Сцена / Обзоры

Двадцать девятый, компактный, Пушкинский

27.09.2022 20:09|ПсковКомментариев: 0

С 20-го по 26-е сентября в Пскове прошел XXIX Пушкинский театральный фестиваль.

 

Фото здесь и далее: Игорь Ефименко

За свою, без малого, почти тридцатилетнюю историю Пушкинский фестиваль переживал разные периоды и эпизоды. Театральный форум в Пскове бывал большим, амбициозным, «панорамным»; с программой, включавшей творческую и режиссерскую лаборатории, десятки спектаклей, концертов и выставок, развернутой на две недели и умноженной на широчайшую театральную географию: от Франции и Испании до самых восточных окраин Сибири. И фестиваль бывал довольно скромным по числу участников, как в нынешнем предъюбилейном году.

Двадцать девятый Пушкинский фестиваль в этом году если и выглядел скромно, то только из-за короткой программы, которая, однако, компенсировалась качеством представленных художественных событий – на сцене, в выставочном зале, на музыкальной эстраде. Четыре спектакля (один из которых был показан два раза), два концерта одного инструментального трио, одна живописная выставка – это фестивальная арифметика.

Что до зрительских впечатлений, то они, разумеется, были разными – в зависимости от личных вкусов и эстетических предпочтений.

Кто вы, товарищ Кисляков?

Всяческие списки и рейтинги в искусстве – штука довольно бессмысленная и часто несправедливая, и все же, если бы у меня спросили, какой фестивальный спектакль был лучшим, я бы, не сомневаясь, назвал «Товарища Кислякова» в постановке Андрея Калинина. Это тот редкий случай, когда, оценивая произведение искусства, трудно обойтись без хвалебных эпитетов. Зрители увидели в высшей степени умную, тщательно выделанную и филигранную сценическую работу: как по общей идее, так и во всем многообразии сценарных, пластических и визуальных решений.

«Товарищ Кисляков» - по-настоящему авторский спектакль (от инсценировки до сценографии), продемонстрировавший поистине безграничные возможности труппы Александринского театра. Сценарные и режиссерские ходы и находки, кастинг и игра актеров, мизансцены, костюмы, свет – всё создает впечатление безупречно работающей театральной машины, выдающей те самые сценические «аттракционы», о которых теоретизировал еще Эйзенштейн в период своего увлечения новаторским театром под руководством Мейерхольда.

Грубый театральный гротеск и некоторая плакатность в спектакле Андрея Калинина не отменяют тонкого «кинематографического» психологизма по методу Станиславского, подлинности актерских воплощений и переживаний. И весь этот широчайший сценический «функционал» подчинен одной задаче – раскрыть трагедию русского интеллигента, вынужденного мимикрировать под требования власти и социума, а в финале буквально превращающегося в убийцу. Сперва Кисляков убивает муху на плафоне, а потом изменившую ему любимую женщину. Но для начала он изменяет сам себе.

Тема сколь актуальная, столь и универсальная для всякого думающего человека, к тому же органично вписанная в контекст русской культуры - в рефлексирующих чеховских героев и в «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького. На примере индивидуальной судьбы режиссер и актеры спектакля вскрывают родовой недуг целого сословия, исследуют «к предательству таинственную страсть», повторяющую казус «товарища Кислякова» в новых поколениях и иных исторических условиях. Легко произносить всуе красивые слова о высоких духовных идеалах, как это делает жена Кислякова, гораздо трудней следовать этим идеалам в быту и в общественной жизни.

Историю моральной деградации мыслящего класса легко переместить и спроецировать на любой период социального «слома», и, поскольку такие «сломы» последние сто лет у нас в стране происходят более-менее регулярно, каждый зритель, имея определенное мужество, может применить случай Кислякова на себя лично, как бы встать перед зеркалом сцены и задать себе предельно откровенный, страшный вопрос: «А сам-то я, часом, не Кисляков?».

Богомолов как минус-прием

Самым громким событием фестивальной программы можно смело назвать «Преступление и наказание» Достоевского, спектакль, реализованный в марте 2019 года Константином Богомоловым на сцене Санкт-Петербургского «Приюта комедианта», театральной компании, работающей «по принципу Бродвея», то есть не имеющей собственной труппы и собирающей артистов под каждый новый проект. Для осуществления своего творческого замысла Богомолов пригласил в «Приют комедианта» актеров из Театра имени Ленсовета и БДТ.

Показ спектакля Богомолова в Пскове вызвал необычайный ажиотаж зрителей – билеты на «Преступление и наказание» были раскуплены чуть ли не за два дня, и это при том, что адаптация романа Достоевского в «Приюте комедианта» давно описана критикой как самая нехарактерная для скандального режиссера. Критики, свободные от обаяния богомоловского таланта, вменяли постановке статичность и скуку, называли «читкой в декорации» и «радиоспектаклем». Другие критики, приклеив к спектаклю этикетку «постирония», упрекали «Преступление и наказание» Богомолова в изощренном издевательстве над зрителем, который ждал от режиссера фантазии и скандала, а получил один сплошной «минус-прием».

