С 1 июля Минздравом введены новые бланки больничных листов, и теперь врачам, о почерке которых ходят анекдоты, приходится переучиваться и писать печатными буквами. Но пациентам радоваться нечему. Вместо неразборчиво и быстро - теперь разборчиво, долго и не всегда правильно.
Вместо того чтобы лечить - вписываем буквы в клеточки!
«Новая форма больничных листов отнимает массу времени у нас как у врачей. Вместо лечебной практики мы занимаемся чистописанием - вписываем слова в очень маленькие клеточки печатными буквами», - рассказала участковый врач-педиатр детской городской поликлиники №1 Светлана Зверенкова.
По ее словам, заполнение больничных занимает массу времени. «Приходится уносить это все домой, и меньше времени остается на общение с пациентами. Потому что все мысли только о том, как правильно заполнить больничный лист», - сказала она, добавив, что, если в летнее время на неделе приходилось заполнять 1-2 больничных, то теперь эта цифра равняется 20 в день!
При таком объеме все делать правильно не удается - и соответственно страдают пациенты. «Отделы кадров организаций часто возвращают нам неправильно заполненные больничные. Несмотря на то, что проводились специальные планерки по этому вопросу, оформлять больничные сложно. И из трех больничных листов один, а порой и два, нам возвращают», - рассказала врач.
Причины в техническом прогрессе
Стоит отметить, что письма с жалобами на то, что приходится целыми днями заниматься переоформлением новых бланков, еще с середины лета приходят на адрес редакции ПЛН. Поэтому с вопросом о том, для чего понадобилось это ноу-хау, которое пока не принесло преимуществ ни пациентам, ни врачам, мы обратились в региональное отделение Фонда социального страхования.
Как пояснила заместитель управляющего Псковского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Светлана Борщ, причина нововведений - переход к автоматизированной обработке информации. «Новый бланк листа нетрудоспособности в первую очередь ориентирован на автоматизированную обработку. Именно для этого нужны клеточки, ячейки и другие сложности, с которыми сталкиваются лечебно-профилактические учреждения и как следствие - больные и работодатели», - сказала она.
Другая причина введения новых бланков в меньшей степени касается Псковской области, но поскольку наш регион - часть России - и такую причину, как подделка больничных листов, не стоит списывать со счетов. «Очень много стало поддельных бланков, даже здесь, в Пскове, мы выявляли такие бланки и передавали эту информацию в правоохранительные органы. Правда, у нас это не носит массового характера - 3-4 случая в год. Зато в других регионах, таких как Москва и Санкт-Петербург - фальшивые больничные листы предлагают даже через объявления», - пояснила Светлана Борщ.
По мнению руководства фонда, переходный период - процесс длительный. «Привыкли врачи писать неразборчиво, но в принципе ничего сложного в новом оформлении больничных листов нет. Нужно быть более внимательным», - отметила Светлана Борщ.
Как правильно заполнять больничный лист?
Надо сказать, что принцип оформления листка нетрудоспособности остался тем же - первая часть заполняется медработником, вторая - работодателем. Но появилось много новых правил, которые нельзя игнорировать. Иначе - переоформлять свой больничный будете до бесконечности. Что нужно знать?
Как отметили в региональном отделении Фонда соцстрахования, пока не обеспечена автоматизированная обработка информации, на многие недостатки оформления больничных листов «закрываются глаза». А автоматизированное заполнение больничных пока есть только в одной поликлинике Пскова.
Врачи и кадровики сели за парты
Больничные бланки пациентов 3-й псковской поликлиники заполнены аккуратным почерком машины. «У нас есть специальный принтер, с помощью которого заполняем больничные листы, но программа, конечно, несовершенна. Если печатаешь даты больничного, то другие отметки немного смещаются. Кроме того, компьютерная программа хоть и помогает написать более аккуратно, но тоже достаточно медленная. И это не зависит от оператора. Иногда пациенты вынуждены и по 40 минут ждать оформления больничного», - рассказала начмед поликлиники №3.
По словам медработника, персонал поликлиники самостоятельно изучал инструкции по заполнению новых бланков, предварительно скачав информацию из Интернета. Однако, как отметили в Фонде социального страхования, в Пскове для медработников и работодателей проводятся специальные семинары. «Во всех районах у нас организована учеба работодателей по вопросу оформления больничных листов. Приходят и бухгалтеры, и кадровые работники - количество людей от организации у нас не ограничено. Также и для врачей проводили семинар», - рассказала Светлана Борщ.
Кроме того, по ее словам, в Минздраве в стадии разработки находится специальная программа для заполнения больничных листов, которую фонд будет рекомендовать лечебным учреждениям. «Все делается для того, чтобы наладить работу с новыми больничными», - отметили в фонде.
Также сотрудники учреждения готовы ответить на все вопросы, касающиеся новых бланков. Для этого ежедневно по будням работает телефон «горячей линии»: 700-212. Позвонив на этот номер, можно получить консультацию по разрешению той или иной проблемной ситуации.
Светлана Синцова