(всем, пострадавшим от безжалостности Дэвида Линча)
Поражение агента Купера далось мне тяжело. Как свое собственное. Да куда там «свое собственное» – гораздо хуже – ведь его поражение было реальным, всамделишным, не чета моим надуманным, только предполагаемым поражениям! К тому же, после того, что пришлось пережить Дейлу, вероятность того, что кому-то еще захочется пройтись в тех же башмаках, резко снижается.
Доведись мне встретить старика Линча по окончании 30-й серии, я бы его задушила. Просто от досады. Долгие годы внутренних споров (а камильфо ли серьезной девушке пересматривать сериалы?), долгие поиски DVD-дисков, наконец, долгое, на пару недель, погружение в туманные тайны северо-американских лесов – все ради того, чтобы, прояснить что-то из детства. Какое-то странное воспоминание, то ли о силе, то ли о слабости, но что-то очень личное, и недодуманное, непонятое. Помнилось, что вроде бы там все плохо, но, кажется, не совсем, в общем, оставалась надежда. А теперь…
Убитая надежда разлагается и источает яды, а они проедают дыру в солнечном сплетении, как обычно бывает после предательства. Линч подставил агента Купера, скормив его злу, а Купер, если домыслить дальнейшую логику этой истории, подставит всех остальных: тех, кто равнялся на него, кто шел за ним, кого он, собственно, и втащил в войну с этим самым злом. В детстве настолько страшно было представить продолжение, что сознание затерло окончание фильма, оставив ощущение недосказанности, незавершенности, критической грани, за которой уже пропасть, но которую еще только предстоит переступить, – но можно же и задержаться, зацепиться за что-нибудь, одуматься, прийти в себя и уничтожить Боба, изгнать его, убрать от себя подальше. Эта ужасная сцена (самая последняя, перед зеркалом), преследовала меня все эти годы, но защита бессознательного была сильнее. Была, и сплыла.
И что же, зачем эта фига, которую гений кинематографа сунул под нос миллионам телезрителей, в том числе, тем единицам, что не просто смотрели, но и кое-что видели в этом фильме, для кого борьба добра со злом не просто старый как мир сюжет, а что-то сродни повседневного занятия. Громко, конечно, сказано: «занятия» - не бывает таких профессий, как «борец со злом», но если подростковая «интоксикация философией» прошла не бесследно, то тема эта уж больно близка и цепляет, цепляет… Понятно, что все это загон, и не более, излишняя впечатлительность, бла, бла, бла, - ну так ради этого и существует искусство, не правда ли? Не ради же денег, ну что вы…
Так вот, есть непреложное правило, на котором веками держалась вся человеческая культура: ДОБРО ДОЛЖНО ПОБЕЖДАТЬ добро должно побеждать добро должно побеждать добро должно побеждать добро должно побеждать добро должно побеждать добро должно побеждать Добро Должно Побеждать. Это настолько глубоко входит в кровь вместе с детскими сказками, классической литературой, героическими стихами, фильмами про войну и рассказами ветеранов, что потом, уже во взрослой и совсем не поэтической жизни редко кто посмеет на чистом духу признаться себе, что встал на сторону зла. А даже если и встал по факту, всегда найдется объяснение, что, дескать, не такое уж это зло, а добра вообще не бывает, да и все это наносное, а на самом-то деле я… Потому что независимо от жизненных установок, гражданской позиции, рода занятий, вредных привычек, политических убеждений т .д., и т. п., все мы отлично понимаем: добро должно побеждать. В принципе.
А поскольку жизнь все время доказывает обратное, существует эпос. Эпос нужен именно для того, чтобы укрепить дух воина, убедить, что добрые силы все-таки одержат верх, несмотря на все трудности – только надо быть безупречным, надо быть внимательнее к миру, и к себе, и тогда все будет в порядке. Если же герой безупречен, но в конце добро не побеждает, а вдувает злу с разгромным счетом, на кой хрен нужен такой эпос?! Что за подстава такая?
Агент Купер был безупречен. Можно искать и найти кучу его промахов и мелких тупнячков, можно все списать на режиссеров, которые подменяли Линча, пока он не пришел, как тот лесник, можно даже твердить: это всего лишь сериал, но все это не убедительно, и проблему не снимает, а проблема в том, что Купер, как ни крути, безупречнее любого из нас и наших соседей. По законам эпоса (а «Твин Пикс» - это эпос ХХ века, я настаиваю) он должен был победить в финальной схватке. Ну, может, пострадать, потерять пару литров крови и так далее, но одолеть зло. Пусть бы он даже умер, как Лора Палмер, но не уступил. А тут наоборот. Что, в таком случае, толку в этой безупречности?
Между тем, Боб все чаще бывает в мире. Одержимых все больше, а в России, где несколько поколений выросли без бога в душе, такие и вообще на каждом шагу. И вот у нас на глазах в битве со злом гибнет самый сильный, самый умный, самый лучший – единственный, кто в принципе был способен победить. Отличный пример для остальных, не правда ли?
Единственный намек, последняя живая клеточка надежды, которая, может быть, даст новые побеги, остается в той истории с переигрыванием Гражданской войны, которым занимался папаша Одри, Бен Хорн. Мексиканские индейцы точно также в своих песнях перевирали итоги борьбы с испанскими завоевателями. Они перепевали исторические события в свою пользу, чтобы одолеть врага уже заново, для себя лично. Мне, нам, теперь остается только это. Передумывать эту историю, дописывать продолжение или воображать другой исход, верить, что настоящий Купер все еще где-то там, и раз за разом идти вместе с ним в «черный вигвам», и пусть нет никаких шансов – все равно вступать в бой, игнорировать страх, не сдаваться и возвращаться, не потеряв душу.
Светлана Веткина