Паук (в миру Сергей Троицкий), лидер «Коррозии металла», в одном из недавних интервью Ленте.ruне то в шутку, не то всерьез сообщил, что в юношестве планировал стать ученым-инженером. Но, увидев, что все эти люди работают в громадных учреждениях, результаты работы которых никому не нужны, передумал. В случае с Пауком это, может, совсем неплохо, но в целом вряд ли можно радоваться тому, что открытия и разработки нашей науки успешно применяются западными странами и работают на их экономику. Мы, конечно, люди не жадные, но обидно как-то.
И вот теперь, когда стало ясно, что одной нефти нам мало, да к тому же она еще ох как непостоянна, ситуацию решили исправлять. Нынешнее руководство России провозгласило курс на экономическую самостоятельность страны, а для этого нужна и сильная наука, не боящаяся выйти за рамки привычного, и сильная промышленность, желающая и могущая осуществлять самые невероятные идеи ученых. Правда, то что от различных НИИ сейчас осталось немногое, а работают там в основном ярко выраженные пенсионеры, это, конечно, не самое благоприятное обстоятельство, даже если учесть, что инновационная экономика, если только именно ее и планируют создать в России – это, прежде всего, качественное улучшение уже имеющегося, коммерциализация полученного знания, не претендующая на переворот в науке и технике.
Отсутствие кадров и материальной базы – одна из главных проблем, на пути наполеоновских, по нынешним меркам, проектов нашего руководства. И если вопрос матчасти, поднатужившись, еще можно решить в довольно короткое время, то с генераторами идей нынче огромное затруднение. Отчасти виноваты в этом и те, кто мог бы уже сейчас получать прибыль от полета научной мысли. Не далее как два года назад в интервью телеканалу «Россия» Владимир Потанин на вопрос «кого больше не достает отечественной экономике: творцов или исполнителей?», после некоторой паузы ответил, что не хватает исполнителей.
Не к тому же ли призывали молодежь и высокопоставленные чиновники, уверявшие, что самое лучшее, чего она может достичь – это стать специалистом, то есть человеком, разбирающимися лишь в очень узкой, специализированной, части. И не жизни даже, просто экономики.
Винтики так винтики. Вот и на бьющемся сейчас в истерике финансовом рынке обнаружили десяток-другой роботов, действовавших там в качестве трейдеров.
Или попытки реформировать высшее образование. Зачем, что, как и почему изменять до сих пор никто так толком и не объяснил. Такое ощущение, что все делается просто чтобы было «как там». Хотя вопрос где это «там» и как «там» на самом деле, не менее интересен. Не секрет, что проблема инновационного развития стоит не только перед Россией. Такую же задачу, но описанную более конкретно, ставят перед собой и Япония, и США, и страны Европы. И к своему образованию они претензий имеют не меньше, чем мы к своему.
Пока все изменения, идущие в западном образовании в последние тридцать лет, не привели к существенному научно-техническому прорыву. Усиливающаяся специализация знания играет здесь, кажется, не самую лучшую роль. Как рассказывал один из наших преподавателей, стажировавшийся в авторитетном Чикагском университете, за тамошними светилами он заметил одну парадоксальную особенность. Профессор мог блестяще разбираться в своей довольно узкой области, но знания по смежным сферам были у него на уровне наших студентов-второкурсников. В условиях современного переплетения разных областей науки это вряд ли играет положительную роль.
И вряд ли о благополучии «как-тамской» системы образования говорит недавний казус, произошедший в Германии. Школе имени Фридриха Шиллера пришел счет на имя герра Шиллера за пользование телерадиоантеной. Директор школы попытался отшутиться, но понял, что его юмора не понимают, и был вынужден объяснить, что великий немецкий поэт-романтик Ф.Шиллер умер более двух веков назад, а потому не имел возможности пользоваться такой услугой. Тут уж не до инноваций.
Впрочем, подобная ситуация вполне может случиться и в России. Уровень сегодняшнего школьного образования таков, что образованием его можно назвать с трудом. И дело вовсе не в постоянно растущем объеме информации. Многие родители считают, что их детей должен кто-то воспитать и кто-то же должен их чад научить, «чему нужно». Даже президент Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», он же глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин посетовал недавно «Известиям», что «люмпенская психология прорывается даже в сознание детей. «Зачем это нужно? Пойдешь в ларек, че-нибудь продашь, че-нибудь купишь...».
Странно, но руководители школ в этом потакают как родителям, так и собственным ученикам. Одна знакомая, вполне, кстати, довольная своей работой в школе, ушла оттуда, после того, как директор вызвала ее и сказала: «Не надо так стараться. Зачем вы нагружаете детей?». Все дело было в том, что она пыталась поинтереснее и с разных сторон преподать ученикам физику. Но этот предмет не входил в сферу их интересов. Родители так и сказали: «им это не пригодится».
А потом эти деловые люди с жизненным планом, четко знающие, что в жизни им пригодится, а что – нет, приходят в вузы и ждут, когда им дадут диплом. Потому что с этой бумагой зарплата выше. Они полны амбиций, но часто даже двух слов в разговоре по существу связать не могут, потому что или на них все одиннадцать школьных лет кричали учителя, или они же убедили растущее поколение, что самое главное – это свое мнение, все остальное не стоит и внимания.
Самое интересное, что эпоха великих научных открытий приходится как раз на время, когда прибыли от них никто не ждал. Декарт, Паскаль, Ньютон, Ломоносов, Менделеев и многие другие были людьми совсем небогатыми и занимались своими исследованиями не денег или эффективности ради. Но сейчас именно благодаря этим людям зарабатываются десятки миллиардов по всему миру.
Если бы они думали об этом, их потомки купались бы в роскоши, а история человечества, возможно, сложилась бы совсем по-другому.
Константин Шморага