Новости партнеров
Архив

Больше писать о памятнике не буду...

02.04.2007 09:27|ПсковКомментариев: 7

Если спросить простого россиянина, что он знает об Эстонии, то, уверен, не менее половины выскажется по поводу эстонского неофашизма, засилья против некоренного населения, Бронзового солдата. К сожалению, российские СМИ сделали слишком много для того, чтобы выпятить проблему с памятником павшим во Второй мировой войне. Признаюсь, и я приложил к этому руку. Я не сожалею о том, что посвятил несколько своих публикаций ставшему самым главным для русских жителей Таллина монументу, но писать более об этом мне не хочется. Почему?

Памятник оставался одним из последних островков, дававших многим русскоязычным жителям ощущение связи с великим прошлым своей большой родины. Но за очень короткое время нам стало ясно, что есть мы – русские и есть они – политические деятели. Наши интересы и чаяния во многом схожи, но цели – разные.

Эстонские политики не могут простить России годы национального унижения, когда на территорию Эстонии с благословенного согласия законных ее правителей вошли советские танки. Любая попытка России озвучить свое несогласие с какими-то процессами, происходящими на западном берегу Чудского озера, вызывала отторжение: «имперские амбиции!» Политики России все это время спешили мгновенно отреагировать на любую попытку Эстонии выразить недовольство действиями российского (или советского) политического руководства – как в прошлом, так и в настоящем времени: «возрождение фашизма!»

Все громкие политические заявления делались исключительно для того, чтобы произвести впечатление в СМИ. «Игра нервов», если на ком и отразилась, так только на русских жителях Эстонии, в которых периодически эстонские власти усматривали потенциальную угрозу независимости страны, а российский истеблишмент – некую «пятую колонну», которая, если потребуется, скажет свое «веское слово». Заявляя об озабоченности по поводу положения русскоязычного населения Эстонии, Россия по-тихому отменила упрощенный порядок выдачи виз эстонским «негражданам» - тем самым, которым «реакционные власти» Эстонии отказали в автоматическом предоставлении гражданства. Никаких послаблений своим бывшим согражданам Россия не собирается предоставлять при регистрации – такой унизительной процедуры «неграждане» Эстонской республики не испытывают ни в одной стране ЕС, куда, кстати, с января 2007 года они могут въезжать без всяких виз. Исключительно ради показухи, Россия регулярно созывает «конгрессы соотечественников», великолепно понимая, что никакой конструктивной роли, по крайней мере, в Прибалтике эти мертворожденные образования не играют, а лишь растаскивают выделяемые средства на сомнительные проекты (в «продвинутой» Эстонии у Эстонского Союза Соотечественников нет даже сайта: чем занимается эта организация, большинство русских жителей страны даже не подозревает). Разумеется, любой бывший руководитель среднего звена, а иногда просто проходимец, имеет возможность провозгласить свою наспех сколоченную ячейку «партией», выступающую за права русских жителей и тут же отправиться в Москву за поддержкой. Не знаю, добиваются ли доморощенные «борцы» чего-либо в кремлевских кабинетах, но об их деятельности эстоноземельцы, как правило, ничего не знают, о чем свидетельствуют итоги выборов в эстонский парламент: обе «русские партии» вместе не смогли набрать хотя бы 2% голосов.

Эстонские политики ведут себя более расчетливо: в изобретательности им не откажешь. Практически невозможно уличить их в предвзятом отношении к неэстонцам. Из всех возможных ограничений только одно – отсутствие возможности у неграждан голосовать за парламент – можно расценить, как ущемление прав. К слову сказать, в местных выборах все постоянные жители республики имеют право принимать участие. Количество владельцев «синих паспортов» (паспорт граждан Эстонии синего цвета, неграждан – серого) неуклонно растет. Правда, за счет выпускников школы, которые имею возможность сдавать все экзамены прямо в школе – «без отрыва от учебы». У официальной Эстонии нет пиетета перед жертвами, понесенными в ходе Второй мировой войны – с этим России стоит просто смириться. Непросто все было в эстонской истории: очень многие внешние силы нанесли республике тяжелые удары по независимости, по самолюбию, по национальной культуре – таков удел небольшого государства, стоящего на границе между западной и славянской цивилизациями. Но, вместо того, чтобы учесть этот щекотливый момент некоторые крупные российские деятели начинают ерничать по этому поводу и менторски рассуждать о «бесконечных прогибах» Эстонии перед Западом и Востоком. Высокомерие  в политике – вещь чрезвычайно неконструктивная и в данной ситуации более сильный партнер должен быть мудрее.

В Эстонии ведется крайне непродуманная школьная реформа, несостоятельность которой очевидна почти всем. Смысл ее сводится к переводу большинства предметов в старших классах русских школ на эстонский язык преподавания. За все время русская община даже не попыталась оспорить методы ее претворения в жизнь. Русское учительство задавлено бесконечными языковыми проверками, кучей дополнительных формальных обязанностей (программы, планы, отчеты, проверки, прочая документация), поэтому, видимо, предпочитает помалкивать. Даже при самом радужном раскладе реформа приведет к массовым увольнениям русских учителей, падению уровня образования, социальной напряженности – причем в недалеком будущем. Однако в рядах русской интеллигенции нет ярко выраженного беспокойства по этому поводу. Но стоило только начаться этой заварухе с памятником, как из всех щелей вылезли радетели за «нашу великую победу». Памятник, который удостаивался внимания два раза в год (день Победы и годовщина освобождения Таллинна от фашистов), стал местом паломничества: видеокамеры, фоторепортеры, интервью, гневные филиппики и обличительные заявления – каждая политическая сила набирала себе голоса электората, как умела. И какой всему этому итог? А никакой! Памятник готовят к переносу (заметьте, не к сносу!) на военное кладбище, большинство русскоязычных жителей вернулось к своим повседневным делам и заботам. С каждым днем все больше народа понимает, что его использовали в своих амбициях политики разного калибра – и никакой благородной цели перед собой никто из них и не планировал ставить. Шумиха сходит на «нет», к теме памятника все стремительно теряют интерес.

Уроки истории лишь тогда имеют смысл, когда каждый для себя старается сделать свой вывод. Вывод для меня заключается в том, что русские жители Эстонии должны, наконец, определиться, кем они себя считают: жителями Эстонии или жителями России. Если первый вариант, то они должны всеми доступными и законными способами добиваться диалога с властями, заявлять о своих правах, предъявлять требования, предлагать варианты решения проблем. Для этого надо создавать организации, во главе которых должны встать не конформаторы и не провокаторы, а авторитетные люди. Для тех, кто относит себя к жителям России, я вижу только один путь: искать постоянный контакт с российскими представительствами и пытаться находить приемлемое решение, ни на минуту не забывая о том, что для Эстонии Россия – всего лишь сосед, к мнению которого она совершенно не обязана прислушиваться.

Конечно, смерть на баррикадах – кончина героическая. Но, как показывает практика, своих героев родина очень быстро забывает. А победа, доставшаяся во время уличного боя, приносит радость очень недолгое время. Впрочем, это уже относится к нравственному выбору каждого. Только, прежде чем решать, на чью сторону вставать, стоит хотя бы чуть-чуть попытаться заглянуть в будущее: какое наследство мы оставим нашим детям?

Игорь Калакаускас

Фото: Новая газета

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Поддерживаете ли вы инициативу о запрете использования пиротехники в период новогодних праздников?
В опросе приняло участие 266 человек
Лента новостей