«Когда римские завоеватели шли на новые территории, то прежде, чем формировать легион, они высылали лазутчика и смотрели: в каком состоянии там находятся кладбища. Если кладбища были в порядке, то они собирали дополнительный легион. Потому что знали: люди, которые живут в этой стране, уважают традиции, трепетно относятся к своим предкам, и поэтому будут защищать свою землю до конца», - рассказывал на открытии выставки «Знаки памяти» известный псковский архитектор Леонид Вишняков.
Наверное, если бы эти лазутчики увидели состояние Мироносицкого кладбища, то решили бы, что Псков можно брать голыми руками. Собственно, в связи с его состоянием Леонид Анатольевич и вспомнил римских завоевателей: «Важно, что мы обратили свое внимание на кладбище. Это первый такой случай в Пскове»...
Зато это не первый случай какой-то обратной (не хочется говорить - извращенной) логики выбора приоритетов. Напомним, что на выставке «Знаки памяти», которая до 25 мая будет работать в галерее «Цех» псковского театра, представлены конкурсные проекты (эскизы, идеи) памятного знака, призванного увековечить память жертв Первой мировой войны, похороненных на Мироносицах. Казалось бы, вот она - первоочередная задача, если уж мы взялись в год столетия той войны всерьез осмыслять ее ход и последствия! Есть могилы, есть разоренная святыня - дважды взорванная часовня-храм, которую тоже надо если не восстановить (а на прежнем месте на кладбище уже вряд ли получится), то сделать настоящим мемориальным местом.
Но вместо решения этой задачи профессиональное сообщество под властным давлением вынуждено полгода обсуждать: куда бы приткнуть памятник солдату Первой мировой работы Салавата Щербакова, который в декабре 2013 года внезапно подарил Пскову министр культуры Владимир Мединский. А когда находит практически идеальное «место преткновения» - сквер у двух вокзалов, то в ответ получает мстительное предложение: разработать за четыре дня архитектурное решение - для представления на Градостроительном совете. А то и рассматривать не будут! Автор предложения архитектор Борис Пославский, конечно, разработал. Причем на общественных началах, в резко установленные сроки. Посмотрим, что теперь будет 16 мая на заседании градсовета, который еще в феврале никакого «архитектурного решения» с самого Салавата Щербакова не требовал.
Да и пусть бы был этот памятник, но почему он стал приоритетом в деле увековечения памяти о Первой мировой? Почему знаки настоящей памяти участники конкурса разрабатывают на сугубо общественных началах - то есть на голом энтузиазме, без всякой властной поддержки?
Почетный гражданин Пскова, краевед, сын участника Первой мировой войны (его отец был призван в Резекне, попал в окружении на озерах в числе миллиона российских солдат и 4 года провел в немецком плену) Натан Левин на открытии выставки вспоминал, что через 4 месяца исполнится 15 лет со времени публикации в газете «Новости Пскова» (ныне почившей) статьи под названием «Кто спасет воинскую святыню?». В ней шла речь о том, как появилась на Мироносицах часовня, а точнее - храм, приписной к храму Александра Невского, нынешний настоятель которого отец Олег Тэор на открытии выставки был почетным гостем. «На Мироносицком кладбище сначала прирезали землю для умерших в губернской земской больнице, потом прирезали специально место для тех, кто умер в псковских госпиталях, а во время Первой мировой госпиталей в Пскове было несметное количество. И именно потому, что в этом месте похоронены все умиравшие в псковских госпиталях участники этой войны, появилась та самая часовня», - просто рассказывал Натан Феликсович.
Да, 15 лет назад в стране была более тяжелая ситуация. Да и дата «некруглая», что у нас тоже имеет значение. Но в сентябре 2013 года (уже в преддверии «круглой даты») псковское отделение общества охраны памятников написало письмо в Псковскую городскую Думу с предложением провести конкурс на создание памятника или памятного знака на Мироносицком кладбище. Ответ (причем устный) был дан Союзу архитекторов: а почему не указан инвестор, который мог бы поддержать этот конкурс? Хотя понятно, что конкурс предлагалось провести городской.
Дальше - больше. Когда было объявлено о проведении Общественного конкурса (раз уж городской оказался невозможен) тогдашний председатель комитета по культуре Псковской области Александр Голышев приветствовал идею с «большой теплотой»: «Я видел много объявленных конкурсов, но я не видел еще ни одного конкурса, который общественность довела бы до конца». Тогда, правда, еще никто не знал, что Александр Иванович возглавит Псковское региональное отделение Российского военно-исторического общества (оно инициировало конкурс, от которого «остался» памятник Щербакова) и будет заниматься подготовкой мероприятий к 100-летию с начала Первой мировой войны и к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
К слову, выставка «Знаки памяти» - это первое в Пскове мероприятие «к 100-летию». Но Александр Голышев на её открытие не пришел. Пришла председатель государственного комитета по охране культурного наследия Елена Яковлева, пришли вице-спикер областного Собрания Борис Полозов, депутаты Лев Шлосберг (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) и Виктор Антонов. Но новый председатель псковского отделения военно-исторического общества, вероятно, по-прежнему не видит срочной необходимости в увековечении памяти о реальных жертвах той войны. «Универсальный солдат» Салавата Щербакова - первый в очереди.
А судьба «Знаков памяти» - в тумане. Потому что, как призналась председатель псковского отделения общества охраны памятников Ирина Голубева, даже если жюри конкурса выявит проект-победитель, то средств на его дальнейшую разработку и установку у общественников сейчас просто нет. Будут искать партнеров, в том числе в коридорах власти, будут обращаться к псковичам за помощью.
А кто-то будет снисходительно наблюдать: доведет общественность до конца свой проект или не доведет?
Елена Ширяева