Рядом с привокзальной площадью расположен необычный памятный знак «Древний Псков», который представляет собой известняковую стену с картой города. Но большинство горожан никогда не слышали о его существовании, а история появления бронзового барельефа и вовсе смыта рекой забвения.
Почему о достопримечательности все забыли? Кто её автор, помнит ли он о своём детище? Псковская Лента Новостей нашла ответы на эти вопросы и выяснила, есть ли возможность переместить объект на более видное место.
Самый частый ответ, который довелось слышать на вопрос о памятном знаке «Древний Псков»: «Ничего не знаю. А где это вообще, напомните?» Так отвечали и обычные горожане, и деятели сферы культуры. Даже в государственном архиве Псковской области сведений об объекте не нашлось.
Лишь немногие эксперты обладают расплывчатой информацией по данному вопросу. К примеру, что памятник был возведён в 1970-е годы, когда никаких ларьков возле железнодорожного вокзала и в помине не было.
«Ничего не известно. Надо выяснять специально с людьми, которые этим занимались. Единственное, что могу сказать, что он находится не на охране», - рассказала искусствовед, руководитель Псковского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Ирина Голубева. Она уточнила, что памятный знак расположен в инженерной зоне вокзала. «Его хорошо бы куда-то переместить в хорошее место, потому что качественная работа», - считает специалист.
Сведениями о том, кто автор, она не располагает. Возможно, были причастны псковские художники, но «это уже все забыли». Искусствовед предположила, что можно было бы поискать информацию в советских архивах, либо опубликовать объявление в сети: вдруг, кто-то из людей вспомнит фамилии скульпторов, найдет старые фотографии знака. «Сколько их таких было и уже исчезло, уничтожено. Много таких декоративных вещей было в городе», - заметила Ирина Голубева.
Там же указано, что в 1970-е годы Сталина Удалова работала с ленинскими барельефами, она является автором серии из восьми бронзовых медалей «Октябрь. Ленин - вождь мирового пролетариата», которая экспонируется в Псковской квартире-музее В. И. Ленина. «Их отливка была выполнена на Псковском машиностроительном заводе литейщиком Гомзиным. Также С. М. Удалова выполнила барельеф В. И. Ленина на Псковском железнодорожном вокзале и скульптурный барельеф «Искра» на Плехановском посаде, установленный недалеко от дома-музея В. И. Ленина», - отмечается в справке.
Примерно в те же годы появилась еще одна карта древнего города, она расположена на входе в Псковский кремль. Панно называется «Памятники архитектуры. Псков», на нём изображён крепостной комплекс с укреплениями, башнями, храмами и гражданскими постройками. Ежедневно барельефом в Кроме любуются десятки туристов, но даже о создании этого популярного объекта информации не сохранилось. Музейщики обычно говорят, что это подарок туристам и экскурсоводам от города.
Ещё один известный настенный план Пскова можно увидеть на Октябрьском проспекте — на фасаде отреставрированного кинотеатра «Смена». Эта карта появилась уже в XXI веке, архитекторы решили вписать современный объект в исторический центр города, украсив его огромной картой древнего Пскова.
В Псковском путеводителе Окунева отмечается, что этот план города известен под названием «Вид Пскова во время осады города Стефаном Баторием» и позволяет увидеть то, как выглядел город в конце XVII - начале XVIII века. «Это воспроизведение копии третьей старинной иконы с изображением Пскова. Копию еще в XIX веке сделал псковский преподаватель Козьма Солодягин. Это самый подробный вид Пскова», - утверждает автор блога Александр Окунев.
Он также упоминает памятный знак на железнодорожном вокзале, называя его «самой малоизвестной достопримечательностью города, расположенной в очень оживленном месте».
