

Женский акцент: я русская

22.09.2022 17:19|ПсковКомментариев: 1

Псковская Лента Новостей продолжает рассказывать о жительницах области разных национальностей. Ольга Дмитриева — не только носительница русской культуры, не только носит псковский шишак, но еще и сама умеет его сшить. В таком уборе два года назад выдавала дочку замуж. Она может научить сделать свадебный венок, как у английской королевы, но в русском деревенском стиле, и приготовить традиционный гдовский творожник.

 

Торопец наш

«Все хотят сфотографироваться с нами, все начинают спрашивать, что это и откуда мы».

Так Ольга Дмитриева описывает реакцию на внешний вид псковичек. Этим летом с ансамблем «Уграда» она побывала и на Белом море, и в Смоленске. Удивление в глазах везде одинаковое. Такое же оно и на домашних праздниках. Далеко не каждый пскович знает, что вот это диковинное на женских головах, называется шишак.

И что это элемент традиционного псковского костюма. Ну, как псковского. Конкретнее — торопецкого. А Торопец сейчас в Тверской области. Но когда шишак был в ходу, когда им восхищалась Екатерина II и восторгался сын Александра II, когда замужние купчихи надевали убор, покрытый местным речным жемчугом, — Торопец был наш. Так что шишак теперь во всех музейных каталогах так и фигурирует: «Элемент традиционного костюма Псковской губернии».

Как в целом выглядит традиционный псковский костюм? Никто не знает. Есть отдельные предметы, собранные в разных местах региона и носившиеся в разные не годы даже, а века. Разбросаны экспонаты тоже по разным музеям, что-то в Пскове хранится, что-то в Петербурге. Так, чтоб целый ансамбль — это только Плюшкин видел. Знаменитый псковский коллекционер, живший полтора века назад, собирал среди прочего наряды. После его смерти коллекция была рассеяна и частично утрачена. А шишак сохранился. В 2017 году его привозили из Этнографического музея в Петербурге на выставку в Псков. Ольга Дмитриева на него тоже посмотреть ходила. С тех она сама сшила уже три шишака.

Старинную технологию в 2014 году восстановила школьница Наталья Иванова вместе с мамой Александрой Владимировной. По их схеме Ольга Дмитриева и работала. Только без жемчуга, с простыми бусинами и непростой парчовой тканью. Времени на один убор уходит месяц.

«У меня есть час-два, я сажусь и делаю, - описывает мастерица процесс работы. - Меня это увлекает. Так бы, наверно, сидела перед телевизором, семечки щелкала. Вместо этого я включаю тот же самый сериал и шью».

Те шишаки, что носит «Уграда», сшила мастер Татьяна Паршенкова, педагог из Дома детского творчества. Десять штук, и все разные, чтобы на каждой голове сидел, как надо. Два шишака, изготовленные Ольгой, купили в Пушкинских Горах, один попал в музей, другой в частные руки. А вот третий стал семейной реликвией. Два года назад она надела его на голову дочери Анны во время свадебного обряда.

Свадьбу гуляли по всей традиции. Начали в Твери, где живет жених, там же и закончили. Сначала проводили жениха, потом встречали молодых. В псковской деревне Покрутище дом для обряда предложила семья Никитиных, товарищи по ансамблю.

Подружки и родня вместе с членами фольклорного коллектива оплакали невесту, вымыли в бане цветами, мама сняла с головы девушки венок и надела шишак. Торопецкие купчихи так и поступали. И волосы скрывает, и сам по себе богатое приданое. Каждая шишка из ткани, оплетенная жемчужными нитями, символизирует пожелание богатства и потомства. Потом шишак носили по праздникам.

В семейном альбоме есть снимки с современной свадебной фотосессии Анны и Павла. Но фурор в соцсетях производит шишак. «Ничего себе! - писали знакомые семьи, увидев снимки. - За столько лет первый раз увидела реальную невесту в нашем традиционном костюме! Действительно вызывает уважение за любовь к своим традициям!»

В клюквенном стиле

Хотя окружающие могли бы за столько лет и привыкнуть. Анна в следующем году заканчивает учиться на ветеринара. Еще пятиклашкой она начала заниматься в фольклорной студии Дома детского творчества. К первому же крупному выступлению потребовался костюм. Мама стала вспоминать навыки с уроков труда, расчехлила машинку. То, что тогда вышло из-под ее лапки, Ольга Дмитриева сегодня называет «клюквенный стиль». А на тот момент осталась собой довольна. Пока не увидела Аню на сцене. Сарафан узкий, неудобный. «На тряпочки!» - сразу решила мать.

