Театр – искусство коллективное, стало быть, и отпуск один на всех. Сбор труппы –первая послеотпускная театральная встреча – проходит в разных театрах с разной степенью торжественности. Еще бы: впереди новые премьеры и роли, и среди них – чем режиссер не шутит! – вдруг та, что, может быть, станет самой главной или, как теперь говорят, судьбоносной в жизни актера. Словом, сбор труппы – день надежд, и – блажен, кто верует.
Встреча в Пушкинском 31 августа случилась незамысловатой и по деловому обыденной. То ли радоваться особо нечему, то ли все понимают, что сезон будет непростым… Поначалу дружно поздравили новоиспеченного Почетного гражданина города Пскова Валерия Павлова с «очередным» званием (аплодисменты), тот в свою очередь поздравил всех с выходом из отпуска (без аплодисментов), коротко, не греша зряшным оптимизмом, поведал о предстоящих радостях и трудностях и пожелал успеха в их преодолении. Подробнее остановился на визите в театр руководителя Федерального агентства по Культуре и Кинематографии М.Е. Швыдкого, который, осмотрев здание, пообещал оказать помощь в реконструкции, и значит, надежда, умирающая, как известно, последней, еще жива. Пока же, во второй половине августа, нас и вас, почтеннейшая публика, ждут новые встречи на спектаклях «Карусели» в Довмонтовом городе.
А 3 августа театр пригласил зрителей на литературно-музыкальный спектакль «На войне, как на войне» с участием Владимира Гостюхина, заслуженного артиста России и народного Белоруссии, лауреата госпремий и известного киноактера, представленного псковской публике не менее известным Савелием Ямщиковым, заслуженным деятелем искусств и председателем Российской ассоциации реставраторов. Не преминув напомнить о «тлетворных парах горбачевско-ельцинской демократии», Ямщиков говорил об актере, как человеке «одной с ним крови»: «В смутное нынешнее время трудно удержаться творцу, исповедующему духовные ценности и прославляющему человека. …Постарались заменить истинные ценности заморскими суррогатами, да получили взамен ерофеевско-сорокинскую литературную тлетворушку, фокинско-серебренниковский уродующий классику театр. Только стойкие бойцы не сдают своих позиций, и знаковой фигурой в немногочисленном, но славном этом воинстве предстает Владимир Гостюхин – человек, гражданин, художник и просветитель».
Еще был помянут Холм Славы, созиданием коего, уже одобренного в верхах, занят теперь знаменитый реставратор вместе с автором идеи Александром Прохановым, и который, по мнению Ямщикова, должен каким-то образом послужить возрождению Пскова. Приезд В. Гостюхина, этот «нужный и необходимый Пскову подарок», и призван был лечь кирпичиком в основание означенного Холма. Мне, признаюсь, неведома тоска по величию былому и каждый раз, произнося в спектакле «Цыганы» «В краю… //Где старый наш орел двуглавый // Еще шумит минувшей славой…» мне слышится пушкинская ирония по поводу любого пустого шума…
Тем не менее, увидеть работу коллеги, известного мастера, всегда интересно и поучительно. Гражданин, художник и просветитель представил знакомые с детства хрестоматийные стихи К. Симонова, - «Касаясь трех великих океанов…», «Ты помнишь, Алеша…», фрагмент главы «Гармонь» из «Василия Тёркина» А. Твардовского, - представил в высшей степени эмоционально, искренно, с надрывом. Даже в знаменитом «Жди меня», что называется, рвал рубаху на груди, что, на мой взгляд, совершенно неуместно в этих лиричных и вместе суровых и пронзительно-вдумчивых строках, обращенных солдатом к своей любимой.
Зритель, пришедший, естественно, на экранного артиста, быстро разобрался, что к чему и скоро переключил главное внимание на сопровождавший его мужской вокальный ансамбль «Чистый голос», тоже из Беларуси: дивное, проникновенное и в высшей степени профессиональное исполнение им песен военных лет подхватило зал, довело до оваций и возгласов «Браво!» В каждой песне – трагической, героической, шутливой – найдена своя интонация, свое отношение, свой путь к зрителю, каждая безупречно отделана с точки зрения вокала и драматургии. Случился парадокс: бантик на подарке, роль которого и отводилась песенникам, и сам подарок поменялись местами (благо, песен было больше), и, судя по восторженным отзывам покидавших зал зрителей, никто не ушел разочарованным.
В заключении о благодарности. Тут спасибо не только С. Ямщикову и театру, но и – не в последнюю очередь – Леониду Тевосяну, известному благотворителю и директору ООО «Нива». Именно благодаря ему спектакль для зрителя был бесплатным, а значительная часть пригласительных билетов досталась ветеранам. И это далеко не первый случай его участия в творческой жизни города: он уже был одним из спонсоров Пушкинского театрального фестиваля, при его помощи издавались книги псковских авторов, и прочая, и прочая. А в юбилейном для Пскова 2003 году, благодаря материальной поддержке иконописца архимандрита Зинона и бизнесмена Тевосяна мы с Олегом Михайловым, тогда самостийные бескопеечные киношники, смогли снять первый в Пскове короткометражный художественный фильм «Ольгин хлеб» о встрече князя Игоря и будущей Великой княгини Всероссийской в псковских Выбутах. Стало быть, есть на что и на кого надеяться в Пскове тем, кому, по словам Б. Окуджавы, «суждены и новые порывы».
Вик. ЯКОВЛЕВ