20 августа гостем прямого эфира радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) стал глава администрации города Пскова Александр Братчиков. В рамках программы «Гайд-парк» он рассказал о предстоящей реконструкции стадиона «Машиностроитель» и ответил на другие актуальные вопросы городской жизни. Провела эфир Любовь Кузнецова. Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.
- Александр Николаевич, спасибо, что в рабочий полдень у нас в студии, и сегодня мы обсудим целый ряд вопросов. А начнем, пожалуй, со стадиона «Машиностроитель», который входит в достаточно суетную стадию реконструкции. Это один из основных объектов к Ганзейским дням. Про него очень много говорили, оппоненты действующей власти много судачат, что разговоров-то много, а дело только начинается. Расскажите нам поподробнее, чем оно начинается?
- То что реконструкция будет, это уже точно, потому что деньги выделены, и отражены строкой в областном и городском бюджете. Общая сумма первого этапа реконструкции - 750 млн рублей. На эти деньги будет построена новая большая трибуна, малая трибуна, входная группа, освещение стадиона, ограждение и большая парковка у входной группы. Также входная группа подразумевает пищеблок и небольшую гостиницу для проживания спортсменов на 60 мест для спортсменов, которые будут заниматься в футбольной секции. Большая трибуна подразумевает, что в ней будет находиться легкоатлетический манеж, а в малой трибуне - велоцентр и зал для фехтования. Кромет ого будет много помещений, приспособленных для разных видов спорта - тяжелая атлетика, тренажерный зал и помещения для подготовки футбольной команды. Уровень стадиона планируется что это будет уровень проведения чем пионата страны.
- Искусственное поле, я так понимаю?
- Искусственное поле, хорошее освещение, табло... помимо этого мы также обсуждали с замминистра спорта в рамках его недавнего визита сюда возможность попытаться выйти с предложением сразу закончить и постройку второй очереди,что бы сильно упростило сам процесс строительных работ, потому что значительно проще за один раз все сделать, чем в два этапа. И ля города это позволило бы сделать реконструкции гармонии, построить манеж со вторым полем, уже зимним. Если это получит, будет здорово. Но пока об этом говорить рано. Это перспективы договоренностей нашего врио губернатора с руководством министерства спорта РФ.
- По сообщениям СМИ, на территории стадиона «Машиностроитель» начался демонтаж старых конструкций, в том числе резинового покрытия беговых дорожек и кресел. Чьими силами это проводится?
- Демонтажем это назвать сложно. Это подготовительные работы. Почему мы демонтируем кресла и резину? Чтоб потом еще использовать. Если мы отдалим это строителям, они будут демонтировать это экскаватором, и вряд ли мы сможем потом это использовать. Мы обсудили с Гавриловым, что все что сможем сохранить для повторного использования, мы постараемся сохранить. Резина необходима в лагерях, на других спортобъектах. Найдем ей возможность использования. Демонтируется это рабочей силой, которая находится на территории стадиона. А к демонтажным работам, надеюсь, подрядчик приступит в ближайшее время в рамках предварительных договоренностей. Более подробно об этом мы сможем узнать в ближайшее время.
- Конкурс сейчас проходит, как я понимаю?
- Там есть разные варианты. Я пока не уполномочен об этом говорить. Прояснить ситуацию сможет врио губернатора, потому что договоренности уже на его уровне.
- Но ведь в ближайшее время это, наверное, уже должно случиться? Потому что сроки поджимают - 2019 год. И, опять же, к какому сроку приступят к работам?
- Надеюсь, в ближайшее время, потому что мы также ведем и остальные подготовительные работы - где разместить строительные вагончики, максимально переносим работу спортивных заведений на время, чтоб мы могли производить строительные работы. Одновременно это будет невозможно делать. Надеюсь, на этой неделе предварительно-подготовительные работы начнутся.
- Что должно быть готово на «Машиностроителе» к концу июня 2019 года, к Международной Ганзе»?
- Все.
- Весь первый этап?
- Да.
- Успеют ли? В зиму ведь пойдут работы.
