Новости партнеров
Политика

Тест на протест

07.04.2017 18:12|ПсковКомментариев: 33

Этот аналитический материал на темы псковской политической жизни и протестных акций мне хотелось бы начать... с признания в любви. Ну, если не в любви, то, как минимум, в многолетней симпатии. Да-да, мне нравится оппозиция. Правда, не какая-то конкретно современная партия или идеологическое течение, а нравится - на уровне идеи. Идти против ветра. Всегда и везде гнуть свою линию. Не скрывать собственную, отличную от господствующей, точку зрения. Предлагать альтернативу «единственно верному курсу». Быть бессребреником и несгибаемым борцом, готовым хоть на нары, хоть умереть ради высокой идеи. Это круто, смело и всегда свежо. А какие люди тут - прежде всего в «пантеоне» несогласных. Воспоминание об одном только, том еще оппозиционере, команданте кубинской революции Че Геваре неизменно рождает у меня желание поскорее отпустить бороду и примерить легендарный берет — символ бунтарства и героизма. «Где тут записывают в «теневое правительство» - я с вами».

И вот, имея такую давнюю сердечную привязанность, я год за годом, с пристрастием наблюдаю за нашей местной оппозицией. Радуюсь ее успехам, но чаще, увы, вынужден констатировать косяки и неудачи — и всё жду, когда же, наконец, на горизонте появятся «герои нашего времени», которых можно будет измерить той же линейкой, что и классиков оппозиционного жанра...

Впрочем, прелюдия затянулась. Перехожу от лирики к фактам, от симпатий - к реальной политике, а еще вернее сказать к политологии. Последнее уточнение далеко не лишнее. Ибо по следам недавних уличных выступлений садоводов-дальнобойщиков-гражданских активистов-несистемных политиков etc появилось множество комментариев, мнений, записей в социальных сетях, статей в СМИ, колонок блогеров. Это и называется большой общественный резонанс, разброс мнений тут широк - от «власть испугалась и обгадилась» (так полагают сами участники протестных акций и Enfant terrible псковской журналистики Саша Донецкий) до почти киношного «Господа, вы звери» из-под клавиатуры вице-губернатора, а теперь и блогера ПЛН Максима Жаворонкова, увидевшего в организаторах и участниках акции «Он вам не Димон» провокаторов и чуть ли не преступников. Эмоций и навешанных ярлыков много, позиция по любому вопросу легко угадывается и объясняется принадлежностью к определенному лагерю, а вот беспристрастного взгляда — как говорится, днем с огнем... На правах обозревателя постараюсь подвести промежуточные итоги и быть объективным, даже несмотря на ту самую симпатию к оппозиции.

Что же мы имеем в сухом остатке?

Во-первых, волна уличных протестных акций в марте-начале апреля наглядно продемонстрировала: у части наших сограждан, несомненно, существует определенное напряжение — кому-то просто не нравится режим, кого-то в принципе «всё достало» и он подобно чайфовскому герою готов завыть со всей мочи «Ой-ё-ё», а кто-то раздражен постоянно растущими тарифами, ценами, сборами, ОДН... Чтобы обнаружить этот социальный ток не обязательно даже прибегать к помощи какого-нибудь «вольтметра» общественных настроений. Не замечать этого напряжения, как пытается делать власть, — глупо. Не видеть, что причины выражать свое недовольство на улицах у людей самые разные и объяснять протестную активность исключительно происками каких-то определенных политических сил и возлагать вину на Запад и пресловутую «пятую колонну» — нелепо.

Большой ли это сегмент — те, кто готов выражать свою позицию на митингах и пикетах? Безусловно, в настоящее время - нет. Ни в масштабах страны, ни в рамках нашего региона. Если говорить применительно к Пскову, то заполнившего центральные проспекты и площади людского моря мы не увидели. В одних случаях мы имеем дело с одиночками — участниками пикетов против городской власти; в акции дальнобойщиков против «Платона» - это десятки человек; в случае с разрекламированной в полном соответствии с приемом «Это модно» антикоррупционной акцией сторонников Навального «Он нам не Димон» — порядка ста активистов. На таком фоне примерно 250 участников первоапрельской акции «Садоводы против» выглядят если уж не армией, то, по крайней мере, дивизией.

Продолжая разговор об отличительных особенностях протестных акций образца весны 2017 года, отмечу и то, что как по-разному на них отреагировала так называемая «системная оппозиция». Если антиккоррупционную акцию сторонников Навального КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР проигнорировали (то ли проспали, то испугались, то ли посчитали политически нецелесообразным лить воду на мельницу другого лидера), то на сходку садоводов и профсоюзов те же коммунисты и эсеры уже пришли, причем, организованно и под красными флагами. Участвовал в акции против повышения кадастровой стоимости земельных участков и лидер псковского «Яблока», депутат областного Собрания Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) , который неделей ранее проигнорировал несанкционированную властями акцию «Он нам не Димон». При этом в дальнейшем он обратился к прокурору Псковской области Сергею Белову с жалобой на неправомерные действия областной администрации при отказе в согласовании акции 26 марта.

