Сцена / Фестивали

Германн «оскорблять», графиня капут

06.02.2017 10:22|ПсковКомментариев: 42

XXIV Пушкинский театральный фестиваль открылся драматической фантазией Николая Коляды на темы «Пиковой дамы»

Редкая птица долетит; не каждый зритель досидит. Псковская публика давно не испытывала столь полярных чувств. От отвращения до восторга. «Пиковая дама» знаменитого «Коляда-Театра» из Екатеринбурга разделила зрителей Пушкинского фестиваля примерно пополам. На тех, кто, едва дождавшись антракта, высказал свое категорическое «фу» каблуками, и тех, кто, невзирая на изощренно затянувшееся первое действие, все-таки предпочел «пролонгировать удовольствие». Те, кто остался, не ошиблись. Вторая часть явила вдруг динамичную, интенсивную экзистенциальную драму, рассчитанную как минимум на три катарсиса и один оргазм. Настигший главного героя Германна в кульминации, однако не спасший его от безумия, которое, по Пушкину, страшнее, чем голод, труд и нищета.

В драматургии Николая Коляды «стреляет» всё: русско-немецкое либретто, построенное как изощренный смысловой и фонетический микс; предельно функциональные декорации, превращающие панцирные сетки кроватей то в эротические «стаканы» ночного клуба, то в камеры психиатрической лечебницы; подвижная инсталляция из ста трехлитровых стеклянных банок с цветными пенистыми жидкостями внутри, готовыми пролиться на героев и даже внезапно взорваться, ловко выскользнув из рук актера в нужную минуту. Если в начале спектакля хор «заикается» об аутоэротизме главного героя, любящего позировать голым перед огромным зеркалом, то в финале Германн и вправду устраивает сеанс - только не стриптиза, а публичной мастурбации; вот тут-то и «выстреливает» бутылочка с мутным веществом, весь спектакль болтавшаяся на впалой груди.

Понятно, что Пушкин для Коляды - отправная точка для целой серии развернутых сценических провокаций: палимпсест, сочиненный поверх пушкинской повести, сохранил лишь название «Пиковая дама», но когда знакомый с детства, канонический текст неожиданно прорывается из тарабарской русско-немецкой билингвы, из убористых диалогов Коляды, это воспринимается как однозначный «фреш», необычайно свежий художественный прием; эффект сравним с тем, что возникает в кино, когда 2D внезапно переходит в 3D: пушкинские цитаты как будто зависают над сценой и высвечиваются крупными, выпукло-красивыми буквами, и сгорбленный, плоский, пошлый, ущербный, зацикленный на собственных фобиях, артхаусный «немчурёнок» Германн вдруг обретает какое-то сверхчеловеческое измерение, мультиплицируется, уходит в перспективу непостижимой классической мощности и простоты. Будто режиссер переключил какой-то неведомый тумблер, и включил режимы насыщенного звука и цветности.

Эффект, правда, длится недолго, как вспышка, после чего зритель снова возвращается в вязкую семантическую игру, русско-немецкую абракадабру. Это тот случай, когда спектакль, вроде бы не нуждаясь в переводчике, требует дешифровки. Шифр открывается не всем и не сразу. Когда художественный код не распознается, спектакль неминуемо превращается в «немца», то есть буквально в мычащего немого (на этимологию слова «немец» в одной из реплик прямо указывает сам автор). Вытерпеть долго пытку непониманием способен далеко не каждый. Поэтому, для значительной части публики происходящее на сцене превратилось в мучительный акт глухонемой коммуникации, где «моя-твоя не понимай». Для остальных, кто включился в дискурс, «спектакль-немец» стал настоящим откровением. Некоторые зрители так хлопали, что у них наверняка остановились новые часы, как у Довлатова на джазе.

Условно фантазию Николая Коляды можно разбить на тир части. Первая — получасовая сценическая увертюра, череда ярких танцевальных и вокальных номеров. Сексапильные девки с вываливающимися грудями и мускулистые парни в пестрых юбках прыгают по кроватям и производят странные манипуляции с трехлитровой посудой. Падает искусственный снег. Сочинитель обыгрывает массовые стереотипы о Германии. Звучат музыкальные штампы - «Ах, мой милый Августин» и нацистский марш, русскому человеку знакомый по искаженным первым строчкам «Дойче зольдатен, унд ди оффицирен». Из этого буйного веселья, больше напоминающего коллективное помешательство, возникает странный персонаж, будто телепортированный из кинохроники о пленных немцах под Сталинградом: тулуп, валенки, ушанка, женский платок, очки. Чуть позже выяснится, что это и есть наш Германн, чувствующий себя в вечном плену у жестокой России.