На историческую несправедливость обратил внимание неравнодушный пскович, написав обращение на сайте губернатора. «Прошу перенести памятник на более видное место Привокзальной площади, где он будет доступен взору жителей и гостей города. Нельзя одной рукой голосовать за продвижение Пскова как туристического узла, а второй рукой прятать историко-культурное наследие и памятные знаки, связанные с ним. В данном случае с памятником обошлись совершенно неуместно, так как он расположен за торговыми помещениями», - уверен горожанин.
Руководитель Туристского информационного центра Псковской области Лариса Семашко согласилась, что для гостей города это неудобно.
Однако городские власти утверждают, что в настоящее время перенести памятный знак на другую территорию не представляется возможным. «В дальнейшем администрация города Пскова проработает возможные варианты размещения вышеуказанного памятного знака на новой территории», - заверил глава Пскова Борис Елкин, отвечая на обращение.
Он также добавил, что ларьки на Привокзальной площади находятся законно, в соответствии с городской схемой размещения нестационарных торговых объектов. По условиям заключенных договоров они имеют право там размещаться вплоть до 1 марта 2025 года.
Но раз уж нельзя снести ларьки, может, и правда пора задуматься о переносе памятного знака? Тем более, это вполне возможно с технической точки зрения, что нам подтвердила сама автор барельефа Сталина Удалова.
Информация на сайте псковской библиотеки оказалось верной. Сейчас скульптор, которая родилась в 1942 году, проживает в Подольске, преподает в местном частном колледже. Является членом Союза художников России.
Фото с сайта Подольского городского отделения ВТОО "СХР"
«Да, это мой, конечно!» - моментально вспомнила Сталина Михайловна памятный знак, который появился возле железнодорожного вокзала Пскова порядка 50 лет назад. «Цела эта работа? Я думала, она развалилась уже давно», - обрадовалась скульптор.
Сталина Михайловна рассказала, что в 1970-м году окончила «Строгановку» (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова), после отправилась на родину в Казахстан. Затем вернулась и стала работать на комбинате в Химках. «Был большой заказ из Пскова. И вот так мне распределили», - поделилась скульптор.
Барельеф лили на псковском заводе, она туда привозила только гипсовые формы. «Они по земле отливали. И этому литейщику дали квартиру потом», - вспоминает Сталина Михайловна.
По её словам, карта сделана «очень добротно». Чтобы не растащили бронзовый рельеф, его части приварили к железным штангам, а после обложили кирпичом. «Если будут демонтировать, то так надо делать: отдельно эти штанги вынуть. Не отковыривать рельеф, не срезать с железок, а вместе с ними вынуть. Иначе его можно повредить. Резать нужно только по металлу. Железки легче сварить, чем потом бронзу к железу. Если камень разобрать, остов сразу видно будет. И надо так же всё потом обратно сделать, чтобы не украли. Бронзовые рельефы, прикрепленные к металлу и вбитые в основание, они должны быть целые, нерушимые», - дала инструкции автор барельефа.
Она добавила, что очень долго делала эскиз старинной карты Пскова, сначала работа была выполнена в глине. После карту порезали на куски и отливали отдельными частями. «И она получилась как будто отдельный живой организм, такая бионическая карта. Работала я с радостью, мне нравилась эта работа. Это был мой первый заказ после института», - заметила Сталина Михайловна.
Готовое изделие ей увидеть не удалось: обещанных денег за него она так не получила, бумаги куда-то затерялись. Пребывать в Пскове без средств было тяжело, поэтому скульптор уехала, не дождавшись монтажа карты.
Сталина Удалова подтвердила, что сделала для Пскова не только эту работу: также она изготовила бетонный барельеф «Искра» и серию бронзовых, посвященных Ленину. Последние были её дипломной работой, она их подарила музею.
На «Яндекс-картах» памятный знак «Древний Псков» отмечен как «Декоративный объект, доска почта». Туристы туда заходят крайне редко, порой заглядывают за ларьки в поисках укромного места с целью справить нужду. Хочется верить, что дело всё же сдвинется с мёртвой точки, и позеленевший медный барельеф обретёт новую жизнь, а его автор — заслуженную славу.
Ульяна Ловыгина