Глупо ссылаться на этот документ, но седьмая статья Конституции России четко определяет, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Обидно, конечно, но граждане России здесь даже не упомянуты, вместо них под защиту берется некий абстрактный человек. Дело тут ясное – общечеловеческие ценности, и все такое, но хочется, очень хочется, чтобы ценности эти применялись и к коренному населению без предварительной партийной, профессиональной и даже национальной идентификации. Применялись просто потому что Россия – твой дом.
А то ведь грустно как-то.
Вот школа № 47 в Пскове. Скажите мне имя того, кто будет отвечать, если не дай Бог, кто-то убьётся на ее руинах? То, что раньше было стройплощадкой, теперь открыто всем желающим. Охраны нет. В здании – ни окон, ни дверей. Ограждения с лестниц сняты, кое-где дырки в перекрытиях. А скоро каникулы, и детям будет нечего делать.
Да и сама затея с капремонтом. Во-первых, полностью закрыть немаленькую по числу учащихся школу надо было еще додуматься. Тем более, когда нет гарантий, что через полгода-год всё стопроцентно вернется на свои места. Учащихся рассовали по соседним школам. В итоге – переполненные классы, которые со второго по восьмой учатся во вторую смену. Помнится, еще лет двадцать назад специалисты пришли к выводу о вреде вторых смен. И тут такая забота о человеке и его свободном развитии…
Или вот система записи к врачам-специалистам. Ситуацию, когда десятки людей с направлениями от терапевта должны прийти к шести-семи утра, чтобы разыграть несколько номерков, мог придумать только извращенец и враг народа. И поддерживать ее, выставляя многочисленные преграды поперек электронной очереди, могут лишь те, кто не согласен с Конституцией, убеждающей каждого, что Россия – она ради достойной жизни и свободного развития.
А реформа здравоохранения. В Пустошке в райбольнице осталось целых четыре койки. На весь район. Всех остальных отправляют в Великие Луки. В поликлинике тоже в основном терапевты, специалисты – опять в Великих Луках.
Кому-то в голову пришла простая идея: раз качество услуг неважное, врачей нет, самое простое – упростить и больницы, пусть в соседние районы ездят. Чем повышать качество медицины на периферии, решили саму периферию сократить почти до нуля, а уровень поднять «в целом». И это при уровне жизни псковской деревни, при наших дорогах и отмененных поездах.
И кстати про поезда. Всем давно известно, почему сокращают количество пригородных поездов: потому что дорого и невыгодно возить. Все знают также, почему получилось дорого и невыгодно. Потому что от единой российско-советско-российской системы железных дорог отрезали самую вкусную часть – грузовые перевозки, а остальные объявили убыточными. Все знают эту схему, тем паче что она была осуществлена и в других отраслях (энергетике, например), все знают, охают, разводят руками и как бы ничего не могут поделать.
При этом седьмую статью никто не отменял.
Вообще интересно, что будет, если через седьмую статью Конституции «профильтровать» решения и программы по оптимизации, модернизации, повышению эффективности. Многие ли из них не окажутся «отфильтрованными»? Если доступность образования повышается за счет падения его качества, как это понимать? Или наоборот, когда рост качества медицинской помощи компенсируется снижением ее доступности, кому это нужно? Или развитие предпринимательства сквозь почти полное игнорирование даже маломальских стандартов, путем создание продукта, на который и смотреть не хочется, зачем оно?
Отвечать на эти вопросы никому не интересно. Гораздо забавнее предлагать расширить улицу Некрасова за счет тротуара. Прямо как у Булгакова: «Так у профессора и так совершенно исключительное положение... Мы знаем об его работе. Целых пять комнат хотели оставить ему...».
Еще веселее воевать с дальним потомком Швондера.
И хоть бы кто-то вписал в Конституцию конкретного человека – гражданина России. Может, тогда ссылаться на этот документ станет не так бессмысленно.
Константин Шморага