Вторая часть посвящена графине, которая является в наряде вечной невесты, но долго не показывает лица. Когда лицо открывается, оказывается, что это уродливая нарисованная маска. Здесь-то и возникают все лейтмотивы драмы, ее смысловые оппозиции: Россия - Германия, Родина - чужбина, старость - юность, пошлость - мечта, деньги - безумие, любовь - отвращение, русский язык - немецкий язык. Именно вторая часть кажется зрителю занудной, хотя она-то и готовит к третьему прорыву, который стартует сразу после антракта.

Третья часть посвящена по преимуществу Германну, хотя не только ему. И графиня, и Лиза тоже сыграют, одна - в ящик, другая - замуж за богача, и в этом скачке откроются по-новому. Германн (блестящая работа Олега Ягодина) тоже покидает свой условный кокон и переживает метаморфозу: из карикатурного, смешного немца он на глазах у разинувшей рты публики вдруг мутирует в одинокого и предельно несчастного человека, в живое воплощение отчаянья, в корчащегося червяка с содранной кожей, в некий оголенный человекообразный нерв, в бесплодную эрекцию, с криком выбрасывающую в пустоту свое бесполезное семя.

В спектакле много ненависти и даже жестокости, в словах, в поступках, в обрывках немецких проклятий и русской брани - к оскорбленной старости, к беззащитной юности, к сумеречному человеческому уделу вообще. И не случайно, когда Германн оказывается за решеткой в дурдоме, а толпа злорадно поливает его из трехлитровых банок, возникает ассоциация с фашистским концлагерем. Впрочем, весь мир - глобальный концлагерь, превращения, словно в дурном сне, продолжаются: в финале Россия и Германия меняются местами, презренные клизмы превращаются в луковки православных церквей, а немец Германн оборачивается «русским Ванькой», который искал-искал «щастья», да так и не нашел.

«Пиковая дама» от «Коляда-Театра» - невероятная вещь: и Пушкин, и анти-Пушкин, и немец, и русский, на самом деле - единый «язык» (народ), который демонстрирует нам Германн, вывалив его на подбородок ближе к развязке; и актуальный геополитический сюжет, и сугубо личная, глубоко интимная экзистенциальная драма. В спектакле как будто есть всё, что захочешь из него извлечь, были бы ум да желание, но главное — удивительная творческая свобода, редкое ощущение, когда смотришь и понимаешь: этот сложный художественный организм существует совершенно независимо от зрителя. Будто зрителя в зале и нет.

