Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.
Темы выпуска:
Пока на стадионах России сборные мира по футболу выясняют, кто из них лучше, нарастает сопротивление пенсионной реформе, объявленной правительством неделю назад. Сегодня в областном центре, в гайд-парке на Четырех углах Псковский облсовпроф устроил первые пикеты. Акция рассчитана на целый день, и всякий, кто против планов кабинета Медведева, может прийти и расписаться живой подписью. Кстати, электронных подписей на сайте «Change.org» набралось уже 2 миллиона 300 тысяч. Подписная кампания проходит под слоганом: «Народ против», и следующая цель инициаторов акции — 3 миллиона подписей.
Против повышения пенсионного возраста выступают не только профсоюзы, которым как бы сам бог велел, но и многие политические партии и движения, и сейчас главный вопрос, смогут ли они организовать и возглавить уличный протест, который по определению эффективней, чем любая «буря в инстаграме воды»? Способна ли наша оппозиция, как парламентская, так и несистемная, консолидироваться хотя бы на этой болезненной для многих граждан теме? Или мы опять увидим хрестоматийную картину «лебедь, рак и щука»: профсоюзы митингуют , левые зовут к референдуму, и отдельно — Навальный. И весь пар уйдет в бездарный свисток, без какого-либо внятного результата.
Сразу оговорюсь, что лично я категорически против повышения пенсий, и совершенно не понимаю тех сказочных индивидов, которые выступают «за». Выступать публично за гипотетический отъем денег у твоих же соотечественников - это либо, простите, слабоумие, либо какая-то корысть, и ни то, ни другое человека не красит. Их нагло грабят среди бело дня, а они говорят грабителю: «Спасибо», да еще и других призывают благодарить. Как писал поэт Некрасов, «люди холопского звания сущие псы иногда».
Даже те, кого предстоящая реформа вроде бы напрямую не касается — представители силовых ведомств и люди, уже получающие пенсию по старости, в нынешней ситуации предпочитают помалкивать. Потому что рядом с ними находятся родные и близкие люди, которые пострадают от того «пенсионного лохотрона», который затеял Кремль. То есть косвенно или напрямую правительство кидает на деньги подавляющее большинство граждан России. Только чиновники и депутаты «в шоколаде».
Ну, вот, допустим, вы силовик с хорошей пенсией плюс солидной зарплатой, а ваша жена учительница, которую правительство вдруг берет и кидает на деньги? В семье доход заметно убудет. На отдых в Турции уже не накопишь. Так что тот условный силовик будет думать о таком правительстве? Или, к примеру, вы пенсионер, надеющийся на обещанные 12 тысяч прибавки в 2019-м году (я вот сильно сомневаюсь, а уж не «пуля» ли это?).
Однако и у таких пенсионеров часто имеются взрослые дети, которых в перспективе лишат примерно тех же денег. А если эти великовозрастные «дети» не найдут или потеряют работу? На чьей шее они будут сидеть? Где тут будет прибавок? Любая копейка в семье не лишняя, и когда вас в перспективе лишают реальных денег, то тут поневоле взвоешь.
Еще раз подчеркну слово «Кремль», поскольку ничуть не верю в мантру «про доброго царя и злых бояр». Разумеется, Путин в курсе происходящего, и тот факт, что «спецоперация» по очередной конфискации у населения денег была цинично приурочена к старту футбольного мундиаля, говорит о многом. Получив 77% на выборах президента, Путин, видимо, решил, что теперь можно продавить все, что угодно, любой антинародный закон. Страна проглотит и не подавится. Мы как будто вернулись в лихие девяностые, когда целые слои общества выбрасывались буквально на грань физического выживания, на помойку да на кладбища. Просчитаны ли риски подобной, с позволения сказать, «социальной политики»?
Тут невольно вспоминается известный «шоковый реформатор», зимой 1992 года публично высказывавший пожелание, чтобы «вымерли 60 миллионов пенсионеров, а мы стали маленькой процветающей страной, как Швейцария». Швейцарией Россия почему-то так и не стала, а нынче нечто похожее творит Медведев с ведома своего кремлевского босса, только речь идет уже не о пенсионерах, как в начале девяностых при Ельцине, а о людях предпенсионного возраста и младше.
Весь интернет, соцсети и ютуб буквально заполнены критикой предстоящей реформы, причем это не только эмоциональные отклики, но и мнения серьезных экономистов, доказывающих, что ни к чему хорошему повышение пенсионного возраста в нашей стране не приведет. Ну а «сильные мира сего» продолжают гнуть свою линию: другого пути, кроме как реформа, для них нет. Вот и третий по чиновничьей иерархии человек в стране, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила без обиняков: «Что касается отложить – нет, отложить нельзя. Если власть таким образом поступит, это будет безответственная власть. Обсуждать, корректировать... Но принимать надо, не откладывая, осенью этого года».