Однако вернемся к разговору о целях и перспективах этого протестного движения. Готовы ли люди, вышедшие на уличные акции под различными лозунгами, объединиться друг с другом? Полагаю, что нет. Уж слишком разные это общественные группы с весьма несхожими целями и “хотелками”. Собственно, и организаторы этих протестных митингов - разношерстная, несистемная публика, в которой наряду с серьезными активистами есть и откровенные политические фрики, и авантюристы, любители экшна и разного рода шоу; полагаю, что для для некоторых из них участие в подобных массовых мероприятиях скорее занятное приключение, чем политическая борьба и отстаивание интересов.

Представляют ли они реальную опасность для власти? Тоже вроде бы очевидно, что нет, но только в том случае, если сама власть будет действовать грамотно, не поведет себя как слон в посудной лавке, бездумно запрещая акции оппозиции и выгоняя на запрашиваемые ей площадки безсловесных статистов из провластных объединений Тут отмечу, что, насколько мне известно, самостоятельность власти предержащих на местах при принятии решений согласовать/отказать несколько преувеличена — регионы зависимы от позиции федерального центра.

И уж раз речь зашла об организаторах протестных акций, необходимо отметить, что среди них мы видим, уж простите за такое определение, много «условно новых» лиц. Новых — потому как на смену привычным организаторам митингов и шествий из числа руководителей и активистов ведущих партий пришли те, кто в массе своей не известны населению, не являются депутатами, а если и имеют опыт участия в политических объединениях — то отнюдь не на первых ролях. Эпитет же «условно» к новым лидерам применяю потому, что все эти персонажи — все-таки «не первый год замужем», имеют определенный бэкграунд и уж-кому-кому, а журналистам известны своим присутствием в околополитической тусовке. Учитывая это, предлагаю присмотреться к лицам псковского протеста образца весны 2017 года. Итак, кто же они?

Имя, фамилия

Статус, род деятельности, роль в процессе организации протестных акций

Бэкграунд, политические связи

Павел Чернов

Предприниматель. Организатор антикоррупционной акции «Он нам не Димон» в Пскове, в ходе которой был задержан полицией. Ранее участвовал в акциях в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального. По мнению наблюдателей, Павел Чернов вполне может претендовать на то, чтобы возглавить в регионе штаб Навального в рамках неофициальной кампании на президентских выборах-2018.

До марта 2017 года публичной политической активности фактически не проявлял. Куда более известна его супруга, Алина Чернова — член Общественной палаты Псковской области (включена туда губернатором Андреем Турчаком), давняя подруга руководителей политико-медийного блока администрации Псковской области, волонтер благотворительных организаций, получающих гранты из государственного бюджета, в прошлом - сотрудница государственного медиахолдинга.

Михаил Петров

Детский тренер по боевым единоборствам. Участник антикоррупционной акции «Он нам не Димон» в Пскове, на которую привел своих несовершеннолетних воспитанников.

Активно комментирует темы общественно-политической повестки в социальных сетях, в том числе с использованием инфернальной лексики.

Ранее был дружен с вице-губернатором Максимом Жаворонковым, выступал на борцовском ковре в качестве его спарринг-партнера. Именно Петров принимал приехавшего в Псков американского бойца Джеффа Монсона, поддерживающего российское руководство и одобряющего его курс. Ранее выводил воспитанников на патриотические акции под эгидой партии власти.

Анна Войченко

Председатель исполнительного совета Псковской региональной общественной организации «Комиссия по садоводствам».

Один из основных организаторов акции садоводов, выступивших против повышения кадастровой стоимости земель.

Известна по активности в рамках Общероссийского народного фронта. Войченко (прежде носила фамилию Илгоч) участвовала в праймериз партии власти и входила в список кандидатов «Единой России» на выборах, а также в качестве руководителя общественной организации получала гранты, распределяемые администрацией области.

Юрий Каныгин

Региональный координатор общественного движения «Открытая Россия» в Псковской области. Участник антикоррупционной акции «Он нам не Димон» и митинга садоводов, выступивших против повышения кадастровой стоимости земель.

Еще несколько лет назад Юрий Каныгин активно выступал с различными предложениями на сайте губернатора Псковской области Турчак. Ру. Участвовал во встречах общественных активистов с вице-губернатором Максимом Жаворонковым. В прошлом региональный координатор Национал-демократической партии.

Игорь Батов

Лидер общественного движения «Свободный берег». Член координационного совета регионального отделения «Открытой России». Участник антикоррупционной акции «Он нам не Димон» и митинга садоводов.

Член Общественной палаты Псковской области, включен в нее губернатором Псковской области Андреем Турчаком. В прошлом году участвовал в выборах депутатов Псковского областного Собрания от партии «Яблоко», избран не был.

Алексей Малов

Член координационного совета регионального отделения общественного движения «Открытая Россия».

Участник акции «Он нам не Димон» и митинга садоводов. Именно Алексей Малов развернул 26 марта баннер «Псков ждет ответа», за что был задержан полицией.