Саша Донецкий

Сюжет: XXIV Пушкинский театральный фестиваль О театральных праздниках и буднях Человек в белом Оборотни в погонах-буфф Пушкин и оскорбление чувств Пушкин и Булгаков могут стать темой юбилейного Пушкинского театрального фестиваля «Пинежский Пушкин» стал лидером зрительного голосования по итогам режиссерской лаборатории Олега Лоевского Уже выбран спектакль на открытие юбилейного Пушкинского театрального фестиваля Андрей Пронин извинился перед зрителями за высокие цены на билеты XXIV Пушкинского театрального фестиваля Преподаватели Псковского колледжа искусств высоко оценили музыкальную составляющую XXIV Пушкинского театрального фестиваля Стоя и бурными аплодисментами проводили псковичи Пушкинский фестиваль В Пскове завершается Пушкинский фестиваль Театр «Мастерская» в рамках XXIV Пушкинского фестиваля представит спектакль по ранним рассказам Булгакова 24-й Пушкинский. Версия 6+ Три спектакля покажут сегодня в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля Зрители выберут лучший эскиз спектакля, созданный в рамках лаборатории Олега Лоевского на Пушкинском фестивале Средства с концерта Камерного хора Смольного собора будут направлены на строительство храма при псковской больнице Спектакль «Пушкин: Сказки для взрослых» произвел удручающее впечатление на прокурора Псковской области Реконструкция уникального пещного действа состоялась в Приказной палате Псковского кремля. ВИДЕО В Псковском театре драмы состоится показ эскиза спектакля «Моцарт и Сальери» Пушкин и рок-н-ролл Лекция Майи Кучерской и уникальное «Пещное действо» ждут зрителей XXIV Пушкинского театрального фестиваля 9 февраля «Снегурочка»: Шум и радость За пять дней Псковский драмтеатр выпустит три полноценных спектакля Лекция Майи Кучерской пройдет в рамках Пушкинского фестиваля в Пскове Спектакль «Записки юного врача», который псковичи увидят 12 февраля, получил гран-при фестиваля «Монокль» Револьвер «Достоевский» Театры из Петербурга и Новосибирска сегодня покажут два спектакля в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля Дамский дебют «Фальшивый купон»: Кромешная Россия Германн «оскор блять», графиня капут «Пиковую даму» покажут сегодня в 4-й день Пушкинского театрального фестиваля На спектакль «Пушкин-Пушкин или кинПушкинПушкинПуш» все билеты проданы С успехом прошла на малой сцене Псковского драмтеатра премьера спектакля «Пиковая дама» Сразу две премьеры ждут сегодня гостей Пушкинского театрального фестиваля В Пскове открыт 24-й Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль «Коляда-театр» открыл в Пскове XXIV Пушкинский театральный фестиваль «Другой Пушкин» представлен на выставке в Пскове в рамках театрального фестиваля Сегодня в Пскове откроется XXIV Пушкинский театральный фестиваль Режиссер Юрий Печенежский: Наша «Пиковая дама» - больше человеческая драма, чем триллер Второй эскиз в рамках лаборатории Олега Лоевского будет показан 12 февраля на малой сцене Псковского драмтеатра Опция «вход - выход» будет предусмотрена для зрителей пещного действа в Приказных палатах Я никогда не думал, что Достоевский может быть таким смешным - театральный критик Андрей Пронин 19 крупных сценических событий вошли в программу XXIV Пушкинского театрального фестиваля Завтра в театре пройдет розыгрыш билетов на Пушкинский фестиваль Опубликована обновленная программа научной конференции «Литургия и театр» Пушкинский театральный фестиваль вошел в список лучших событий февраля в России На спектакли на малой сцене в рамках XXIVПушкинского фестиваля все билеты проданы В рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля пройдет режиссерская лаборатория Выставка «Другой Пушкин» откроется в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля В рамках Пушкинского театрального фестиваля в Пскове состоится благотворительный концерт Псковичи могут посетить лекторий Пушкинского фестиваля бесплатно, но по предварительной записи Андрей Пронин: Надеемся, что псковская публика оценит своеобразный театральный язык спектакля Клима Стали известны имена молодых режиссеров, которые примут участие в лаборатории Олега Лоевского в рамках Пушкинского фестиваля Режиссер, который везет на Пушкинский фестиваль «Братьев Карамазовых», признался, что не любит Достоевского Уникальное пещное действо будет реконструировано в рамках Пушкинского театрального фестиваля Андрей Пронин: Пушкинский театральный фестиваль открывает панораму современного российского театра Дмитрий Месхиев: Пушкинский театральный фестиваль в этом году выходит на совершенно иной уровень Андрей Пронин: «Снегурочка» - один из лучших спектаклей России, созданных в 2016 году Ларисы Маркины из двух столиц России представят в Пскове свои истории о золотой рыбке За дни работы Пушкинского театрального фестиваля актеры Псковского драмтеатра подготовят эскизы нескольких спектаклей Организаторы Пушкинского театрального фестиваля советуют зрителям обратить внимание на те спектакли, которые приедут в Псков из далека «Пиковую даму» в Псковском драмтеатре интересно смотреть с разных точек - актеры Юрий Печенежский призвал псковского зрителя не сравнивать фестивальных «Пиковых дам» Режиссер псковской «Пиковой дамы»: Мы не делаем ультрамодный спектакль Афиша Daily назвала показ спектакля «Фальшивый купон» одним из главных театральных событий 2017 года Впервые в Пскове состоится лекция известного российского композитора Александра Маноцкова «Сказки для взрослых» по Пушкину покажут в рамках театрального фестиваля Оргкомитет XXIV Пушкинского театрального фестиваля приглашает американскую певицу Ферги стать почетным гостем фестиваля Дополнительный показ спектакля «Пушкин-Пушкин или кинПушкинПушкинПуш» состоится в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля Опубликована сводная афиша XXIV Пушкинского театрального фестиваля Театр «Мастерская» в рамках XXIV Пушкинского фестиваля представит спектакль по ранним рассказам Булгакова Поклонники театрального искусства могут выиграть билет на XXIV Пушкинский фестиваль Мистический анекдот Александра Пушкина представит театр «Кукольный формат» на псковской сцене Независимый театральный проект «ББТ» Бориса Бирмана станет участником XXIV Пушкинского театрального фестиваля «Пиковая дама» Псковского драмтеатра в рамках Пушкинского фестиваля будет показана дважды Фантастическую оперу по пьесе Островского «Снегурочка» увидят зрители Пушкинского театрального фестиваля Объявлен еще один хедлайнер XXIV Пушкинского театрального фестиваля Коляда-театр откроет XXIV Пушкинский театральный фестиваль Хор Исаакиевского собора в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля даст в Пскове благотворительный концерт Тему взаимоотношений русского театра с РПЦ обсудят в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля Создатели XXIV Пушкинского театрального фестиваля намерены удовлетворить вкусы всех зрителей Известный критик Андрей Пронин стал арт-директором XXIV Пушкинского театрального фестиваля
Лента новостей