- Будем стараться. Потому что не все от нас зависит. Мы хотели бы, чтоб деньги нам выделили в начале года, но так у нас все устроено, что деньги мы увидели совсем недавно. Есть еще конкурсные процедуры, которые мы обязаны пройти - по-другому стадион построить никто не сможет. Срок на данном этапе достаточен для того, чтобы вести работы. Подрядчик, которого мы хотели бы видеть на площадке (если все получится), достаточно серьезен. Он имеет опыт строительства подобных объектов даже большего размера.
- Полагаю, что не местный.
- Возможно, не местный, но мы обговаривали, что там будет организационная работа, высокотехнологические работы, взаимодействие с Минспорта. А общестроительные работы хотелось бы, чтоб проводили наши псковские компании как подрядчики или субподрядчики.
- Судя по тому, что вы рассказали, это будет многофункциональное спортивное сооружение, в котором будет кафе, гостиница. И ставка делается не только на тех, кто пришел, отзанимался и ушел, но и на семейное посещение. Эти варианты все просчитаны проектом?
- Это в большей степени все-таки не семейный вариант, а детский. Но вы правильно заметили, что это будет многофункциональный стадион, на котором можно будет заниматься разными видами спорта, и мы хотим максимально использовать для этого все пространство стадиона, которое мы сможем реконструировать. А «гостиница» - это громко сказано. Это будет что-то вроде хостела, где спортсмены могут жить на время соревнований.
- Вы упомянули о том, что будет большая парковочная зона. Она будет за счет площадей «Машиностроителя» или размещаться в сторону улиц Спортивная, Кузнецкая?
- Парковка предполагается вдоль проезжей части улицы Спортивной. Кроме того, для проведения чемпионатов страны парковка нужна и на территории стадиона. Она будет не такая большая. Все равно это место слева от входной группы никак не задействовано. На парковке в обязательном порядке будут предусмотрены места для транспорта инвалидов. Я бы еще хотел обратиться к псковичам. Понимаю, что мы сейчас доставим совместно с нашими подрядчиками большие неудобства для жителей города. Все-таки большегрузные машины будут возить стройматериалы туда-обратно, начнутся электросварочные и строительные работы под окнами жилых домов. Поэтому я хотел бы обратиться с просьбой к жителям, особенно тех улиц, которые прилегают к стадиону, набраться терпения. Мы все понимаем. Мы понимаем, что реконструкция стадиона повлечет для вас неудобства, но прошу вас немножко потерпеть и с пониманием отнестись к ситуации. Когда стадион будет реконструирован, это будет благо для всего нашего города.
- Что ж, «Машиностроитель» - далеко не единственный объект, который планируется реконструировать в Ганзейским дням. Как идет работа над масштабным проектом по ремонту ста фасадов? Известны ли адреса, где будет вестись эта работа?
- Все достаточно просто. У нас определена территория, которая ограничивается Финским парком, набережной реки Великой и улицей Свердлова. Получается треугольник, в котором будет проходить основное празднование Ганзейских дней, и мы планируем отремонтировать фасады большей части домов, которые в этом треугольнике находятся - на улицах Некрасова, Гоголя, Свердлова, на Октябрьском проспекте и, соответственно фасады домов, которые выходят на набережную.
- На этой территории домов значительно больше, чем сто. Как я понимаю, сейчас идет.
- Безусловно, потому что мы ограничены еще и проектно-сметной документацией. В основном мы берем дома, по которым уже имеется проектно-сметная документация и которые наиболее подготовлены к реконструкции. В список войдут фасады домов, которые принадлежат области, муниципалитету, а также частные многоквартирные дома, собственниками которых являются сами жильцы (они будут отремонтированы по линии фонда капремонта, и многие объекты уже выполнены за 3 - 5 лет).
- Это большое подспорье. Но ведь есть у на и дома, которые являются объектами культурного наследия. Это повлечет дополнительные обременения в подготовке документации и выборе подрядчика?
- Да, обязательная процедура — согласование документов и самих работ с госкомитетом по охране объектов культурного наследия.
- Когда приступят к работам на фасадах?
- Хотелось бы приступить в ближайшее время - разыграть конкурсы, определить подрядчиков, чтобы потом как можно быстрее приступить к работам.
- Какие улицы будут отремонтированы в рамках подготовке к Ганзе? Многие, например, обращают внимание на состояние улицы Советской.
