Улыбки, яркие эмоции, великолепный артистизм исполнителей, масса игровых моментов, таинственная интрига и даже приветствие режиссера, художественного руководителя Псковского театра драмы Дмитрия Месхиева: в День российского кино традиционный музыкальный фестиваль Сrescendo получился на удивление синематографичным.
Крупным планом: цветы для музыкантов, солнечные очки и вееры, общим - неповторимая праздничная атмосфера и предвкушение гала-концерта, которого псковичи ждали целый год.
Здесь и далее: фото - Вадим Боченков
«Играть Шостаковича в 11 лет? Феноменально!», «А мы взяли у Мацуева автограф в прошлом году!», «Завтра на джаз идете?», «Где брали программку?» - в фойе Псковской филармонии вечером 27 августа яблоку негде было упасть. В ожидании заветных трех звонков публика делилась впечатлениями и теплыми историями о прошлых концертах фестиваля.
Кто-то вспоминал концерт 2003 года, посвящённый празднованию 1100-летия Пскова, на котором, собственно, и зародилась идея проведения музыкального форума в Пскове: тогда известный российский продюсер, заслуженный деятель искусств России, профессор Давид Смелянский пригласил к сотрудничеству известного пианиста Дениса Мацуева, победителя ХI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Инициативу в 2009-м поддержал Андрей Турчак, бывший тогда губернатором региона. Так и появилась в культурной афише Псковщины новая яркая страница.
Кто-то из гостей с ностальгией рассказывал знакомым о том, что в самом начале ведущим псковского Crescendo был известнейший концертмейстер Святослав Бэлза. Кто-то вспоминал прошлогодний концерт фестиваля в Зеленом театре - дождливый и ветреный, но согревающий своей энергетикой и любовью к искусству. Чувствовалось, что для многих псковичей Сrescendo - это что-то близкое и родное, то, что вписано в семейные альбомы и хранится с пометкой «Особо ценное».
В разные годы фестиваль предлагал зрителю многогранную программу: на псковской сцене звучала русская и зарубежная классика, джаз. Организаторы задумывались даже о расширении формата и возможности включения в фестиваль балетных постановок. Но главной особенностью, «изюминкой» Сrescendo оставались его участники - талантливая плеяда молодых российских музыкантов. Приветствуя зрителей, Дмитрий Месхиев, который является продюсером фестиваля, отметил именно это: «Традиционно сегодня вы услышите опытных солистов и совсем юных, за роялем – великого Дениса Мацуева. 11-й фестиваль Crescendo в Пскове открыт. Встречайте и наслаждайтесь».
Открыл программу Концерт для скрипки с оркестром ре минор Яна Сибелиуса, знаменитый своей сложностью: в нем ярко выражено стремление композитора выявить беспредельные выразительные возможности скрипки. Солировал один из самых известных российских скрипачей Павел Милюков.
Он играл на инструменте 1711 года - дух захватывает, стоит вообразить сколько музыкантов держало его в руках за это время и сколько слушателей наслаждались его звучанием! Игра музыканта заворожила гостей фестиваля - тонкая эмоциональность, внимательность, вдумчивость исполнителя, слаженность работы с Псковским губернаторским симфоническим оркестром под управлением главного дирижера Николая Хондзинского позволила прочувствовать именно то настроение, которое когда-то уловили в этом Концерте его современники. После премьеры сочинения 1903 года один из критиков сравнил музыку концерта с «живописными скандинавскими зимними пейзажами, на которых художники посредством утонченной игры белого на белом добиваются редких, подчас гипнотических и мощных эффектов».
14-летняя виолончелистка Полина Тхай исполнила для псковичей композиции Йозефа Сука и Давида Поппера. Юность, артистическое обаяние девушки и удивительная техника покорили слушателей. «Очень душевное яркое исполнение, - отмечали в антракте гости концерта. - Все эмоции - на лице! Особенно удачно слушались туттийные моменты. Зарядились позитивом надолго. А костюм какой классный!»
