Всё никак не могу воспитать в себе привычку перед вызовом такси уточнять не только точный адрес пункта прибытия, но и маршрут следования. Во-первых, не успеваю: ведь такси я чаще всего пользуюсь в случае, когда нужно где-то оказаться быстро, а то и внезапно. Во-вторых, до недавнего времени без надобности было. Псков — маленький город, и таксисты его знали, честное слово. Можно было запросто сесть в машину и сказать: «В третью поликлинику». И не услышать в ответ: «А где это?» или: «А как туда лучше проехать?»
Я точно не помню, когда это началось. Но как-то накопилось по мелочи. Сажусь недавно в машину: «Едем в институт «Псковгражданпроект». «Адрес не скажете?» - смущается водитель. Зря смущается, я адрес и сама не знаю («ваша Галя дюже балована», да), и вообще — вряд ли это популярный маршрут у пользователей такси. Поэтому советую: «А вы меня на Профсоюзной у областной библиотеки высадите, это в двух шагах, во дворы заезжать не будем». И тут он так растерянно: «Областная библиотека? На Профсоюзной?» Что-то у меня на лице, видимо, отразилось, молодой человек даже извинился: «Я не местный, из Пушкинских Гор, ваших достопримечательностей пока не знаю». Так и сказал — достопримечательностей. Помог нам в качестве ориентира ЦУМ, вплотную прилегающий к библиотеке.
И вот опять же — ничего криминального, наши люди на такси в библиотеку не ездят, таксист может и не знать, где она находится. Или не может? Меня этот вопрос — должен ли водитель таксомотора знать город, в котором он работает, заинтриговал вплоть до изучения разных нормативных документов. Вдруг это действительно обязанность пассажира — громко и четко назвать не только организацию, до которой надо добраться, но и ее точный адрес, а также маршрут следования (навигаторы есть далеко не у всех водителей)? Но нет: согласно всем источникам пассажир должен лишь оплатить поездку согласно тарифу, не дебоширить в пути, а также предупреждать диспетчера, что с ним ребенок (это чтобы прислали машину с детским креслом). И всё, пожалуй. Правда, удалось обнаружить, как в Москве несколько лет назад пытались обязать таксистов не только владеть русским языком, но и знать, собственно, город. Чтоб никаких: «А покажешь?» Но так и не обязали, потому как это требовало изменений чуть ли не в федеральное законодательство. Хотя для Москвы вопрос, по-моему, очень актуальный — там совсем другие расстояния за совсем другие деньги, ошибка таксиста может дорого стоить.
А в Пскове, выходит, можно и не привередничать? Ну прождали мы как-то минут пятнадцать зимней ночью на морозе машинку, вызванную на Ольгинскую набережную к офисному центру. Так ведь и таксист (он сам был, кажется, из Палкино) тоже нас ждал — у гостиницы «Ольгинская». Волновался, между прочим. Ну объясняла я недавно еще одному водителю, где находится Городской культурный центр (причем даже с адресом, который я помню — ночью разбуди: площадь Победы, 1): «Там еще стела воинской славы напротив. Большое такое здание, с колоннами!» - «Аааа, ДК «Энергия», - понял водитель. Вот он, видимо, коренной пскович — мог бы и Домом культуры строителей до сих пор ГКЦ называть.
Редкий таксист нынче знает дальнее Завеличье, тут тоже нужны не адреса, а определенные ориентиры: например, если вам надо в Псковский педагогический комплекс, то лучше сказать, что едете в банно-спортивный комплекс «Оазис». А дальнее-дальнее Завеличье, которое, по большому счету, и не Псков (все эти Родины с Борисовичами) знают еще хуже. Мы однажды долго по нему катались в поисках одного дома на улице Михайловской, даже спрашивали у таксистов, стоящих у «Империала».
Вот так и накопилось по мелочи, а случай с областной библиотекой просто сильнее всего расстроил. Почему? А потому что есть в этом что-то более, чем неприятное. В этом есть что-то опасное, если хотите. Таксист, конечно, не водитель «скорой»: заблудится — никто не умрет. Но ведь это, по сути, главное требование к нему: вези меня туда, ты знаешь куда. Должен знать! Продавец должен знать ассортимент товара, повар — как сварить борщ, таксист — как проехать в библиотеку. Это ведь даже не профессионализм, а элементарный профессиональный навык. Только получают его почему-то после устройства на работу, а не до.
И по мне так именно отсюда и растет большой-пребольшой непрофессионализм со всеми трагедиями. Примета нашего времени, увы.
Елена Ширяева