Обывателю не очень понятно, что тут можно обсуждать: «Мы тебя не сразу убьем, а заставим помучиться?». Для всех очевидно, что реформа не подготовлена, что «эффективные менеджеры» в кавычках решили пойти по самому простому пути: залезть в карман прежде всего к работягам, ведь тех, кто трудится в теневом секторе экономики, реформа затрагивает мало, не говоря уж о силовиках и чиновниках, которые окончательно превращаются в привилегированный класс. А вот «черная кость», труженики, работодатели которых честно делали отчисления в Пенсионный фонд, пусть страдают больше всех.
А за что? За то, что в марте поддержали Путина? Вот тебе, бабушка, и Путин-день! Если вы такие «лохи», то терпите. Остается надеяться, что ближе к осени наш народ все-таки немного очухается и осознает, к чему ведет его правительство любителя айфонов: к резкому снижению уровня жизни для миллионов, росту социальной напряженности, еще более катастрофическому расслоению общества. Да скажем прямо: к массовой «бомжезации» населения.
И, опять же, остается вопрос: «Кто возглавит протест?». Лично я в митинги и сборы подписей не верю. Клали на них власти предержащие. Но поддерживаю идею всенародного референдума, которую предложил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Свое будущее народ должен решать на плебисците. Не должны судьбы миллионов тружеников решать какие-то дамы с зарплатой в три миллиона рублей в месяц.
В регионе, меж тем, продолжается кампания по избранию губернатора, но кто об этом знает? Не кампания, а форменное недоразумение. Кандидаты, вроде как номинальные ньюсмейкеры, затихарились под корягами, сидят тише воды, ниже травы, никого из претендентов, кроме действующего врио Ведерникова, и не видно. Официально — просачиваются сквозь муниципальный фильтр, неофициально — сдали позиции без боя.
Такого не наблюдалось даже пять лет назад, когда все-таки чего-то, пусть невпопад, но «вякали». Тут же полное «радиомолчание».
Если Шлосберг притих, так что говорить об остальных? Представители двух главных партийных брендов — КПРФ и ЛДПР - предпочитают особо не высовываться, либо выражают всяческую лояльность. Коммунист и бизнес-омбудсмен в одном стакане Аркадий Мурылев, к примеру, с радостью фотографируется в кампании знатных единороссов, ликующих после коллективного просмотра футбольного матча с участием сборной России. Представить такое еще лет 15 назад, было просто невозможно. Это расценили бы как либо западло, либо предательство. А нынче — ничего, даже «зашкваром» не считается.
«Брата-близнеца» Антона Минакова в публичном поле тоже слышно и видно плохо, будто ушел в леса к «зеленым братьям». В связи с чем я делаю малоутешительный вывод, что нынешняя избирательная кампания войдет в историю тем, что в ней участвуют не только спойлеры, но и «спойлеры» под партийными брендами. Изначально это некая игра в поддавки. Ситуация удивительная и ранее нами не виданная. Скажем, пять лет назад претендент от КПРФ Александр Рогов хотя бы производил множество риторических фигур, подчас весьма жесткого свойства. Нынешние же коммунисты, видимо, окончательно решили, подобно жирному коту из мультфильма про Попугая Кешу, что никакого «Таити» им не надо, их и здесь «неплохо кормят».
Естественно, что на этом унылом и вялом фоне врио губернатора Ведерников выглядит более чем энергично. У него «прямые линии» на телевидении и в местных газетах, у него — яркие и внушительные информационные поводы вроде встречи с полномочным представителем президента в СЗФО Александром Бегловым и привлечения 1 миллиарда рублей на приграничное сотрудничество. И это вполне объективный расклад, простая констатация фактов. Назначенец Путина имеет на дороге к своему будущему губернаторству сплошной зеленый свет, и никто из оппонентов не собирается вставлять ему палки в колеса. Никто даже имитацией помех не занимается. Раньше был лозунг: «Так победим!». Теперь его пора менять на «Так проиграем».
В завершение несколько слов о мундиале. Все-таки неслучайно премьер Медведев подсуропил скверную весть о повышении пенсионного возраста аккурат к старту чемпионата мира по футболу. По сети гуляет такой анекдот. Внучек спрашивает: «Дедушка, где ты был, когда в стране тебя пенсии за пять лет лишали? «Как где? У телевизора. Орал: Го-о-ол!», - отвечает дедушка». Все мы сейчас дружно орем: «Го-о-о-л!», тем более, что сборная России пока радует и впервые в своей истории вышла из группы. Напомню, что сборная СССР вышла из группы мундиаля 32 года назад, на чемпионате в Мексике.
И тут стоит признать, что матчи мундиаля психологически действуют на обывателя подобно тому, как действовал пять лет назад наркотик под названием «Крымнаш».
Болельщики выдули все пиво из баров Москвы. Россияне рады гостям со всех континентов, рады празднику. По масштабу и PR-эффекту большой футбол намного превосходит даже зимнюю Олимпиаду в Сочи. И дольше, и «ширше», и масштабней. Путин может быть доволен. Вот только стоит напомнить, что после всякой наркотической пилюли рано или поздно наступает жесткий отходняк.
Засим прощаюсь. Это были «Акценты». Берегите себя!
Александр Донецкий