Псковская Лента Новостей представляет вашему вниманию текстовую версию программы «В рубель», которая выходит на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM) каждую пятницу. Ведущий программы, экономический обозреватель Алексей Овчинников знакомит радиослушателей с важными экономическими и потребительскими событиями.
Сегодня мы обсудим, почему инфляция только начала свой скорбный путь, и какие еще драйверы продолжат ее разгонять в ближайшее время, а также поговорим о туризме, странах, где принимают карту «Мир», международных перелетах и странных перипетиях авиарейсов «Азимута».
Вынужден снова вернуться к теме инфляции, которая пока только набирает обороты. Набирает, потому что вводных для эскалации роста цен с каждым днем становится все больше. Записываю этот эфир, пока не зная о сегодняшнем решении Центробанка по ключевой ставке. Его мы обязательно обсудим на следующей неделе, а пока буду отталкиваться от существующих реалий.
И так, даже официальная статистика говорит, что цены не только прибавляют каждую неделю, но и делают это все динамичнее. Дорожает практически все, но больше всего техника, авиаперелеты и некоторые продовольственные товары.
Псковстат на днях отчитался, что в нашем регионе за июнь заметно подорожали овощи и фрукты: белокочанная свежая капуста чуть ли не на 60%, картофель и морковь – более чем на треть, лимон на 15% и так далее. Среди других продуктов питания, которые особенно прибавили в цене, можно отметить охлажденные и мороженые куры, творожные сырки и, конечно, сахар, который дорожает, несмотря на отличный урожай сахарной свеклы в России. Эксперты неуверенно предполагают, что это отголоски мировой ситуации, якобы стоимость сахара поднялась до рекордного уровня за последние 12 лет по всей планете. Но что-то мне подсказывает, не обошлось тут и без спекулятивной истории в преддверии разгара сезона заготовок. Я даже видел сентенцию в прессе, что это наши бабушки со своими засолками инфляцию раскачивают, сами того не ведая. А слабеющий рубль – это так, дело десятое.
Псковстат еще отмечает, что некоторые овощи подешевели. Например, репчатый лук стал дешевле на 16%. Жаль ведомство забыло уточнить, что ранее популярный овощ показал такой рост цен, что его назвали невиданным за всю историю ведения соответствующей статистики. Лук уверенно перешагнул отметку в 70 рублей и мог бы еще немало удивить. Но спасибо Краснодарскому краю, откуда наконец пошел новый урожай, хоть небольшая, но коррекция цен на ходовой продукт все-таки произошла.
Однако таких локальных историй недостаточно, чтобы серьезно повлиять на общий инфляционный тренд. И Псковская область тут еще умудряется лидировать. Если в среднем по России рост цен составил 0,4%, то в Псковской области цены выросли на 0,5%. В наибольшей степени при этом выросла стоимость услуг – на 0,6%. Дорожают, к сожалению, и лекарства, и товары первой необходимости, а жители нашего города, судя по последнему видео-опросу ПЛН, продолжают говорить, что им все равно, что творится с курсом доллара и евро, мы же все покупаем за рубли. Эх, если бы все так было просто. К сожалению, импортозамещение на данном этапе покупается за инвалюту, хотим мы этого или нет.
Наглядный пример. Крупные производители напитков и соков на днях уведомили торговые сети о повышении цен на свою продукцию с 1 августа. Речь идёт об индексации минимум на 10%. Некоторые компании заявили, что готовятся повысить цены на все 20%.
В Союзе производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки», если коротко) объяснили происходящее высокой привязкой цен в отрасли к курсам валют. В себестоимости соков около 70% затрат приходится на импортные концентрированные соки и пюре.
Полагаю не надо объяснять, что пример этот не только наглядный, но и далеко не единственный. И надо отдавать себе отчет, что падение рубля будет сказываться на ценах еще не один месяц, даже если отечественная валюта сможет отыграть хоть немного от утраченных позиций после повышения ключевой ставки.
Потому что и другие факторы подбрасывают дров в эту и без того жаркую топку. На этой неделе СМИ написали, что грузоперевозки в России резко подорожали почти на 40% с начала года - вот вам еще один драйвер для разгона инфляции.
