Сцена / Фестивали

Револьвер «Достоевский»

07.02.2017 14:43|ПсковКомментариев: 32

На XXIV Пушкинском театральном фестивале показали «Братьев Карамазовых» в постановке «Небольшого Драматического Театра» из Санкт-Петербурга

Спектакль захватывает буквально с первых минут и уже не отпускает до финала, притягивает взгляд, гипнотизирует. Это яркий сценический кошмар, с бьющей через край темной чувственной энергией. Действие напряжено, как спусковой курок револьвера, которым играют в русскую рулетку: еще чуть-чуть, и грохнет смертельный выстрел.

Пять минут я не мог понять: как они это делают? В чем кроется секрет? Череда актерских фокусов заворожила зал, словно большого наивного ребенка. Зал затаил дыхание. Вот три красивых, ладных юноши мгновенно превратились в птицу-тройку, и из лошадиных ноздрей натурально вылетел густой белый пар, и -понеслось...

Версия «Братьев Карамазовых» Льва Эренбурга, безусловно, эпатирует, но это какой-то необычный эпатаж, особенный. Предельно физиологичный, до отправления естественных потребностей, но ни разу не пошлый. Кажется, что это оксюморон, что так не бывает, но вот он случился на псковской сцене, был разыгран динамично и безупречно, точно в голливудском кино, и перед зрителем возник целый аттракцион скандальных инцидентов, - вставляет так, что аж мурашки по коже, глубоко, по самый кишечник. И это были настоящие американские горки: вверх-вниз, по всей амплитуде психических состояний, мизансцен и диалогов.

Скандал, как известно, - мотор сюжета у Достоевского. Режиссер извлек из романа его «реперные точки», те фрагменты, без которых «Братья Карамазовы» теряют смысл. В этой версии Достоевский реализуется в качестве той самой пресловутой «достоевщины», то есть в стихии телесного низа и психиатрических патологий, на сцене предстающих в серии актерских физиологических этюдов.

Вот Павел Смердяков моет пол и решает выплеснуть грязную воду на зрителей, и он растягивает этот жест на полторы минуты; вроде простой трюк, а все равно ждешь - выплеснет или нет?

Вот братья Карамазовы, пародируя кинематографический рапид, разыгрывают пантомиму, видимо, символизирующую кровное, по отцу, родство.

Вот Грушенька прихорашивается лицом в зал и долго натягивает чулки на длинные стройные ноги.

Вот витальный Митя Карамазов, прервав сексуальный акт, вскакивает и стукается лбом в собственную эрекцию, а субтильная, до анорексии, девушка-инвалид Лиза Хохлакова спускает панталончики, садится на горшок и долго тужится.

Противоречит ли вся эта сценическая физиология замыслу Достоевского? Ничуть. Это и есть его подлинная эссенция, густой, пахнущий выделениями, кровью и спермой, пьянящий концентрат. Поэтому персонажи выбивают пыль из одежды, обнажаются до гениталий, сморкаются, плюют и харкают, пьют и едят, шатаются, спотыкаются, падают, корчатся, вступают друг с другом в плотный физический контакт: обнимаются, до слюней, целуются, дерутся, бьют по ушам и под дых, играют в русскую рулетку, трясутся в падучей, рубят топором-сначала курицу на суп, а затем и человека -собственного отца.

Который, конечно, не просто отец, но еще и манифестация Бога, коего следует обязательно прибить, потому что,«если Бога нет, то всепозволено». Так в физических сочленениях героев, их перверсиях и страстях, вдруг просвечивает патентованная метафизика Достоевского, его истерическое алкание Христа.

Оригинальна сценография спектакля. Это - символическая плаха, сбитый из досок помост и корявый позорный столб, у которого 22 декабря 1849 года «расстреляли» молодого писателя Достоевского. Теперь это место казни его героев, «сладострастников» Карамазовых, отца и братьев, каждый из которых выражает какую-то черту, ипостась национального характера: душевную широту Мити, философский талант Ивана, религиозную жажду справедливости Алеши, лакейство и ущербность Смердякова.

Столб вообще крайне функционален - это и дверь, в которую стучат, и порог, через который проходят в иное измерение, и постель, на которой предаются любви, и фаллос, и свеча. По нему или рядом с ним герои поднимаются вверх и низвергаются в бездну. Здесь Алеша делает акробатический кульбит и мгновенно превращается в бунтовщика, требующего наказать «за слезинку ребенка»: «Расстрелять!»