И действительно, «Преступление и наказание» Богомолова будто нарочито антисценично: режиссер исключил не только эпизод убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы (по идее – самый зрелищный эпизод романа), но и все сцены, связанные с движением, лишив спектакль даже намека на внешние эффекты и превратив его в унылое стендап-шоу. При этом Богомолов не был бы Богомоловым, если бы не бросил вызов общественному вкусу – на этот раз в виде школьного литературоведения. Режиссер предложил посмотреть на персонажей по-новому, оттолкнувшись от того, что они говорят или пишут, заставил зрителей вслушаться в смысл слов.

Что из этого в итоге вышло, – можно спорить, но лично для меня богомоловский спектакль – это яркий пример режиссерской манипуляции, цирк уродов, череда фокусов-покусов ловкого шарлатана, пользующегося доверчивостью зрителя. Разумеется, как художник Богомолов волен делать на сцене все, что угодно, – хоть Богу молиться, хоть лоб разбить, – а вот зрителю стоит видеть и понимать, где его наё… (обманывают). Обман Богомолова заключается, собственно, в том, что он якобы предлагает нам взрыв шаблонов восприятия, «тщательное прочтение» романа, заставляет увидеть и услышать то, что мы, тупые, дескать, не заметили в тексте, а вот он увидел и акцентировал, вытащил на поверхность.

На деле же Богомолов просто конструирует свою сценическую версию романа, очищая его героев от давления обстоятельств и психологической сложности, низводит их к «основным порокам», или, лучше сказать, – к их главным экзистенциальным интенциям: например, к гордыне у Раскольникова, корысти у Дуни, богоискательству у Сони, позерству у Мармеладова, сладострастию у Свидригайлова и так далее.

Богомолов упрощает сложных героев Достоевского, делает их примитивными, плоскими и одномерными, и, может быть, поэтому очень понятными и близкими зрителю. Однако очень далекими от настоящего Достоевского. Что ж, можно и так манипулировать публикой, почему нет? Я совершенно не против. Тем более, в этом и заключается искусство интерпретации. Только не надо выдавать эту сугубо авторскую транскрипцию за «подлинного Достоевского». Дамы могут кончать от восторга и чувства глубокого проникновения в суть литературы прямо в зале, вот только гений Достоевского тут и рядом не стоял. Ну а Дмитрий Лысенков был неподражаем, бесподобен, великолепен, блестящ, что и отмечали все подряд рецензенты сразу после премьеры.

Островский и Чехов – «наше всё»?

Самым неоднозначным спектаклем фестиваля назову недавнюю премьеру Воронежского театра юного зрителя – постановку московского режиссера Анатолия Ледуховского по мотивам пьесы Островского «Последняя жертва». Замысел режиссера, как я его понял, – опрокинуть текст классика на злободневность, осовременить его, сделать ближе и понятней зрителю двадцать первого века.

Собственно, актуализацией старых, проверенных временем сюжетов всегда занимались и будут заниматься все театральные художники, ищущие в классике насущные смыслы и тренды. И Островский с его бытописательством и невероятно колоритными типажами для таких экспериментов в самый раз: кажется, что достаточно приклеить к физиономии купца или купчихи узнаваемые, резко характерные (с ударением на второй слог) черты и ужимки, и старая пьеса обретет искомую новизну, заиграет свежими красками.

Мол, водевильные сюжеты о том, как обобрать до трусов влюбленную женщину или выскочить замуж за миллионера – сами по себе востребованы и пользуются спросом, как подглядывание за соседями при помощи скрытой камеры. А если историю еще и нарядить в стильную упаковку графичного «нуара», оснастить легким женским стриптизом, добавить эротической перчинки, то получится «совсем ок». Но – не получается; у Анатолия Ледуховского что-то явно пошло не так. Не знаю, как в Воронеже, а вот в Пскове, по-моему, зритель так и не понял, кто все эти люди, что выскочили на сцену?

То есть в общем типажи угадываются: вот модный хлыщ, тянущий деньги из переживающей «гормональный взрыв» бабенки, вот «новый русский», телепортировавшийся на сцену прямо из анекдотов «лихих 90-х», вот солидный бизнесмен, готовый купить удачно подвернувшуюся потенциальную содержанку, вот «восточный человек», мечтающий сделаться грядущим хамом и хозяином жизни, ну и так далее.

Каждый по отдельности они хороши, а вот вместе не стыкуются. Все эти пестрые и по-своему обаятельные персонажи как будто выпали из своей привычной среды и попали в интерьеры «Дома-2», где выглядят глупо и нелепо. Наверняка, они смотрелись бы органично внутри кустодиевских бань, садов и самоваров, а в выхолощенном пространстве реалити-шоу будто исполняют чужие роли.