Среди основных причин, вызвавших такой рост цен, значительное повышение стоимости самих автомобилей и запчастей к ним и кратное повышение утилизационного сбора, который нужно оплачивать при ввозе грузовиков в Россию.
При этом стоимость услуг на международных направлениях выросла не так значительно, поскольку спрос на такие услуги существенно не менялся (особенно по экспорту товаров из России), а вот на внутренних направлениях спрос вырос, что также выступило одним из факторов роста цен.
А мы же понимаем, что стоимость доставки грузов - один из ключевых компонентов себестоимости любых товаров. Соответственно, это вызовет подорожание всего на всех уровнях цепочки доставок, вплоть до розничных цен для конечного потребителя.
Не будем списывать со счетов и традиционное удорожание топлива, которое, в основном, происходит ближе к осени. С сентября вступят в силу изменения так называемого демпферного механизма. По факту это означает, что компенсации нефтяникам сократятся в 2 раза или примерно на 50 млрд рублей в месяц. Угадайте, как нефтяники будут закрывать недостачу.
В общем сплошная круговая порука, эффект домино и снежного кома. Пожинать еще и пожинать. Впрочем, мне недавно коллега по работе сказал, что особой инфляции он не видит, ему в целом норм, а я нагнетаю. Полагаю, ему нужно пообщаться не со мной, а с армией пенсионеров, штурмующих по утрам «Пятерочки» ради вожделенных скидок. Вот у них пусть спросит, как им там при разглядывании желтых ценников, норм?
Удивительно, но одной из обсуждаемых тем на этой неделе стал тот факт, что в Венесуэле стали принимать карты платежной системы «Мир». А если быть более точным, то прием платежей уже стартовал на острове Маргарита. На материковой части страны функционал пока еще тестируется.
Так вот, я не понимаю, если честно, сарказма, с которым некоторые блогеры и Telegram-каналы восприняли эту новость. Не такая уж это и пятая точка планеты, как они хотят это преподнести. Вполне интересная с точки зрения туризма страна, с развитой инфраструктурой, с массой достопримечательностей, самобытной культурой и потрясающей природой. Отдых на острове Маргарита вполне сопоставим с каким-нибудь Критом. С Турцией бы сравнивать пока поостерегся, хотя здешние отели и предлагают отдых по системе «все включено», но по факту за этим чаще всего скрывается полный пансион без алкоголя. Да и сервис серьезно уступает. Любимой многими россиянами анимации тоже зачастую нет. Однако взамен вы получите гораздо более насыщенную экскурсионную программу.
Венесуэла печально известна высоким уровнем преступности, но, судя по отзывам наших туристов, на острове обстановка вполне спокойная и умиротворенная. Впрочем, напиваться ромом с незнакомыми людьми даже тут точно не стоит. Впрочем, так не стоит делать и в Сочи. И вообще так не стоит делать никогда и нигде.
Ну и 13-часовой перелет, пожалуй, испытание не для всех. С другой стороны, это немногим больше, чем авиапутешествие в какой-нибудь Тай.
Ценник, к сожалению, не самый демократичный. Если вы хотите получить сопоставимый с уровнем Турции отдых, стоит готовиться к стоимости тура от 250 тысяч и выше. Если умерить аппетиты, можно найти варианты и за 150-160 тысяч на закате сезона.
Кстати, про Турцию. Российские путешественники, привыкшие отдыхать на берегах этой страны, в этом сезоне не устают ругаться. Потому что дорого. Очень дорого. Тут и курс рубля свое дело сделал, и там отельеры за время пандемии одичали и хотят стричь капусту во что бы то ни стало. Однако наши туристы все равно продолжают летать туда на отдых. Направление бьет рекорды по турпотоку. СМИ тут правда раскопали какой-то анекдотичный случай, когда этим летом россиянин смог отдохнуть в Турции меньше, чем за 20 тысяч рублей. Анекдотичный, потому что вся эта история больше похожа на дешевый пиар, да и отдыхал мужчина всего две ночи в трехзвездочном отеле.
В целом же история напоминает известную шутку про мышей, которые плакали, кололись, но все равно продолжали поедать кактус. И «Мир», к слову, в Турции так и не принимают, чтобы не писали об этом оптимистично настроенные СМИ. Так, может, все-таки лучше махнуть в Венесуэлу?