Здесь же Павел убивает отца и вешается сам, в конвульсии суча ногами и жутко вывалив язык. Федор Павлович насилует юродивую Лизавету, превращается в ее живот и тут же принимает новорожденного. Парадоксальна и зрелищна композиция этого эпизода: новая жизнь оказывается опрокинута в смерть. В сознании возникает как бы вывернутая наизнанку смысловая «матрешка»: отец-насильник и сын-ублюдок (со сцены несколько раз подряд звучит другое, матерное слово), оба бесконечно низкие и подлые, и обоих одинаково жалко.

Если первую часть спектакля можно сравнить с фазой «плато», ровной и уверенной, то вторая нарастает крещендо и ближе к финалу выходит на новый уровень, на искомый метафизический этаж, порождая две кульминации.

Первая - сюрреалистический сон Мити, в котором мы попадаем в Америку; эту причудливую сцену с издевательским синхронным переводом «Выхожу один я на дорогу» невозможно описать словами, её надо видеть.

Вторая кульминация - пластический этюд всех Карамазовых, их трагикомический стрип-танец в памперсах вокруг все того же столба, на этот раз - пилона, не перестающего быть основой для креста, вертикалью, которой для распятия не хватает только поперечины. Метафора проста: все мы - дети одного Бога, даже если Он выглядит как конченный пропойца, с вечным изумлением на лице.

«Братья Карамазовы» Льва Эренбурга - безупречная режиссерская и актерская работа, несомненная удача XXIV Пушкинского театрального фестиваля, ведь это дипломный спектакль, а сыгравшие в нем артисты - ученики режиссера; они заканчивают курс РГИСИ (Института сценических искусств) только в этом, 2017-м, году. Но вряд ли эти подробности волновали фестивального зрителя, который неожиданно для себя стал очевидцем яркого и многообещающего художественного события.