Советник главы Гдовского района, члена «Единой России» Михаила Разумнова. В прошлом депутат Гдовского районного собрания от КПРФ (был лишен мандата из-за наличия второго, эстонского, гражданства). Друг руководителей государственного медиахолдинга Псковской области, участник ряда медийных проектов.

Василий Краснов

В настоящее время - руководитель политического проекта «Блок Василия Краснова». В апреле заявил о намерении участвовать в качестве кандидата в выборах губернатора Псковской области в 2019 году. Участник митинга садоводов 1 апреля. Всячески демонстрирует поддержку несистемной оппозиции.

В прошлом активист ЛДПР, региональный руководитель «Правого дела» и «Партии Роста». Экс-руководитель созданной при поддержке властей коалиции непарламентских партий Псковской области. До 2016 года неоднократно выступал в качестве спойлера на выборах и открыто действовал на подыгрыше у партии власти и ее кандидатов.

Павел Николаев

Лидер «Антикоррупционного фронта Псковской области», редактор одноименной газеты. Член группы, называемой в СМИ «командой Михаила Гавунаса». Участник антикоррупционной акции «Он нам не Димон» и митинга садоводов, выступивших против повышения кадастровой стоимости земель.

Бывший депутат Псковского областного Собрания от КПРФ (был исключен за голосование против Юрия Шматова при смещении последнего с должности председателя Собрания). В прошлом участник мероприятий под эгидой ОНФ и праймериз «Единой России». В 2016 году участвовал в выборах в областное Собрание депутатов от «Справедливой России», избран не был.

Дмитрий Лебедев

Присутствовал на антикоррупционной акции «Он нам не Димон» и митинге садоводов 1 апреля.

Размещал фотоснимки с протестных акций в социальных сетях и делал комментарии на политические темы в Фейсбуке.

Выступает как жесткий критик системы в целом и отдельных чиновников и депутатов в частности, в том числе своих бывших работодателей

В прошлом сотрудник государственного учреждения «Институт регионального развития» (ИРР), где занимался социологическими исследованиями по заказу властей. В составе отобранных администрацией «общественников» участвовал во встрече с президентом Владимиром Путиным. Был центральным фигурантом в резонансной истории со злоупотреблениями в ИРР, после которой губернатор Турчак принял решение о закрытии данного госучреждения.

Список можно продолжить и назвать еще с десяток фамилий, однако, во-первых, большинство неназванных - это уже все-таки второй план, а, во-вторых, в части бэкграунда все у многих из них достаточно похоже на тех, кто уже назван. В том смысле что многие из акторов протестного процесса еще недавно состояли на службе у режима или, по крайней мере, так или иначе были связаны с властями. В связи с чем достаточно популярная версия, согласно которой нынешние протесты якобы контролируются из Дома Советов, попадает на благодатную почву (подчеркну, что я не делаю никаких выводов). Дескать, все это - борьба нанайских мальчиков, выпускание пара и реализация известного принципа «Если не можешь победить оппозицию — возглавь ее». Согласитесь, уже только озвученных фактов и аргументов тут куда больше, чем у сторонников теории «Навальный — проект Кремля». И вот теперь, когда я подарил сторонникам данной версии эдакое методическое пособие и укрепил их в этой вере, предлагаю совершить разворот на 180 градусов. Потому что в данную теорию лично я не верю.

Полагаю, что в некоторой части мы имеем дело не с идеалистами, а, скорее, с прагматиками, свидетельством чему та самая правая колонка таблицы. Как выразился в соцсетях один из участников приведенного списка, вступаешь в противоестественные половые связи (правда, там было грубее) за сто тысяч, «потому что дети есть и жены». Но как только система отказалась от их услуг и произошел разрыв, то тут - да, взгляды меняются, и принимай оппозиция нового члена. То есть мы наблюдаем очевидное сходство с историями некоторых, некогда лояльных власти, псковских системных политиков — руководителей региональных отделений партий.

Разумеется, делясь такими наблюдениями, я вовсе не хочу сказать, что все организаторы и заметные участники акций оппозиции в Пскове (в том числе и те, чьи имена попали в приведенную таблицу) — те самые заинтересованные лица. Отнюдь нет. Возможно, есть среди них и идейные борцы. К тому же не стоит забывать, что взгляды у людей со временем меняются. Это хорошо видно на примерах многих политических объединений, кстати говоря, и в партии власти - «Единой России» достаточно много перебежчиков. Так что, безусловно, не всё тут так однозначно.

Резюмируя сказанное, отмечу, что уличные протесты, как проявление власти народа — это правильно, и в этом нет ничего плохого. Так происходит во всем мире в странах развитой демократии: люди выходят на улицы и открыто говорят о том, чем они недовольны, какие действия властей не поддерживают. Так должно быть и у нас. Однако важно, чтобы организаторами акций были сами неравнодушные граждане, которые готовы отстаивать свои права. Это не означает, что там не должно быть персонажей из околополитической тусовки, но все же основной силой должны быть активные граждане.

Андрей Степанов

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 254 человека
Лента новостей