В любом случае можно только порадоваться новости о расширении российской платежной системы в мировом пространстве. Ведь еще в прошлом году наблюдалась обратная тенденция – страны последовательно отказывались от приема наших карт. Сейчас картами «Мир» можно расплатиться в Абхазии, Армении, Беларуси, Вьетнаме, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Южной Осетии. В начале года Центробанк заявлял о планах расширения системы еще на 5-6 стран в текущем году. Не бог весть что, но это лучше чем ничего. Надеюсь, что Венесуэла – первая ласточка.
Ранее посол Мексики в России Эдуардо Вильегас Мехиас заявил, что власти страны готовы внедрить платежную систему «Мир». Удивительно, что официальных предложений от российского руководства они пока так и не получили.
СМИ говорят, что с июля россияне могут пользоваться картой «Мир» на Кубе. Увы, пока не все так просто. На данный момент доступно лишь снятие наличных через банкоматы. С конской комиссией. Но обещают, что в скором времени карту начнут принимать и в магазинах.
С нетерпением ждем, а то пока как-то грустно смотрится пафосное название «Мир» у платежной системы, у которой пока такое скромное географическое покрытие.
Продолжая тему туризма и путешествий, не могу, конечно, не обратить внимания на еще одну важную новость недели. Наш аэропорт наконец-то стал оправдывать статус международного. В среду из него вылетел первый рейс в Минск. И в тот же день состоялся первый обратный рейс.
На мой взгляд, помпу вокруг этого события несколько перегрели. Такое впечатление, что наш регион «Титаник» на воду спустил, не меньше. При этом загрузка первого авиарейса в белорусскую столицу составила всего лишь 50%. Но если учесть, что последние 10 лет международные рейсы из Пскова вообще не осуществлялись, то любой задел кажется отличным.
Осуществляет авиарейсы Nordwind Airlines совместно с аффилированной авиакомпанией «Икар». Заявлено, что самолет будет летать два раза в неделю - по средам и субботам. Билеты - от 2,5 тысячи рублей в одну сторону без багажа. Но такую цену еще нужно поймать. Там вообще по стоимости билетов было много вопросов, но, кажется, ситуацию более-менее удалось урегулировать.
Сомневаюсь, что авиамаршрут станет таким же востребованным, как рейсы в Москву, но потенциал отрицать не буду. С другой стороны, есть ведь опасения повторения кейса авиамаршрута Псков – Казань, который канул в лету из-за низкого пассажиропотока.
И, как назло, вся эта радужная история происходила на фоне какой-то бесконечной череды отмены рейсов со стороны «Азимута». Недавно авиакомпания отменила субботние рейсы Минеральные Воды - Псков – Калининград с 5 по 26 августа. Представьте, вы распланировали отпуск, забронировали отель, все рассчитали и тут такой сюрприз. И ладно бы единичные примеры, но это уже становится какой-то подозрительной нормой.
Очень жаль, что такие позитивные новости омрачает такой несколько тревожный бэкграунд. Тревожный, прежде всего, потому что внятных официальных объяснений происходящему я в публичной плоскости не нашел. Нужно придумывать конспирологию самим?
Ну и закольцую тему инфляцией. Авиаотрасль предупреждает нас, что авиабилеты продолжат дорожать: по стране на 15-30%, а международные – на все 40% до конца года. В том числе такой прогноз выдал Виталий Ванцев, совладелец аэропорта Внуково и хорошо вам известной авиакомпании «Азимут».
ФАС за такие слова, конечно, выписала предостережение, потому что «подобные заявления могут быть восприняты компаниями как побуждение к действию по повышению цен». Но что-то как-то и осадочек остался, и ложечки не нашлись. Можно сказать «ата-та» тому, кто предупреждает о грядущем росте цен. А выросшим ценникам ата-та уже не скажешь. Проверено опытном путем. Вспомните, сколько раз антимонопольщики справлялись с уже произошедшим ростом цен? То-то.
На этом все. Будьте в курсе событий, несмотря ни на что не теряйте оптимизма и своих сбережений. До встречи в эфире ПЛН FM.
Алексей Овчинников