Псковская Лента Новостей продолжает рассказывать о жительницах области разных национальностей. Ольга Дмитриева — не только носительница русской культуры, не только носит псковский шишак, но еще и сама умеет его сшить. В таком уборе два года назад выдавала дочку замуж. Она может научить сделать свадебный венок, как у английской королевы, но в русском деревенском стиле, и приготовить традиционный гдовский творожник.
«Все хотят сфотографироваться с нами, все начинают спрашивать, что это и откуда мы».
Так Ольга Дмитриева описывает реакцию на внешний вид псковичек. Этим летом с ансамблем «Уграда» она побывала и на Белом море, и в Смоленске. Удивление в глазах везде одинаковое. Такое же оно и на домашних праздниках. Далеко не каждый пскович знает, что вот это диковинное на женских головах, называется шишак.
И что это элемент традиционного псковского костюма. Ну, как псковского. Конкретнее — торопецкого. А Торопец сейчас в Тверской области. Но когда шишак был в ходу, когда им восхищалась Екатерина II и восторгался сын Александра II, когда замужние купчихи надевали убор, покрытый местным речным жемчугом, — Торопец был наш. Так что шишак теперь во всех музейных каталогах так и фигурирует: «Элемент традиционного костюма Псковской губернии».
Как в целом выглядит традиционный псковский костюм? Никто не знает. Есть отдельные предметы, собранные в разных местах региона и носившиеся в разные не годы даже, а века. Разбросаны экспонаты тоже по разным музеям, что-то в Пскове хранится, что-то в Петербурге. Так, чтоб целый ансамбль — это только Плюшкин видел. Знаменитый псковский коллекционер, живший полтора века назад, собирал среди прочего наряды. После его смерти коллекция была рассеяна и частично утрачена. А шишак сохранился. В 2017 году его привозили из Этнографического музея в Петербурге на выставку в Псков. Ольга Дмитриева на него тоже посмотреть ходила. С тех она сама сшила уже три шишака.
«У меня есть час-два, я сажусь и делаю, - описывает мастерица процесс работы. - Меня это увлекает. Так бы, наверно, сидела перед телевизором, семечки щелкала. Вместо этого я включаю тот же самый сериал и шью».
Те шишаки, что носит «Уграда», сшила мастер Татьяна Паршенкова, педагог из Дома детского творчества. Десять штук, и все разные, чтобы на каждой голове сидел, как надо. Два шишака, изготовленные Ольгой, купили в Пушкинских Горах, один попал в музей, другой в частные руки. А вот третий стал семейной реликвией. Два года назад она надела его на голову дочери Анны во время свадебного обряда.
Свадьбу гуляли по всей традиции. Начали в Твери, где живет жених, там же и закончили. Сначала проводили жениха, потом встречали молодых. В псковской деревне Покрутище дом для обряда предложила семья Никитиных, товарищи по ансамблю.
Подружки и родня вместе с членами фольклорного коллектива оплакали невесту, вымыли в бане цветами, мама сняла с головы девушки венок и надела шишак. Торопецкие купчихи так и поступали. И волосы скрывает, и сам по себе богатое приданое. Каждая шишка из ткани, оплетенная жемчужными нитями, символизирует пожелание богатства и потомства. Потом шишак носили по праздникам.
В семейном альбоме есть снимки с современной свадебной фотосессии Анны и Павла. Но фурор в соцсетях производит шишак. «Ничего себе! - писали знакомые семьи, увидев снимки. - За столько лет первый раз увидела реальную невесту в нашем традиционном костюме! Действительно вызывает уважение за любовь к своим традициям!»
Хотя окружающие могли бы за столько лет и привыкнуть. Анна в следующем году заканчивает учиться на ветеринара. Еще пятиклашкой она начала заниматься в фольклорной студии Дома детского творчества. К первому же крупному выступлению потребовался костюм. Мама стала вспоминать навыки с уроков труда, расчехлила машинку. То, что тогда вышло из-под ее лапки, Ольга Дмитриева сегодня называет «клюквенный стиль». А на тот момент осталась собой довольна. Пока не увидела Аню на сцене. Сарафан узкий, неудобный. «На тряпочки!» - сразу решила мать.
