Месяца не прошло с «семидесятилетнего» Дня Победы. Вокруг тихо, ордена больше не звенят. Дожившие до наших дней ветераны Великой Отечественной войны, которые были нарасхват в апреле и в первую неделю мая, перестали по сотому кругу рассказывать историю своей Победы с экранов и газетных страниц. «Победная» вахта коллег-журналистов в большинстве случаев завершилась со сдачей репортажей с парада на 9 Мая – редко какое современное издание может позволить себе честь и роскошь вести «юбилейную» тему весь год, а не только до памятной вешки в календаре.
Так что нам осталось после?
Вычищенный от разношерстной рекламы и вывесок фасад «стекляшки», удивительного реликта советской и постсоветской торговли, в центре Пскова – это, безусловно, плюс. Если бы не парад Победы, даже не знаю, какой повод содрал бы с витрин это неряшливое «лоскутное одеяло».
Белые голуби на наклейках, которые в канун Дня Победы клеили повсюду. Птиц мира становится все меньше, а вот холодильные лари с мороженым и торговые павильоны, видимо, так и проработают весь благодатный летний сезон с «рекламой» Дня Победы: мы выстояли, мы победили, 70 лет. На боках мороженщицкого ящика, где-то на уровне коленок покупателей, в соседстве с рекламой кока-колы вернувшиеся с войны красноармейцы смотрятся как-то странно. За что боролись и куда попали 70 лет спустя – непонятно. Они стоят в одном ряду со сладкой газировкой, и их фигуры, эти обобщенные образы победителей, низводятся до ранга сугубо потребительских категорий… Хочешь есть – вот пирожок, пить – вот лимонад, жить спокойно – вот Великая Победа.
Как тут быть? Убрать все транспаранты, плакаты и постеры сразу после празднования Дня Победы? Законсервировать парадное убранство на века, учитывая действительно великую суть этого выстраданного праздника? У меня нет однозначного ответа, как правильно. Но за вывешивание портрета вождя прежних времен где-нибудь в районе нужника можно было пострадать и лично, и семьей. Тогда был, конечно, культ личности. Культа Победы у нас, видимо, нет. И вопрос тут не к художникам-оформителям, которые украшали город к 9 Мая, не, упаси боже, к муниципальным властям – вопрос к нам всем, к нашему воспитанию и способности понимать, что уместно, а что – не очень. Если уж лепишь красноармейцев рядом с кока-колой – не кори подростков за то, что они фотографируются в разных неожиданных позах на монументах в честь событий и побед Великой Отечественной…
Впрочем, Псков не осрамился и особых чудес горе-креатива в майском убранстве все-таки не допустил. А вот товарищи, которые выпустили на полки супермаркетов удивительные салфетки, так и застряли за гранью моего личного понимания.
Салфетки мы купили, чтобы руки ребенку вытирать. Ему два года, он хватает всякое. Но тут, по следам Дня Победы, салфетки ему перепали героические. На упаковке – Победа, георгиевская лента, «Я помню! Я горжусь!», внизу – важная информация: «Переводим 2 рубля с продажи каждой упаковки в поддержку фонда ветеранов».
Салфетки, чтобы не соврать, стоили 13 рублей. На обороте можно увидеть, какой именно и каких ветеранов фонд получит, если верить этим пиарщикам и благотворителям, мои два рубля: Российский общественный благотворительный фонд ветеранов (пенсионеров) войны, труда и Вооруженных Сил. Сразу под названием фонда, без всякого логического перехода, идет текст следующего содержания: «Быстро и эффективно очищают и освежают кожу», «Обладают успокаивающим и смягчающим действием», «Незаменимы в поездке и дома»… Я бы взяла другие – такие ходы на грани фола настораживают, но ассортимент был скуден.
Что это – норма в обществе потребления, когда в одном и том же списке покупок могут соседствовать подгузники, прокладки и подвиги – просто потому, что начинаются на одну букву и могут пригодиться в хозяйстве, или все-таки скудость ума? Следующим шагом, боюсь, будет публикация портретов маршалов Великой Отечественной на листках туалетной бумаги – в целях просвещения и воспитания патриотизма: пока не использовал бумагу по назначению, можно смотреть в эти глаза и думать о судьбах Родины.
Или, может, хоть так выучат имена героев?..
Александра Фролова