- Есть предложение отремонтировать улицу Советскую, включая пешеходную зону, ул. Гоголя, небольшой кусок К. Маркса, который не попал ни в какую программу - от Гоголя до Свердлова, небольшой кусок улицы Пушкина от Ленина до К. Маркса, который тоже никуда не попал. Естественно, наши городские «ворота» тоже хотелось бы отремонтировать - аэропортовую и привокзальную площадь.
- Вы сейчас ведете речь о сезоне 2019 года?
- Не только, в том числе и о 2018 годе. Время еще есть, и мы попытаемся за оставшееся время подготовить часть объектов.
- Александр Николаевич, вы уже как-то упоминали, что одна из убитейших улиц Пскова — Конная...
- Она ремонтируется. Контракт разыгран, и есть подрядчик, который должен восстановить улицу Конную.
- Я правильно понимаю, что работы, которые там сейчас ведутся по линии «Псковский тепловых сетей», предваряют ремонт дорожного покрытия?
- Правильно.
- По соседству с Конной находится сквер на Четырех углах, место общественно-политического выражения мнений. Состояние просто «шедевральное»! Что с ним?
- У нас сделан проект на этот сквер. Мы претендуем на получение гранта в рамках программы приграничного сотрудничества. Сумма порядка 15 млн рублей, и я надеюсь, что мы сможем эти деньги получить и привести сквер в порядок. Тогда все будет совсем хорошо - и примыкающая улица Конная будет приведена в порядок, и улица М.Горького, и сам сквер, и нашим политическим оппонентам будет приятно проводить свои мероприятия в отремонтированном парке.
- А уж горожанам-то как приятно будет, вне зависимости от политической принадлежности!
- Это уже другой вопрос.
- Александр Николаевич, много разговоров велось по поводу предстоящей реконструкции улицы Леона Поземского. Как дело с ней?
- Хороший вопрос. Буквально на прошлой неделе у нас была большая делегация Федерального агентства по туризму, и мы обсуждали вопросы получения дополнительных денег на реконструкцию улицы Леона Поземского. Но параметры участия в программе изменились, и нам предложено рассмотреть варианты ремонта прилегающих к этой улице территорий. Мы, в свою очередь, предложили отремонтировать вторую набережную реки Псковы, напротив Финского парка (называется вроде парк Строителей) - привести ее в порядок и сделать там законченную туристическую инфраструктуру, захватив пешеходный мост и примыкание к Золотой набережной. Будет здорово, если это получится. Все это мы планируем включить в проект по улице Леона Поземского, чтобы не разыгрывать дополнительных конкурсов. Сумма контракта это позволяет. Тогда мы сможем, по крайней мере, попытаться подать документы. Предварительное согласие Михаила Юрьевича Ведерникова есть. Мы планируем на 2019 год попасть в программу и приложим максимум усилий, чтобы это получилось. Работы планируется вести поэтапно, начав с реконструкции улицы Поземского от Советского моста до улицы Набат с включением кусочка парка Строителей. Следующий этап - от Набата до Ипподромной, затем от Ипподромной до Алмазной, последний этап - от Алмазной до выезда из города. Но это уже менее реалистичные прогнозы, потому что это немного вне программы.
В агентстве по туризму нам также предложили рассмотреть вариант реконструкции второй набережной реки Великой. Это противоположный берег от городского пляжа и фактически до Комсомольской площади. Предложение очень красивое, мы будем прорабатывать технические условия по участию в конкурсе, в подготовке проекта, что мы пропишем в техзадания на проектирование этой набережной. Возможно, у нас это получится. У нас есть поддержка нового митрополита, есть поддержка врио губернатора. И не только поддержка, но и понимание. А если все будет хорошо, пропишем в техзадании и малые архитектурные формы - может, в виде фигурок. Если это родина Пушкина, та может быть Дубровский. Почему нет? Нам нужно создавать легенды для туристов.
- Но начнете с инфраструктуры?
- Это даже не обсуждается. Это обязательная составляющая. Помимо этого надо наполнить место смысловой нагрузкой. Помимо этого нам надо наполнить смысловой нагрузкой. Хотелось бы сделать один - да ресторанчика на воде, чтоб максимально задействовать водную инфраструктуру, возможно, парковочные места для лодочек. Надо создавать туристическую инфраструктуру, чтоб можно было ездить на Талабские острова, создать что-то наподобие порта.
