В августе 1842 года Московский надворный суд рассматривал дело о браке подданного Великобритании Джеймса Гейля с вольноотпущенной от господина Петра Кожина дворовой девкой Прасковьей Емельяновой. Историю брака государственный архив Псковской области опубликовал в своей группе в социальной сети «ВКонтакте».
Фото здесь и далее: государственный архив Псковской области
История эта начиналась в ноябре 1826 года в Псковской губернии. Иностранец служил смотрителем при конезаводе Петра Артамоновича Кожина в Порховском уезде. Там же и приметил девушку Прасковью. Как следует из документов, за 300 рублей он выкупил свою возлюбленную, а 9 ноября 1826 года она получила вольную.
Обложка дела по отношению Московского надворного суда 1 Департамента об иностранном Великобританском подданном Джеймсе Гейле, имеющим вольноотпущенную от г. Кожина дворовую девку Прасковью Емельянову своею законною женой. 7 августа 1842 года
Джеймс называл себя Яковом Яковлевым. Уверял впоследствии, что их обвенчали по православному обычаю. В апреле 1829 года у них родилась дочь Мария. Вот только у окружающих были сомнения, было ли венчание.
Во-первых, не нашлось свидетелей этого обряда. Во-вторых, «ни в обыскных, ни в метрических книгах не только в 1826, но и в 1827 году в записях не оказалось, и в исповедных росписях лица эти никогда не показывались супругами». В-третьих, «в апреле месяце 1829 года дочь Мария записана в метрике незаконнорожденною». Наконец, в паспорте иностранца отметки о браке тоже не было. Все это стало поводом для расследования.
Джеймс Гейль настаивал, что перед венчанием подавал прошение о разрешении на вступление в брак. Ответа долго не было. Сыграли свадьбу, и лишь через шесть недель после этого было получено письмо с отказом. Тогда молодой человек отправился к архиепископу Псковскому, но в просьбе вновь было отказано. О данном решении архиепископа в декабре 1827 года были направлены материалы в Псковское губернское правление.
В рамках рассмотрения дела в суде Джеймс Гейль показал, что не знал российских законов, не ведал о том, что разрешение о браке с российской подданной следует просить у государя. Такое письмо будет написано в 1843 году, в семье к тому времени появились на свет семеро детей: Анна, Иван, Василий, Настасья, Анисья, Марья и еще одна Анна. Правда, Анна и Иван вскоре после рождения умерли. А вот по крещению детей становится понятно, что иностранцу пришлось попутешествовать по России. Анна, Марья и Иван были крещены в Порховском уезде Псковской губернии, Анисья – в Киевской губернии, Василий – в Москве, Настасья и Анна – в Симбирской губернии. Многие из них скончаются в раннем возрасте.
«Всеавгустейший монарх! Всемилостивейший государь!» - такими словами начинал свое письмо государю Джеймс Гейль.
Копия письма подданного Великобритании Джеймса Гейла к Государю Императору Николаю I от 20 июля 1843 года о разрешении на брак с Прасковьей Емельяновой
Он сообщил, что прибыл в Россию в 1819 году «по коннозаводской части». Рассказал и о своей «взаимной любви» с Прасковьей Емельяновой. Джеймс просил милости государя и разрешения на сочетание браком. В ответ на это послание был подписан Указ Его Императорского Величества о привлечении к делу свидетелей и принятии решения по делу на усмотрение Синода.
Указ Его Императорского Величества о привлечении к делу свидетелей и принятии решения по делу на усмотрение Синода
Итогом всей этой истории стал вердикт: «…блуд не есть брак и даже не начало брака, признать сожитие Великобританского подданного Джеймса Гейля и девки Параскевы Емельяновой блудным и <…> прижитых ими детей Марию и Анастасию незаконнорожденными».
Джеймс и Прасковья позднее в брак официально так и не вступили. Как закончилась их жизнь – неизвестно.