Теперь дочка и мама носят только правильные сарафаны.

И начала вдумчиво изучать, чем косоклинный сарафан отличается от круглого, как его правильно подвязать, чтобы одна-единственная веревочка собрала фигуру, как корсетом. Да еще и родители старших девочек подсказали, что без приличного наряда на конкурсах жюри включит красный свет. Например, на «Псковских жемчужинах», большом ежегодном фестивале в Пушкинских Горах. Как раз там 11-летняя Аня познакомилась с тверичом Павлом.

Анна и Павел.

Ольга Дмитриева стала ездить по музеям, изучая особенности псковского костюма. Многие экспонаты лежат в запасниках, куда попасть почти невозможно, надо ждать редких публикаций с описанием или еще более редких выставок. Аня в это время осваивала в ДДТ ткачество.

Сейчас дома есть собственный ткацкий станок — старинный, купленный с рук. Аня ткет, мама шьет. Больше никакой клюквы, полотно для рубашки мастерица сшивает, как это сделала бы ее прабабка: нитка к нитке, без расхода драгоценной ткани на шов.

Сарафан для себя Ольга Дмитриева сшила раньше, чем попала в «Уграду». Сначала ездила по гастролям с дочкиным «Виноградным лужком», как говорит, караулила вещи. Пропуском в бесплатный автобус стал сарафан. По первости с чужого плеча, выданный в Центре народного творчества, потом, конечно, пошила свой. А следом раздался звонок от «Души земли Псковской» Галины Березиной. Та позвала в клуб любителей фольклора «Гулы».

Русские дома

Ольга Дмитриева шьет костюмы на заказ. Перенять ее мастерство можно на редких мастер-классах. Последний состоялся летом в гдовской деревне Спицино. Учились делать свадебные венки. Такие в русских деревнях невесты начали делать после свадьбы британской королевы Виктории в 1840 году. Та украсила голову венком с флердоранжем — цветами померанцевого дерева. Русские девушки пустили в ход свечной воск, обрабатывая им нитки, ватки, газетки. Такие венки на головах невест можно было встретить еще после войны. Участницы мастер-класса удивлялись, обнаружив в семейном альбоме фотографию бабушки в таком венке и дедушки с бутоньеркой в той же технике.

В Спицино Ольга переехала с родителями, когда училась в восьмом классе. До этого жили в Нарве, но политические потрясения заставили уехать из Эстонии. Русские вернулись домой. Спицинская — мама Ольги. А вот папа — тверской, получается, что его внучка Аня с помощью замужества тоже возвратилась на родину предков. Были в роду и купцы (купчихи которых вполне могли надевать шишаки), и очень хорошая швея.

«Когда я надеваю костюм, я хочу посмотреть, как выглядели мои предки. Увидеть их в себе не только по форме лица и особенностям фигуры, - признается Ольга Дмитриева. - Рекомендую всем женщинам попробовать в традиционном костюме походить. Будете прямо держать спину, появится статная осанка, вы начнете по-другому мыслить, по-другому себя чувствовать. Какого бы ни была размера фигура, как бы не выглядело лицо, вы совершенно поменяетесь внешне. Это будет абсолютно другой человек».

Ольга шьет костюмы на заказ, но больших денег они не приносят. Жалеет, что в школе училась плохо и высшего образования не получила. Хотела бы преподавать, может быть, работать в школе учителем трудов, но навык есть, а допуска нет. Заработок — на заводе «Уклад», где она — операторо технологической установки, пакующей детали для арматуры в бачке унитаза.

«Не скажу, что у меня работа мечты, - честно говорит Ольга Дмитриева, - но там я зарабатываю себе на жизнь. Зато «белая» зарплата, и руководство, которое меня поддерживает, понимает. Могу к начальнику обратиться, что мне нужен вот этот день. Он уже смеется "Куда опять собралась?"»

Для нее быть русской — это образ жизни и ее норма. В повседневной жизни на кухне Ольги можно встретить традиционные гдовские блюда: творожник из творога, картофеля и сала, вареную вяленую рыбу. Даже имя у нее самое псковское из возможных. Она говорит, что куда бы ни поехала, всегда приглядывается: а смогла бы тут жить. И всегда в этом внутреннем соревновании победу одерживает Псков.

Юлия Магера

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 235 человек
Лента новостей