Ох, и любит наш брат-журналист порассуждать о свободе слова! И к месту, и не к месту. Чуть что – не дали вопрос на пресс-конференции задать или на банкет не пригласили – сразу же начинаются разговоры о притеснении свободомыслящих «мастеров пера».
За последние 20 лет мы действительно привыкли к тому, что СМИ в своей творческой и информационной политике имеют право выражать различные точки зрения на происходящее. Все это здорово и хорошо, когда СМИ пытаются представить насколько это возможно объективный взгляд на вещи, исходя, прежде всего, из интересов общества. (Ведь у журналистов есть не только права, но и обязанности, в том числе по достоверному информированию граждан о событиях и т.д.) Однако, зачастую, бывает все не совсем так. Или совсем не так. Свободой слова слишком часто манипулируют. Используют ее в качестве инструмента для формирования направленного общественного мнения, руководствуясь собственными, порой, корыстными целями.
Вот сегодня в Пскове на слуху ситуация вокруг городской телерадиокомпании «Телеком». Ситуация явно конфликтная. Причем со стороны «Телекома» как раз и звучат стенания-причитания по поводу зажима свободной прессы и все в таком духе. Первая реакция, естественно, какая? – «Как же так можно? Душегубы!» Но давайте попробуем во всем разобраться спокойно, без эмоций.
Помимо того, что «Телеком» является средством массовой информации, обладающим в нашем толерантном обществе правом на свою позицию, он еще, так сказать, и хозяйствующий субъект. Точнее ЗАО – закрытое акционерное общество, которое должно жить и работать по существующему законодательству.
Что же произошло в «Телекоме»? Решением Собрания акционеров был назначен новый генеральный директор Виктор Комиссаров. Однако приступить к исполнению своих обязанностей г-н Комиссаров не может. Ибо прежний директор – Виктор Соловьев с приближенными «не хотят его пустить, чудный остров навестить». То есть, элементарно не пускают нового генерального на его рабочее место. Устраивают «сидячие, стоячие и лежачие» забастовки. Нанимают частную охрану для превращения здания компании в неприступную Брестскую крепость. Разворачивают истеричную кампанию в СМИ. И т.д. и т.п.
Нет, если бы «Телеком» была частная контора г-на Соловьева и Ко, вопросов бы никаких не было. Мое – что хочу, то и ворочу. Но повторимся, телерадиокомпания является ЗАО. И глобальные решения, в том числе, связанные с кадровой политикой в подобных структурах принимаются исключительно на общем Собрании акционеров большинством голосов. Поэтому прямое неисполнение указаний Собрания – как высшего управляющего органа ЗАО – есть ни что иное, как откровенный саботаж.
Пикантность ситуации придает и то, что «Телеком» - это не простое ЗАО. 56% акций принадлежит городу Пскову, а, значит, муниципалитет имеет абсолютное право участвовать в работе акционерного общества и, что немаловажно, получать дивиденды от этой деятельности. Впрочем, пока от «Телекома», по словам депутатов Псковской городской Думы, одни убытки. Например, как заявил депутат Иван Цецерский, под руководством Виктора Соловьева ЗАО «Телеком» лишилось активов на 2,6 млн. рублей.
Видимо, не случайно основными претензиями к бывшему руководству компании как раз и являются вопросы финансово-хозяйственной деятельности. Пока Псков «мирно дремал» - то ли по неведению, то ли осознанно – муниципальную собственность в «Телекоме» «юзали», как хотели. Достаточно успешный и совсем не маленький по региональным меркам медиа-холдинг приносил прибыль кому угодно, но только не муниципалитету. И в этом плане решение Собрания акционеров о новом руководителе выглядит очень логично. Хотя, может быть, уже и запоздалым, так как наводить порядок надо было гораздо раньше. Но если его не навести сейчас, то в скором времени от муниципальной собственности могут остаться «рожки да ножки».
Кажется, все ясно. Собственник предприятия, обладающий контрольным пакетом акций, хочет, чтобы структура эффективно работала. Вот и все. При чем тут свобода слова, о которой так пекутся прежние руководители «Телекома», честно говоря, непонятно.
Впрочем, с другой стороны понять их можно. Люди спокойненько копошились в закрытом от посторонних любопытных глаз муравейнике. Зашибали копейку – другую, что позволяло им чувствовать себя в жизни достаточно уверенно. (Кстати, у г-на Соловьева при официальной зарплате 6 тысяч рублей имелось в личной собственности несколько квартир и загородный дом, а также 5 автомобилей, начиная от банальной «Волги» и заканчивая БМВ и прочими «Нисанами» и «Фольксвагенами»). Скажите на милость, кто ж добровольно от этого откажется?!
Ну, а для защиты – все средства хороши. Тем более такая конъюнктурная тема, как борьба за свободу слова и свободу СМИ. Авось кто-нибудь и проникнется сочувствием к бедным журналистам. Правда, думается, что рядовых членов «Телекома» вся эта ситуация касается в меньшей степени. Они как работали, так и работают, что делает им только честь. А вот их прежние боссы понемногу «слетают с катушек», не гнушаясь прямым нарушением законодательства.
Так и хочется им сказать: «Господа, не надо путать огуречный рассол с раздумьем!»
Антон ВАКУОЛЬ