Саша Донецкий       

Фото Андрея Кокшарова

Сюжет: XXIV Пушкинский театральный фестиваль О театральных праздниках и буднях Человек в белом Оборотни в погонах-буфф Пушкин и оскорбление чувств Пушкин и Булгаков могут стать темой юбилейного Пушкинского театрального фестиваля «Пинежский Пушкин» стал лидером зрительного голосования по итогам режиссерской лаборатории Олега Лоевского Уже выбран спектакль на открытие юбилейного Пушкинского театрального фестиваля Андрей Пронин извинился перед зрителями за высокие цены на билеты XXIV Пушкинского театрального фестиваля Преподаватели Псковского колледжа искусств высоко оценили музыкальную составляющую XXIV Пушкинского театрального фестиваля Стоя и бурными аплодисментами проводили псковичи Пушкинский фестиваль В Пскове завершается Пушкинский фестиваль Театр «Мастерская» в рамках XXIV Пушкинского фестиваля представит спектакль по ранним рассказам Булгакова 24-й Пушкинский. Версия 6+ Три спектакля покажут сегодня в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля Зрители выберут лучший эскиз спектакля, созданный в рамках лаборатории Олега Лоевского на Пушкинском фестивале Средства с концерта Камерного хора Смольного собора будут направлены на строительство храма при псковской больнице Спектакль «Пушкин: Сказки для взрослых» произвел удручающее впечатление на прокурора Псковской области Реконструкция уникального пещного действа состоялась в Приказной палате Псковского кремля. ВИДЕО В Псковском театре драмы состоится показ эскиза спектакля «Моцарт и Сальери» Пушкин и рок-н-ролл Лекция Майи Кучерской и уникальное «Пещное действо» ждут зрителей XXIV Пушкинского театрального фестиваля 9 февраля «Снегурочка»: Шум и радость За пять дней Псковский драмтеатр выпустит три полноценных спектакля Лекция Майи Кучерской пройдет в рамках Пушкинского фестиваля в Пскове Спектакль «Записки юного врача», который псковичи увидят 12 февраля, получил гран-при фестиваля «Монокль» Револьвер «Достоевский» Театры из Петербурга и Новосибирска сегодня покажут два спектакля в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля Дамский дебют «Фальшивый купон»: Кромешная Россия Германн «оскор блять», графиня капут «Пиковую даму» покажут сегодня в 4-й день Пушкинского театрального фестиваля На спектакль «Пушкин-Пушкин или кинПушкинПушкинПуш» все билеты проданы С успехом прошла на малой сцене Псковского драмтеатра премьера спектакля «Пиковая дама» Сразу две премьеры ждут сегодня гостей Пушкинского театрального фестиваля В Пскове открыт 24-й Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль «Коляда-театр» открыл в Пскове XXIV Пушкинский театральный фестиваль «Другой Пушкин» представлен на выставке в Пскове в рамках театрального фестиваля Сегодня в Пскове откроется XXIV Пушкинский театральный фестиваль Режиссер Юрий Печенежский: Наша «Пиковая дама» - больше человеческая драма, чем триллер Второй эскиз в рамках лаборатории Олега Лоевского будет показан 12 февраля на малой сцене Псковского драмтеатра Опция «вход - выход» будет предусмотрена для зрителей пещного действа в Приказных палатах Я никогда не думал, что Достоевский может быть таким смешным - театральный критик Андрей Пронин 19 крупных сценических событий вошли в программу XXIV Пушкинского театрального фестиваля Завтра в театре пройдет розыгрыш билетов на Пушкинский фестиваль Опубликована обновленная программа научной конференции «Литургия и театр» Пушкинский театральный фестиваль вошел в список лучших событий февраля в России На спектакли на малой сцене в рамках XXIVПушкинского фестиваля все билеты проданы В рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля пройдет режиссерская лаборатория Выставка «Другой Пушкин» откроется в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля В рамках Пушкинского театрального фестиваля в Пскове состоится благотворительный концерт Псковичи могут посетить лекторий Пушкинского фестиваля бесплатно, но по предварительной записи Андрей Пронин: Надеемся, что псковская публика оценит своеобразный театральный язык спектакля Клима Стали известны имена молодых режиссеров, которые примут участие в лаборатории Олега Лоевского в рамках Пушкинского фестиваля Режиссер, который везет на Пушкинский фестиваль «Братьев Карамазовых», признался, что не любит Достоевского Уникальное пещное действо будет реконструировано в рамках Пушкинского театрального фестиваля Андрей Пронин: Пушкинский театральный фестиваль открывает панораму современного российского театра Дмитрий Месхиев: Пушкинский театральный фестиваль в этом году выходит на совершенно иной уровень Андрей Пронин: «Снегурочка» - один из лучших спектаклей России, созданных в 2016 году Ларисы Маркины из двух столиц России представят в Пскове свои истории о золотой рыбке За дни работы Пушкинского театрального фестиваля актеры Псковского драмтеатра подготовят эскизы нескольких спектаклей Организаторы Пушкинского театрального фестиваля советуют зрителям обратить внимание на те спектакли, которые приедут в Псков из далека «Пиковую даму» в Псковском драмтеатре интересно смотреть с разных точек - актеры Юрий Печенежский призвал псковского зрителя не сравнивать фестивальных «Пиковых дам» Режиссер псковской «Пиковой дамы»: Мы не делаем ультрамодный спектакль Афиша Daily назвала показ спектакля «Фальшивый купон» одним из главных театральных событий 2017 года Впервые в Пскове состоится лекция известного российского композитора Александра Маноцкова «Сказки для взрослых» по Пушкину покажут в рамках театрального фестиваля Оргкомитет XXIV Пушкинского театрального фестиваля приглашает американскую певицу Ферги стать почетным гостем фестиваля Дополнительный показ спектакля «Пушкин-Пушкин или кинПушкинПушкинПуш» состоится в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля Опубликована сводная афиша XXIV Пушкинского театрального фестиваля Театр «Мастерская» в рамках XXIV Пушкинского фестиваля представит спектакль по ранним рассказам Булгакова Поклонники театрального искусства могут выиграть билет на XXIV Пушкинский фестиваль Мистический анекдот Александра Пушкина представит театр «Кукольный формат» на псковской сцене Независимый театральный проект «ББТ» Бориса Бирмана станет участником XXIV Пушкинского театрального фестиваля «Пиковая дама» Псковского драмтеатра в рамках Пушкинского фестиваля будет показана дважды Фантастическую оперу по пьесе Островского «Снегурочка» увидят зрители Пушкинского театрального фестиваля Объявлен еще один хедлайнер XXIV Пушкинского театрального фестиваля Коляда-театр откроет XXIV Пушкинский театральный фестиваль Хор Исаакиевского собора в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля даст в Пскове благотворительный концерт Тему взаимоотношений русского театра с РПЦ обсудят в рамках XXIV Пушкинского театрального фестиваля Создатели XXIV Пушкинского театрального фестиваля намерены удовлетворить вкусы всех зрителей Известный критик Андрей Пронин стал арт-директором XXIV Пушкинского театрального фестиваля
Лента новостей