- А сколько времени вам дано на проработку этого проекта?
- У нас не стоял вопрос о времени. Пока все обсуждается на стадии концептуальных идей. Все это мы предложим в виде эскизного проекта. Думаю, в течение полугода сможем его сделать. Программа рассчитана на 2019 - 2025 годы. На 2019 год планируем реконструкцию Леона Поземского с парком Строителей, а на 2020 год попытаемся попасть в программу с реконструкцией противоположной набережной реки Великой.
- Хотелось бы вернуться к разговору о состоянии улицы Леона Поземского, а именно въезда на нее - Троицкого моста. Какова его судьба? Когда он может рассчитывать на ремонт?
- Тут много разных мнений. Кто-то хочет признать его памятником регионального значения. Со своей стороны не очень с этим соглашусь. Я все-таки за функциональность. Это одна из основных артерий города, надо ее немного расширить до двух полос в каждом направлении, чтоб более эффективно пропускать автотранспорт. Проектные работы мы делаем. В рамках проектирования улицы Леона Поземского мы включили и Троицкий мост. Вся рабочая документация будет у нас на руках. Это позволит нам участвовать в федеральных проектах. Потому что все упирается в то, что у городов нет проектов. Деньги выделяются быстро и неожиданно, и при наличии полноценного проекта мы сможем быстро войти в программу.
- То есть проект - это входной билет.
- Да. Абсолютно верно.
- Александр Николаевич, наш основной городской объект, где сейчас ведутся работы, - улица Свердлова. Мало кто верил, что такие масштабные работы возможно провести фактически за полтора сезона, а сейчас, как я понимаю, уже переложены инженерные сети через Октябрьский проспект. Изначально вы говорили, что крайний срок работ — 25 августа. Как оцениваете перспективы?
- Молодцы подрядчики. Я очень им благодарен, что вошли в положение и вовремя переложили сети и заасфальтировали Октябрьский проспект, не помешав дорожному движению. В целом есть отставание на объекте по некоторым позициям, по некоторым есть опережение. Но площадь Победы была готова к Дням города, сквер Павших борцов тоже фактически завершен. Мы обсуждали с подрядчиком возможность ввести в эксплуатацию участок улицы Свердлова от улицы К. Маркса до Октябрьского проспекта, где располагается 2-я школа, и хотелось бы, чтобы все было безопасно.
- Справляются?
- Надеюсь. Мы обсуждали, чтобы максимально быстро завершили эту улицу, но появились дополнительные работы ввиду того, что мы будем вокруг школы делать плитку. И планируем сделать новый забор у второй школы, чтоб было эстетически красиво, и чтобы оградить учебную территорию. Это обязательное условие для учебных заведений. Надеюсь, все у нас получится. В целом сроки реконструкции улицы задержались из-за большого объема археологических раскопок. Было два кладбища, которые пришлось перезахоранивать. Это большая работа. Благодарен археологам, которые вошли в наше положение и все сделали быстро. Я доволен, что мы сделали все необходимые работы по раскопкам. Думаю, к концу года мы этот объект завершим, как положено и как прописано в договоре.
- Александр Николаевич. Слышала от общественников мысль о том, чтобы сделать часть улицы Свердлова в границах от Октябрьского проспекта до ул.К. Маркса пешеходной. Насколько это реально с транспортной точки зрения?
- Ну, улица несильно задействована. Отремонтировав ее, мы всегда можем сделать ее пешеходной. Считаю, что надо ее завершить, и если она будет не востребована, вынести вопрос на слушания и сделать участок улицы пешеходным. Не возражаю против этого. Я вообще за то, чтобы центр города был пешеходным. Только надо понимать, как водители будут ездить и как детей будут к школе подвозить на машинах. Надо провести замеры — сколько машин там проезжает в день. Если сможем перенаправить и другим путем, то я не возражаю против того, чтобы сделать улицу пешеходной. Просто надо время. Я не сторонник скороспелых и огульных решений. Давайте сделаем, а потом что сделать будем? Ну сделаем мы пешеходную улицу, а потом все дружно будем жаловаться, что никуда не подъехать? Так будет неправильно.