Жемчужиной гала-концерта Crescendo стала оперная певица Ирина Поливанова - ее выступление перед псковской публикой и началось арией Маргариты из оперы Шарля Гуно «Фауст». Благодаря волшебному сопрано солистки слушатели даже на какой-то момент оказались в атмосфере любимого многими проекта Псковской филармонии и гостиничного комплекса «Покровский» «Золото Вены»: в программе прозвучала ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини. Ну а некоторым слушателям в первых рядах повезло особенно: им удалось поймать розы, брошенные в зал исполнительницей.
«Удиви меня!» - часто просил артистов и музыкантов великий русский импресарио Сергей Дягилев. Одним из самых больших удивлений Crescendo в Пскове оказался 11-летний пианист Лев Бакиров. Одним только своим выходом на сцену БКЗ юный пианист вызвал оживление в публике. Пожал руку первой скрипке и маэстро Хондзинскому, как-то очень буднично сел за клавиши Стейнвея - и понеслась душа в рай: 2 и 3 часть концерта №2 для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича.
Интересно, что композитор посвятил это произведение своему сыну Максиму и закончив его, сокрушался: «Сочиняю плохо. Закончил фортепианный концерт, не имеющий никакой художественно-идейной ценности». Детское и жизнерадостное, искреннее и непринужденное, очень светлое и воздушное прочтение партитуры вызвало бурные аплодисменты гостей фестиваля.
Кульминацией гала-концерта стало выступление знаменитого пианиста Дениса Мацуева, который представил псковичам Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до мажор Сергея Прокофьева. Главное в этом произведении, как писал когда-то русский и советский композитор, музыковед, публицист Борис Владимирович Асафьев, «трепет жизни, разлитый повсюду, и цветение радостной, овладевшей искусством выражения, мысли композитора»: «Все равно, развертывается ли пышная тематическая ткань, светится ли нежно меланхолический напев "введения", впиваются ли в сознание слушателя гротескно причудливые узоры, или колют слух "иглы" прокофьевских, "проволочных заграждений" (разумею под этим колко выстукиваемые аккорды, сопровождающие и вместе с тем загораживающие линию напева) — повсюду ощутимо влияние юного в расцвете сил творческого воображения, повсюду искрится живая мысль, повсюду — полнота жизневосприятия».
Денис Мацуев полностью завладел вниманием псковской публики - затаив дыхание, слушатели следили за развитием музыкальной мысли. Даже дамы с телефонами, веерами и биноклями застыли на все время исполнения концерта. А нет, показалось! Десять минут оторопи - и поползли вверх огоньки светящихся камер: в конце концов, не так часто в наш город приезжают пианисты мировой величины.
Восторгу публики не было предела, когда на бис Денис Мацуев исполнил даже не одну, а две композиции. Первую узнали все - финал бетховеновской Сонаты №17. Это была самая настоящая «Буря»! А вот со второй композицией получилась заминка: на какое-то время самые дотошные слушатели превратились в знатоков передачи «Что? Где? Когда?», гадая, что же исполнил «неистовый сибиряк». Версий было много: прежде всего, отсекли старую добрую классику - непохоже, а дальше уже - обширное поле для вариантов. Импровизация? Современный композитор? А может, композиция самого маэстро? В какой-то момент определение авторства оказалось уже и не столь важным - все просто наслаждались тем, что слышали и видели.
Псковичи долго не отпускали музыкантов - мы сбились со счета, сколько раз артисты выходили на бис. После концерта собирались стайками - обсудить концерт, поделиться радостью, выплеснуть эмоциональный жар.
«Я стараюсь посещать абсолютно все концерты, которые проходят в БКЗ, - рассказывает нам Ольга Матвеевна. - Особенное место в афише всегда занимает фестиваль Crescendo. Он интересен для меня тем, что, во-первых, Денис Мацуев всегда привозит молодых исполнителей. Юная виолончелистка - не передать словами, какая молодец! И пианист Лев Бакиров тоже произвел прекрасное впечатление. Ну а для того, чтобы передать настроение, подаренное Денисом Мацуевым, просто не найти слов. Завтра тоже собираюсь прийти на концерт! Спасибо большое сыну, который взял для меня билеты».