Что-то тут не совпало: то ли картинка с пьесой, то ли наоборот. Этот странный эффект я сравнил бы с ошибкой неправильно подобранного «рира» (так раньше телевизионщики на сленге называли визуальный спецэффект «рicture-in-рicture»). В результате интрига закручивалась будто в пустоте, и острые криминальные повороты не цепляли – будто персонажи не люди, а нарисованные на экране покемоны. Им не веришь и не сочувствуешь. Вот сыграли пьесу «карманные монстры» и пропали навсегда в выключенном смартфоне. Обидно за Островского.

А вот чеховским героям в спектакле Павла Зобнина наоборот, веришь, их диалоги и коллизии звучали органично, будто написаны вчера. Пусть сама локация – усадьба, где коротает дни большое и сварливое семейство, – достаточно условна, зато желания и конфликты персонажей близки и понятны чуть ли не всем: мечтательным прожектерам, заброшенным в глушь профессией и чувством долга, как доктор Астров; девочкам, ждущим «большой и чистой любви» и сопереживающим неуклюжей и доброй Соне; молодым красивым женщинам, мающимся от однообразия и скуки семейных будней; неудачникам, из которых, как из Войницкого, так и не вышло ни Достоевских, ни Шопенгауэров…

Всех их, – и нас, – еще наверняка ждут разочарования и боль, и вся эта житейская маета на сцене настолько знакома и неизбывна, что парадоксальным образом утешает: вот, поглядите, и сто двадцать лет назад люди страдали и плакали от одиночества и нелюбви. Я бы назвал «Дядю Ваню» Псковского театра драмы самым «кинематографичным» (в смысле способа существования актёров), самым «естественным» и «ламповым» спектаклем Пушкинского фестиваля.

Не только сцена

По общему признанию, Пушкинский фестиваль-2022 получился пусть и компактным, но качественным и даже «звездным»: в течение нескольких театральных вечеров на псковскую сцену выходили лучшие артисты Санкт-Петербурга, а творческие реноме таких режиссеров, как Богомолов, Калинин, Зобнин, Ледуховский, говорят сами за себя; два представленных на фестивале спектакля – от Александринки и «Приюта комедианта» – лауреаты национальной премии «Золотая маска»; два отличных концерта сыграло «волковтрио» – настоящие виртуозы и мировые звезды джаз-рока: контрабасист Владимир Волков, ударник Денис Сладкевич и гитарист Святослав Курашов.

В галерее «Цех» открылась уникальная выставка звезды наивного искусства Таисии Шевцовой. Если кому-то из зрителей на фестивале имени Пушкина не хватило фигуры именно Пушкина и его текстов, то можно прийти в «Цех», на «Круг чтения», где обнаружатся и Пушкин, и Толстой, и Достоевский, и другие звезды русской словесности и их бессмертные персонажи. Наивная живопись Таисии Шевцовой неожиданна и неповторима. Двадцать девятый театральный фестиваль в Пскове, как и прежде, сочетает традицию с художественным новаторством и всегда открыт для нового и небывалого.

Если не случится чего-то фатального, в следующем 2023-м году Пушкинский фестиваль в Пскове должен состоятся в тридцатый, юбилейный раз.

Александр Донецкий

ПЛН в телеграм
Сюжет: XXIX Пушкинский театральный фестиваль Двадцать девятый, компактный, Пушкинский XXIX Пушкинский театральный фестиваль завершился в Пскове Спектаклем «Дядя Ваня» завершится Пушкинский театральный фестиваль «Беседка»: Андрей Калинин о «Товарище Кислякове». ВИДЕО Быть товарищем Кисляковым Криминальную комедию Островского покажут на Пушкинском фестивале Дмитрий Месхиев рассказал, почему не было торжественного открытия Пушкинского фестиваля Дмитрий Месхиев заявил о снижении интереса к Пушкинскому фестивалю у зрителей Коммунисты, карета, пулемет Режиссёр Александринского театра рассказал, как актерский опыт помогает в постановке спектаклей Дмитрий Месхиев объяснил причину ажиотажа на спектакль Константина Богомолова Дмитрий Месхиев: Пушкинский фестиваль – одно из главных театральных событий года для региона Режиссер спектакля «Товарищ Кисляков» объяснил изменение финала первоисточника XXIX Пушкинский театральный фестиваль стартует в Пскове Выставка «Круг чтения» откроется в театральной галерее «ЦЕХ» Куда приводит желание «быть для всех хорошим»? Джазовый ансамбль «Волковтрио» выступит в Пскове Псковский театр драмы объявил скидку на спектакль-открытие Пушкинского фестиваля Пушкинский театральный фестиваль откроется спектаклем Александринского театра «Товарищ Кисляков» Спектакль Константина Богомолова покажут на Пушкинском театральном фестивале Псковский драмтеатр опубликовал программу XXIX Пушкинского театрального фестиваля XXIX Пушкинский театральный фестиваль пройдет в Пскове в конце сентября
Лента новостей