Теперь дочка и мама носят только правильные сарафаны.
И начала вдумчиво изучать, чем косоклинный сарафан отличается от круглого, как его правильно подвязать, чтобы одна-единственная веревочка собрала фигуру, как корсетом. Да еще и родители старших девочек подсказали, что без приличного наряда на конкурсах жюри включит красный свет. Например, на «Псковских жемчужинах», большом ежегодном фестивале в Пушкинских Горах. Как раз там 11-летняя Аня познакомилась с тверичом Павлом.
Анна и Павел.
Ольга Дмитриева стала ездить по музеям, изучая особенности псковского костюма. Многие экспонаты лежат в запасниках, куда попасть почти невозможно, надо ждать редких публикаций с описанием или еще более редких выставок. Аня в это время осваивала в ДДТ ткачество.
Сейчас дома есть собственный ткацкий станок — старинный, купленный с рук. Аня ткет, мама шьет. Больше никакой клюквы, полотно для рубашки мастерица сшивает, как это сделала бы ее прабабка: нитка к нитке, без расхода драгоценной ткани на шов.
Сарафан для себя Ольга Дмитриева сшила раньше, чем попала в «Уграду». Сначала ездила по гастролям с дочкиным «Виноградным лужком», как говорит, караулила вещи. Пропуском в бесплатный автобус стал сарафан. По первости с чужого плеча, выданный в Центре народного творчества, потом, конечно, пошила свой. А следом раздался звонок от «Души земли Псковской» Галины Березиной. Та позвала в клуб любителей фольклора «Гулы».
Ольга Дмитриева шьет костюмы на заказ. Перенять ее мастерство можно на редких мастер-классах. Последний состоялся летом в гдовской деревне Спицино. Учились делать свадебные венки. Такие в русских деревнях невесты начали делать после свадьбы британской королевы Виктории в 1840 году. Та украсила голову венком с флердоранжем — цветами померанцевого дерева. Русские девушки пустили в ход свечной воск, обрабатывая им нитки, ватки, газетки. Такие венки на головах невест можно было встретить еще после войны. Участницы мастер-класса удивлялись, обнаружив в семейном альбоме фотографию бабушки в таком венке и дедушки с бутоньеркой в той же технике.
В Спицино Ольга переехала с родителями, когда училась в восьмом классе. До этого жили в Нарве, но политические потрясения заставили уехать из Эстонии. Русские вернулись домой. Спицинская — мама Ольги. А вот папа — тверской, получается, что его внучка Аня с помощью замужества тоже возвратилась на родину предков. Были в роду и купцы (купчихи которых вполне могли надевать шишаки), и очень хорошая швея.
Ольга шьет костюмы на заказ, но больших денег они не приносят. Жалеет, что в школе училась плохо и высшего образования не получила. Хотела бы преподавать, может быть, работать в школе учителем трудов, но навык есть, а допуска нет. Заработок — на заводе «Уклад», где она — операторо технологической установки, пакующей детали для арматуры в бачке унитаза.
«Не скажу, что у меня работа мечты, - честно говорит Ольга Дмитриева, - но там я зарабатываю себе на жизнь. Зато «белая» зарплата, и руководство, которое меня поддерживает, понимает. Могу к начальнику обратиться, что мне нужен вот этот день. Он уже смеется "Куда опять собралась?"»
Для нее быть русской — это образ жизни и ее норма. В повседневной жизни на кухне Ольги можно встретить традиционные гдовские блюда: творожник из творога, картофеля и сала, вареную вяленую рыбу. Даже имя у нее самое псковское из возможных. Она говорит, что куда бы ни поехала, всегда приглядывается: а смогла бы тут жить. И всегда в этом внутреннем соревновании победу одерживает Псков.
Юлия Магера