Старается не пропускать концерты фестиваля и Светлана. «Честно говоря, я хожу на Мацуева: энергетика от него такая, что дух захватывает! - признается слушательница. - То, что он сегодня исполнил на бис, мне даже понравилось больше, чем программный Прокофьев. Слуху приятно». Единственное пожелание Светланы к организаторам - расширить программу фестиваля и приглашать еще больше молодых исполнителей. «В прежние годы Crescendo длился 4-5 дней, - объясняет псковичка. - Сейчас, как мне кажется, маловато концертов».
Постоянными гостями фестиваля с самых первых его дней стали преподаватели и учащиеся псковских музыкальных школ. Педагог ДМШ №2 имени М. Мусоргского по классу «фортепиано» Тамара Михайловна искренне благодарит организаторов за то, что Crescendo возродился, да еще и с возможностью приобрести бесплатные пригласительные. «Для нас важно, что фестиваль знакомил нас с молодыми исполнителями, - делится мнением наша собеседница. - Видно, как о них заботятся большие музыканты. Мы помним каждого артиста, который выступал на нашей сцене, - например, пианистку Екатерину Мечетину, которая сегодня уже является солисткой Московской государственной филармонии. И джазовые вечера помним!»
С благодарностью вспоминает концерты и ученица Тамары Михайловны, а ныне лауреат различных всероссийских и международных конкурсов Кристина Евдокимова. Девушка является победительницей 10-го Международного вокального фестиваля-конкурса «Золотой голос России», председателем жюри которого была известная оперная певица Любовь Казарновская. Тогда, в 2016 году, знаменитая исполнительница была очарована красивым тембром голоса нашей землячки. Кристина получила подарок от оперной дивы – именной диск и приглашение на мастер-класс. Сейчас девушка живет в Москве и учится на факультете вокального искусства Института современного искусства. Приезжая в Псков, участвует в различных праздничных мероприятиях, выступает на концертных площадках в Зеленом театре, Городском культурном центре, Доме офицеров. К слову, исполняла она в разное время и произведения, которые прозвучали 27 августа на гала-концерте: пела песню-вальс «Поцелуй» Ардити, играла сонату Бетховена.
На Crescendo этого года Кристина оказалась по счастливой случайности. В Пскове была по сути дела на каникулах, очень скоро возвращается в Москву, к работе, новым музыкальным проектам, но фестиваль пропустить не могла. Она вспоминает самый первый концерт - тогда она, еще будучи студенткой, дарила цветы Денису Мацуеву. «Не у всех есть возможность попасть на концерты, - отвечает Кристина на наш вопрос о том, зачем Пскову музыкальный фестиваль. - А здесь есть бесплатные билеты, это дарит практически каждому возможность прийти в Псковскую филармонию, чтобы насладиться музыкой и приучить к ней своих детей. К классике надо именно приучать. Мы видели сегодня в зале людей с маленькими детьми».
Тамара Михайловна, Кристина и их друзья предвкушают джазовый концерт, который запланирован программой второго дня фестиваля. «Всей командой идем, отстояли очередь два часа, достали билеты», - делятся они. Действительно, сегодня псковского слушателя ожидает второй концерт фестиваля «И классика, и джаз». В джем-сейшене, который пройдет в Зеленом театре, вместе с пианистом Мацуевым выступят его партнеры по джазу – музыканты разных поколений, от совсем юных до признанных мэтров: заслуженный артист России, ведущий джазовый контрабасист страны Андрей Иванов, барабанщик Александр Зингер, домристка Екатерина Мочалова, дети – лауреаты Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» Андрей Зайцев (кларнет) и Софья Тюрина (саксофон).
Елена Никитина